Спецсуд как панацея?

Проект судебной реформы - по дороге от Януковича в Раду

Открывая последнее заседание рабочей группы по вопросам судебной реформы, Виктор Янукович стремился выглядеть максимально уверенно. Вместе с ведущими юристами страны он в понедельник должен был определиться с содержанием первой из реформ, которые представит 3 июня. Для этого глава государства и собрал за круглым столом в зале государственных мероприятий Администрации президента глав КС, Верховного суда, спецсудов и членов рабочей группы, созданной им же в марте 2010.

«Мы искали возможность найти решения, которые были бы выгодны обществу», - сбивчиво начал подводить итоги работы группы Президент. Вопреки тому, что уверенность ему излучать удавалось, он, передавая слово главе рабочей группы Александру Лавриновичу, умудрился назвать его «Валентиновичем» вместо «Владимировича».

Министра юстиции это несколько не смутило. Лавринович за каких-то пять минут сумел рассказать почти все, что произойдет с судебной системой Украины в ближайшие несколько лет. Если конечно парламент одобрит предложенный законопроект.

-- Что изменится?

Как заявил на заседании рабочей группы Виктор Янукович, проект закона «О судоустройстве» будет зарегистрирован в парламенте в ближайшее время. Текст законопроекта, которым уже располагает «Главком», изложен на 152 страницах. Этот вариант проекта был сверстан накануне заседания рабочей группы, но вряд ли в нем что-то измениться до регистрации в Раде, ведь по сути эксперты не дискутировали ни по одному из пунктов законопроекта.

Основная новация проекта – это создание еще одного высшего специализированного суда, в добавок к уже двум существующим, - Высшего специализированного суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел. К тому же, этот суд и еще два высших спецсуда – хозяйственный и административный – станут высшей судебной инстанцией в своих вертикалях. В результате реформы кассационные жалобы, рассмотренные в высших спецсудах, уже не сможет рассматривать Верховный суд.

Верховный суд будет рассматривать лишь те административные, хозяйственные, гражданские и уголовный споры, которые сами специализированные спецсуды решат передать на рассмотрение в ВСУ. Следует отметить, что Верховный суд и так формально больше не является судебной инстанцией, куда можно обращаться в случае несогласия с решениями ВХСУ и ВАСУ. Такие полномочия у него окончательно отобрал Конституционный суд своим решением от 11 марта 2010 года.

Верховный суд может пострадать в результате реформы более всего. Среди полномочий ВСУ оставят лишь обобщение судебной практики, работу с решениями международных судов, дачу вывода по делу об импичменту Президенту. Также законодатели предлагают оставить ВСУ право обращения в КС как за официальными разъяснениями так и с представлениями о неконституционности отдельных законов. В результате здесь останется лишь 20 судей из нынешних 95. Значительно сократиться представительство судей ВСУ в Совете судей, на Съезде судей, в Высшем совете юстиции (ВСУ) и Высшей квалификационной комиссии (ВККСУ).

В ходе реформы может существенно преобразиться система подготовки и назначения судей. Прежде всего, судьи перед назначением на должность должны будут пройти дополнительное обучение – в вузах 4-го уровня аккредитации или Национальной школе судей.

Для оценки квалификации судей будет сформирована единая Квалификационная комиссия. Министр юстиции Александр Лавринович также заявил намерении усилить неприкосновенность судей и их защиту от влияния власти и бизнеса. К этому вопросу подошли пока лишь с точки зрения материального вознаграждения судей: предлагается определить базовую ставку судьи суда общей юрисдикции в 15 минимальных зарплат (к концу 2010 года эта сумма составит 13 830 грн.). Жалование судей вышестоящих судов будут меняться в сторону повышения, базовая ставка будет умножаться на соответствующий каждому уровню коэффициент.

Государственная судебная администрация, ныне починяющаяся Кабмину, будет переподчинена Совету судей (ССУ). За Советом планируется также закрепить полномочия по назначению судей на админдолжности – по представлению ССУ судей на админдолжности будет Высший совет юстиции.

В ходе судебной реформы части своих полномочий могут лишиться комитет Верховной Рады по судоустройству и Президент. Вместе с тем глава государства согласно законопроекту – единственный, кто имеет право назначать судей на первый пятилетний срок, а также переводить их в другие суды.

Высшая квалификационная комиссия усилиться не только за счет того, что станет единственным органом, определяющим профпригодность судей, но и получит в свое распоряжение штат судебный инспекторов. Они смогут инициировать дисциплинарные производства в отношении судей всех уровней.

-- Под дружное мычание

Предложения рабочей группы, коротко презентованные Александром Лавриновичем, комментировали вчера на заседании члены рабочей группы и приглашенные. Никто кроме главы ВСУ Василия Онопенко не решился критиковать проект.

Более того, ни одно из выступлений нельзя было назвать нейтральным. «Не могу не поблагодарить… », «Давно я не помню такой плодотворной работы…» и даже «Большое спасибо, Виктор Федорович, что вы выделяете столько времени проблемам судебной системы…». С таких слов вчера начинали свои выступления присутствующие.

Экс-глава ВСУ Василий Маляренко одобрил реформу, как и президент Академии правовых наук Василий Таций.

Свое «одобряю» высказала и уполномоченная по правам человека в Украине Нина Карпачева. Правда, она, как и народный депутат Святослав Олийнык, пожаловалась, что отказ Президента от влияния на судебную систему лично не поддерживает. Пахло реверансом, но это и не удивительно для госпожи Карпачевой - №2 в списке Партии регионов на выборах 2006 г.

Но больше всего времени в своей речи Карпачева решила уделить практике награждения судей. Омбудсмен с прискорбием сообщила, что масса судей получают госнаграды и награды от представителей местной власти. Отметим, что практика награждения судей госнаградами возникла еще при Леониде Кучме. Общее количество награжденный судей сегодня составляет 490 человек, из них 76 имеют две и больше наград. Все это Нина Карпачева должна была заметить и раньше, ведь омбудсманом она работает с 1998 года! «Что может быть большей наградой, чем пожизненное назначение на должность судьи?» - отметила Карпачева. Впрочем, видимо, и многолетнее пребывание на должности уполномоченного по правам человека тоже награда не из худших.

В мед предыдущих ораторов свой деготь попытался влить глава Верховного суда Василий Онопенко. Он не входил в рабочую группу по судебной реформе. Как утверждали источники «Главкома» в АП – сам отказался от участия в работе экспертов. Свой вчерашний шанс высказаться он использовал сполна.

«До совещания ни я, ни члены группы небыли проинформированы о содержании реформы!» - заявил Онопенко. Вместе с тем, критиковать некоторые только что прозвучавшие положения реформы он продолжил, зачитывая некоторые из своих аргументов с бумажки. То есть, если и был глава ВСУ искренним, когда говорил о том, что не видел проекта изменений в закон о судоустройстве, то был здесь не до конца искренним.

Закономерно, что стрелы критики со стороны Онопенко посыпались прежде всего в сторону сокращение полномочий ВСУ. «Согласно статье 125 Конституции – это наивысший судебный орган. То, что вы предлагаете - это полное выхолаживание Конституции!» - настаивал он.

«Подумайте только, ВСУ может рассматривать дело из высшего спецсуда, если только высший спецсуд захочет туда его передать. – призывал коллег Онопенко. – Ну, скажите, где здесь смысл?».

Виктор Янукович высказывания Василия Онопенко комментировать не стал. Президент лишь отметил, что не стоит считать представленный проект как уже состоявшийся документ. «Мы еще не знаем, как пройдет рассмотрение законопроекта в парламенте. Не исключено, что мы потом и не узнаем этот законопроект. Так что я бы предлагал не завершать работу группы». Вот так анонсированное как заключительное заседание рабочей группы по судебной реформе не стало последним.

Фото пресс-службы Президента