У Украины остаются шансы

Для Евросоюза было важно, что первым зарубежным визитом Виктора Януковича стала поездка в Брюссель, а не в Москву.

Для Евросоюза было важно, что первым зарубежным визитом Виктора Януковича стала поездка в Брюссель, а не в Москву, хотя преувеличивать значение этого факта никто в ЕС не будет. Выбор первой поездки нового президента подкрепил высказывания ряда людей из окружения Януковича, в частности, Леонида Кожары, о том, что сотрудничество Украины с Европой пересмотру не подлежит.

Визит прошел на фоне и в контексте резолюции Европейского парламента. Ряд украинских СМИ стали говорить о том, что она якобы подтвердила перспективу членства Украины в ЕС. Но я бы не искал в ней сверхважного значения – это уже «ловля запятых». Безусловно, важно то, что один из институтов Евросоюза (причем роль Европарламента сейчас потихоньку увеличивается), решил в такой момент послать другим институтам ЕС сигнал о необходимости активизировать, а не сворачивать взаимодействие с Украиной.

Думаю, существовавший риск, что победу Януковича в ЕС и в Брюсселе будут использовать как доказательство необходимости сворачивать работу с Украиной, на данный момент можно считать преодоленным. Это означает, что сегодня Украина никаких шансов не упустила и не утратила. И это самое важное.

Другое дело, что к Януковичу все равно будут относиться более придирчиво, чем к его предшественнику. На все его шаги будут смотреть более пристально. Если ЕС с оглядкой на украинские выборы и проч. мог удовлетвориться какими-то заявлениями оранжевых властей о европейском выборе, то от Януковича будут ожидать и требовать реальных действий. Если действий не последует, то чувство усталости от Украины, которое, безусловно, присутствует, может очень резко усилиться.

Что касается последовавшего после визита заявления президента о том, что Украина получит безвизовый режим с ЕС не позже, чем через год, то, на мой взгляд, в Брюсселе оно никого всерьез взволновать не может. Там понимают, что оно рассчитано на внутреннюю, украинскую аудиторию.

Однако получение безвизового режима через год просто исключено. Даже если такая перспектива появится, для ее воплощения в жизнь понадобится от трех до пяти лет. Если Янукович этого себе не представлял, пускай это будет на совести его советников. Но я все же полагаю, что этим заявлением он преследовал некую внутриполитическую цель.

Так же, мосты с Европой, ему надо выстраивать мосты к жителям Западной Украины. Естественно, есть слои общества, к которым Януковичу никогда не достучаться, чтобы он ни делал. Поэтому он может позволить себе отменить указ о предоставлении Бандере звания Героя Украины. Но есть люди, у которых к этой власти совершенно четкие прагматические запросы. Власть, которая обеспечит им безвизовый режим, заработает в их глазах массу политических очков. Точно так же происходит в России – публика очень хочет безвизового режима с ЕС, а власть, борясь за этот режим и даже его не получая, получает хороший внутренний рейтинг.

Аркадий Мошес – директор Российской программы Финского института международных отношений