Цушко отправился на госзакупки
«Главком» анализирует проект закона о госзакупках, подготовленный в Минэкономики
В распоряжении «Главкома» оказался проект «Закона об осуществлении государственных закупок», подготовленный Министерством экономики. Текст, который скоро от имени Кабмина будет направлен в Раду для рассмотрения во втором чтении, содержит массу революционных предложений. Не исключено, что именно этот законопроект появиться в пакете реформ, которые представит Президент 4 июня во дворце «Украина».
Тендерные процедуры в Украине за последние несколько лет стали синонимом коррупции. Фундамент для будущих скандалов был заложен еще в начале 2000-х, с принятием первого закона о госзакупках, а набрал свои обороты, когда активную деятельность в этой сфере развернула Тандерная палата Украины.
По сообщениям в некоторых СМИ, нынешний министр экономики Василий Цушко вместе с депутатами Александром Ткаченко (КПУ), бютовцами Антоном Яценко и Сергеем Осыкой, участвовал в формировании законодательного поля, позволившего Тендерной палате получить полный контроль над госзакупками с оборотом более 100 млрд. грн. в год. Как писал ранее «Главком», В 2003-2006 гг. Цушко оставался неизменным автором и соавтором проектов законов о госзакупках.
Напомним, что Виктор Янукович уже неоднократно заявлял, что необходимо навести порядок в сфере государственных закупок – принять новый закон о госзакупках. Урегулировать сферу госзакупок и очистить ее от коррупции требует также Международный валютный фонд, настаивая именно на принятии нового закона. Без этого получить многомилиардный кредит от этой организации будет почти невозможно.
-- Закупки со свободным выбором
Прежде всего, в проекте, написанном в Минэкономики, предлагают снизить порог стоимости товаров, на которые будет распространяться процедура госзакупок. В действующей редакции, процедура проведения закупки распространяется на товары, стоимость которых превышает или составляет 20 тыс. грн. Сегодня в Кабмине предлагают снизить этот порог до 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан, то есть по состоянию на сегодняшний день – 1700 грн.
Примечательно, что в парламенте существует и другая редакция законопроекта. Ее готовила рабочая группа парламентского комитета по вопросам экономической политики. В этом варианте законопроекта устанавливается пороговая стоимость в 100 тыс. грн. На закупки товаров дешевле этой суммы депутаты предлагают не распространять действие пунктов закона.
Значительное снижение пороговой стоимости товаров, для закупки которых необходимо проводить торги не означает, что автоматически у государственных институтов, которым регулярно необходимо проводить закупки товаров и услуги, появиться намного больше бюрократической работы. На этот случай авторы законопроекта предусмотрели возможность проведения процедуры «свободный выбор», когда заказчику разрешается самостоятельно выбрать поставщика товаров, работ или услуг. Процедуру можно применять лишь в том случае, если стоимость предмета закупки не превышает 500 тыс. грн., а предлагаемая цена закупаемого товара не превышает среднерыночную на 15%.
-- Контроль над госзакупками – министру экономики
Сегодня в Украине нет специального органа, который бы регулировал деятельность в сфере госзакупок. Есть лишь временный уполномоченный по этим вопросам – постановлением Кабмина эта роль отведена Минэкономики.
Проект, представленный министерством Цушко предполагает создание Агентства по вопросам госзакупок – специального органа-регулятора в этой сфере.
Авторы проекта предлагают передать полномочия по назначению директора нацагентства министру экономики. Примечательно, что, руководителя агентства по подготовке Украины к Евро-2012 назначал Кабмин. Сегодня Минэкономики назначает руководителей лишь нескольких мелких национальных агентств. Не исключено, что на этапе рассмотрения поправок к проекту, подготовленному подчиненными Василия Цушко, в сессионном зале Рады по этому пункту возникнут замечания. Ввиду достаточно внушительного объема денежных средств, на движение которых в будущем может влиять нацагентство по госзакупкам, более логично было бы передать право назначать его руководителя правительству, а не отдельному министру.
Отметим, что закон никак не детализирует структуру агентства и не уточняет требования к его потенциальному руководителю.
В то же время закон устанавливает такие требования к другому новому органу в системе госзакупок. Авторы предлагают обязать Антимонопольный комитет (АМКУ) создать административную коллегию по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере госзакупок – именно к нему смогут апеллировать в поисках справедливости «обиженные» участники торгов.
Проект закона предусматривает, что в коллегию входят три государственных уполномоченных АМКУ, один из которых – глава коллегии – должен иметь высшее юридическое образование. На счет остальных членов коллегии проект не содержит никаких специальных условий.
Хоть этим двум органам и предписано информировать общественность о своей деятельности, в законопроекте указано, что граждане, общественные организации и их союзы не имеют права вмешиваться в деятельность уполномоченного органа по обжалованию и процедуру определения заказчиком победителя торгов. В то же время проект закрепляет право СМИ присутствовать на процедуре раскрытия конкурсных предложений и беспрепятственно осуществлять фото и видеосъемку, а также видеозапись таких мероприятий.
-- Где нас могут обмануть?
Не имея на руках результатов юридической экспертизы законопроекта трудно провести его короткую антикоррупционную экспертизу. Обратим внимание лишь на те пункты, которые даже при взгляде невооруженным глазом вызывают опасения.
Ранее массу нареканий вызывала система публикации объявлений о проведении госзакупок и результатов торгов. Ее публиковали на страницах информационных ресурсов, доступ к которым для потенциальных поставщиков и исполнителей был платным. В этой части авторы проекта попытались снять все сомнения, закрепив в своем тексте принцип безоплатности предоставления информации о торгах. Публиковать ее предлагается на государственном Веб-портале о госзакупках и в «Вестнике государственных закупок».
Насторожил другой пункт: участников конкурсных процедур предлагается обязать подать в пакете с заявкой на участие в конкурсе и декларацию о ценах товаров, работ или услуг, причем по форме, устанавливаемой нацагентством. Напомним, что контролировать цену тендерных предложений сегодня поручено на Госинспекцию по контролю за ценами. На основе этого поручения уже выросла сомнительная схема: предприниматели вынуждены оплачивать получение специальных справок, без которых их не допускают к торгам.
В проекте от Минэкономики указано, что декларацию участники конкурсов могут формировать самостоятельно, основываясь на данные Госкомстата. Авторы предлагают обязать Госкомстат осуществлять мониторинг цен на товары, работы и услуги и определять базовые цены их закупки, а также обеспечивать ежемесячное обнародование этих данных, размещая их на веб-сайте ведомства и публикацией в печатных изданиях комитета статистики. Вместе с тем в проекте не указано, должен ли комитет предоставлять такую информацию бесплатно.
Если в этой части еще не ясно, обернется ли утверждение законопроекта дополнительными расходами для бизнеса, то в других пунктах совершенно ясно указано – предпринимателей, участвующих в торгах обяжут платить закупочный взнос.
Его предлагают установить в размере 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан или 1700 грн., а в случае если стоимость закупки не превышает 170 тыс. грн. – в сумме 1% от стоимости закупки.
Сегодня в Украине еже годно осуществляются десятки тысяч тендеров. Можно предполагать, что числом в несколько раз больше можно описать количество конкурсных заявок, которые подают предприятия. Получается, что доходы, которые сможет получать нацагентство лежат в пределах от нескольких десятков до сотен миллионов гривен в год. Правда, в проекте закон есть оговорка, что средства, получаемые от закупочного взноса агентство должно тратить на обеспечение выполнения своих функций.
Таким образом, в случае одобрения инициативы Минэкономики в существующем виде мы либо получим самое богатое украинское национальное агентство, либо у СМИ появиться еще один повод искать брешь, через которую из него будут выводить излишки денег, собранных в качестве закупочного взноса.
В целом же законопроект, безусловно, способен либерализировать процедуру госзакупок и делает ее более прозрачной как для предприятий-поставщиков, так и для общества. В то же время авторы проекта недостаточно четко прописали процедуру формирования Национального агентства по вопросам госзакупок, сделали этот орган недоступным не только для контроля со стороны парламентариев, но и со стороны правительства.
Передача права назначать руководителя агентства министру экономики, а не Кабмину, может выглядеть как попытка Василия Цушко с одной стороны дистанцироваться от скандальной темы, а с другой – сохранить полный контроль над госзакупками в Украине.
Можно только приветствовать предложения авторов проекта публиковать информацию о конкурсных торгах на безоплатной основе, допускать фото и видеофиксацию некоторых этепов процедуры. Но вся история госзакупками заставляет настораживаться перед каждой очередной попыткой рассмотреть в парламенте подобные законопроекты. Нельзя исключать, что в окончательной редакции от первоначального проекта может остаться лишь одно название.