Когда развалится власть Януковича?
Во властном кафтане Виктора Януковича уже заметны первые швы, по которым он может разойтись.
Во властном кафтане Виктора Януковича уже заметны первые швы, по которым он может разойтись. «Главком» попытался найти потенциально конфликтные места в системе власти, которую выстраивает новый Президент.
-- Что нужно Ахметову?
«Конфликт интересов в коалиции уже проявляется, – говорит политолог Владимир Фесенко. – И противостояние только усилится, когда Партия регионов начнет продвигать либеральные экономические законопроекты, что вызовет недовольство коммунистов. Могут появиться проблемы и с Блоком Литвина, и с одиночными депутатами. Не говоря уже о том, что неминуемы бизнес-конфликты в окружении самого Януковича».
В чем не поспоришь с одним из участников нынешней коалиции, так это с тем, что власть в нашей стране тесно связана с крупным олигархическим капиталом. Причем одни из них (Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ) открыто продвигают свои креатуры во власть, другие (Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Александр Ярославский) – решают свои вопросы, во власть не интегрируясь. Ахметов, по идее, занимает для Виктора Федоровича особое место в этом списке, поскольку хождение донецкого губернатора в большую киевскую политику – во многом его заслуга. Другое дело, что со временем Янукович отдалился от «хозяина Донбасса» и разбавил его влияние другими «денежными мешками» – в частности, Дмитрием Фирташем, который неожиданно быстро стал весьма влиятельной фигурой в окружении Януковича и способствовал назначению близких себе людей на ключевые должности в государстве.
Пока Ахметову и Ко отдан на откуп Евро-2012 – проект настолько многогранный, что можно предположить, что в течение двух лет у Рината Леонидовича не дойдут руки ни до чего другого. Многие эксперты заключили, что Ахметова обошли при распределении должностей, поскольку ему дали менее «хлебные» направления, чем остальным. Но такой логикой можно руководствоваться, если знать, какие именно запросы были у самого богатого человека страны. И интересовал ли его на самом деле какой-нибудь Минфин? Можно предположить, что для Ахметова осталось уже не так уж много настоящих вызовов в этой стране, и Евро-2012 – точно один из них.
Зато Дмитрий Фирташ действует по более прагматичной схеме, соответствующей имиджу среднестатистического олигарха. Недавно он в виде решения Стокгольмского арбитража получил вполне легальное средство давления на Януковича и потихоньку возвращает позиции на внутреннем газовом рынке.
Игорь Коломойский вроде бы добился личных гарантий от нового Президента о неприкосновенности своего бизнеса, но явно чувствует себя в этом положении не очень уютно. Коломойского якобы с подачи Кремля выжимают из «Укртатнафты», до сих пор, судя по всему, не решен вопрос с возвратом залога, внесенного за Одесский припортовый. Переживаний добавляет и тот факт, что лакомые неприватизированные объекты можно пересчитать по пальцам одной руки и более приближенные к власти коллеги-конкуренты начинают засматриваться на чужое. Понимают это и крупные бизнесмены из окружения Тимошенко, у которых перед глазами пример братьев Суркисов, по которым бьют тяжелой артиллерией со всех сторон.
Наиболее же рьяно взялся за дело после выборов нового Президента «спонсор Компартии» Константин Григоришин, решивший нахрапом взять харьковский «Турбоатом», где столкнулся с сопротивлением первого вице-премьера Андрея Клюева. И есть подозрение, что это только начало передела собственности, в который попытаются втянуть и Януковича.
-- Белые нитки коалиции
Пока олигархи готовят почву для междоусобных войн, во власти в первые недели президентства Януковича – тишь да благодать, если не считать «белый шум», производимый коммунистами. Успокоились даже обвинявшие лидера ПР во всех грехах ренегаты Василий Киселев и Тарас Чорновил, пополнившие ряды коалиции «тушек», а долго воевавший с Сергеем Левочкиным Василий Грицак чуть ли не покаялся в своем поведении и списал все на неинформированность и происки внешних врагов.
Но эксцессов в новой коалиции ждут, и небезосновательно. Слишком уж многое наговорили друг о друге те, кто сейчас в одной упряжке. Бесспорно, основные линии конфликтов должны были проявиться во время дележа портфелей. Казалось бы, посадочных мест при политике тотального выдавливания кадров предшественника должно было хватить всем, но, в итоге, обделили коммунистов, которые, в отличие от того же Литвина, получили крохи с барского стола. Комми угрожали даже выходом из коалиции, но если они не сделали этого тогда, то подавно не сделают сейчас, когда регионалы постепенно снижают значение нынешних соратников с помощью перебежчиков из идеологически чуждых им фракций.
«А что нам остается, когда коммунисты предъявляют такие требования, выбивая себе, кстати, самые коррупционные органы?» – возмущаются регионалы.
«Конечно, мы выбиваем самые коррупционные. Но не для того, чтоб себе что-то нагрести, как выходит по привычной им логике, а чтобы коррупцию искоренить, – парируют коммунисты. – Тому же Калетнику на таможне поставлена задача увеличить отчисления, и рост поступлений в бюджет будет нашим вкладом в повышение тех же социальных стандартов».
При упоминании слухов о том, что «коммунистический» глава Фонда госимущества практически в открытую играет на стороне бизнесмена Константина Григоришина, последователи Ильича морщатся и меняют тему:
«Нам не нужны просто декоративные посты, как сейчас у Тихонова (вице-премьер по региональному развитию). У него же вообще нет никаких полномочий, более того, на этот пост хотели поставить Ефремова, но он сам отказался, поскольку в качестве главы фракции у него и то будет больше влияния. А то, что регионалы прокатили нас при назначении губернаторов и даже глав райадминистраций, развязывает нам руки на местах – на высшем уровне мы будем как бы формально во власти вместе с ними, а в регионах – станем нещадно критиковать».
Показательно журить своих старших коллег коммунисты могут начать уже на следующей неделе, которая пройдет под знаком принятия бюджета. Наивно, конечно, ожидать, что эта критика слишком напугает регионалов, особенно если учесть, что вовсю ходят разговоры о будущей замене не очень презентабельных коммунистов на НУНС, который созреет, наконец, для перехода в коалицию. И хотя коммунисты утверждают, что на случай попытки их устранить у них есть договоренность о совместных действиях с Литвином, это, скорее, попытка самоуспокоения. Тем более что в самом Блоке Литвина утверждают, что смена партнеров по коалиции неизбежна.
«Прогнозирую замену КПУ на НУНС где-то в октябре, как раз после принятия бюджета на 2011-й. И вызвано это будет, в том числе, внешними факторами», – загадочно подмигивает один из влиятельных литвиновцев.
Огорчает коммунистов и то, что Адама Мартынюка так и не усадили в кресло вице-спикера из-за хитростей недавно принятого регламента, более того, появилась информация, что регионалы уже хотят этот пост для кого-то из «своих».
У литвиновцев также появились недовольные, но не назначениями по своей квоте (грех бы жаловаться!), а отдельными министрами. Например, пока вся прогрессивная оппозиционная общественность проводила акции протеста против назначения Дмитрия Табачника, блок имени спикера точил зуб на главу Минагропрома Николая Присяжнюка, который недавно отчитывался в парламенте по ситуации с посевной. И даже вроде как готовил проект о его отставке.
Впрочем, сам Присяжнюк, похоже, знает, как усмирить недовольных.
«Я после выступления подошел к Блоку Литвина и предложил им дать своего заместителя по животноводству – давайте работать вместе», – улыбаясь, ответил он на предположения «Главкома» о сгущающихся над ним тучах.
-- Хозяйство Азарова
Даже оппоненты новой власти признают, что глобальные противоречия как среди партнеров по коалиции, так и среди самих регионалов вряд ли оформятся до осени. Хотя они и были заложены в самом процессе формирования правительства. Слабо верится, что душа в душу могут работать министр по ТЭК Юрий Бойко и профильный вице-премьер Андрей Клюев. Одно время Клюев при поддержке Бориса Колесникова даже требовал исключения Бойко и Левочкина из партии, но во время газовых переговоров с Москвой никакие личные конфликты наружу не вылезли.
Все ждут, когда же вновь сорвется импульсивный Нестор Шуфрич на того же Левочкина. После первых кадровых назначений Януковича было подозрение, что наиболее потенциально конфликтной фигурой в его окружении станет как раз нынешний глава АП, которого связывают с Фирташем. Карьерист Левочкин, перекрывший все ходы к телу Януковича, вызывал неприязнь сразу у ряда групп-«старожилов» в Партии регионов, а Шуфрич даже как-то устроил с ним импровизированный спарринг. После того как министра по чрезвычайным ситуациям, назначенного по настоянию группы Ахметова, показательно «забыли» внести в состав СНБО в период паводка, ожидалась гневная отповедь Шуфрича в адрес Левочкина, но Нестор Иванович, комментируя этот факт, проявил нетипичную для себя сдержанность.
«Прогрессивному» Сергею Тигипко, в последний момент оказавшемуся в Кабмине, также прочили конфликты с «ретроградом» Николаем Азаровым и другими многочисленными экономистами в президентском окружении. Но пока сор из избы не выносится, если не считать мягкого порицания, высказанного Азаровым в адрес Тигипко и Клюева на одном из заседаний правительства.
Что, конечно, не отрицает появления таких противоречий в дальнейшем. Тот же Тигипко уверял, что ему хватит полгода работы в правительстве, чтобы разобраться, серьезно ли относятся Янукович и Азаров к реформам, а дальше он уже за себя не ручается. Причем не факт, что суровая правда жизни не станет ясна принципиальному реформатору раньше, чем через полгода.
«Основные должности они уже переделили, поэтому, пока механизм работает, никто из них особо «возбухать» не будет», – говорят бютовцы, которые пока сами не определились, что им делать в такой ситуации. – А вот осень уже покажет, где у них слабые места. Тот же Пенсионный фонд опустеет, недовольство будет расти и кому-то придется отвечать».
По некоторой информации, несостоявшийся глава Пенсионного Фонда (а до этого отказавшийся от Минсоцполитики) Михаил Папиев был отправлен губернатором в Черновицкую область, когда объяснил своим товарищам по партии, что не хочет брать на себя ответственность за повышение соцстандартов, которое сам же ранее лоббировал. Нынешнее поведение регионалов, проваливающих законопроекты Папиева в парламенте, косвенно подтверждает опасения, что деньги на выплаты взять будет неоткуда, а это значит, что рано или поздно придется искать виноватых. Впрочем, еще рано.
-- Табачник, Герман и другие…
Сквозь пальцы пока смотрят в ПР на поведение Дмитрия Табачника и группы, которую в середине партии относят к «пророссийским ястребам» (вроде того же Вадима Колесниченко). Своим поведением слона в посудной лавке она ставит Януковича в двусмысленные положения и опутывает обязательствами перед Кремлем, чем, по слухам, очень раздражает лично Президента. У Табачника достаточно недоброжелателей в партии, но его «сдача» в угоду национал-патриотам кажется все менее вероятной. Во всяком случае, до момента вхождения НУНС в коалицию.
Похоже, все хотят избавиться от, наверное, лидера внутрипартийного антирейтинга – Анны Герман. Но она плотно прикипела к Лидеру, состязаясь за право на доступ к его телу с тем же Левочкиным. Герман даже якобы объявила конкурс на нового «модерного» пресс-секретаря для Президента по собственной инициативе, чтобы нейтрализовать связку Левочкина и нынешнего руководителя пресс-службы Януковича Дениса Иванеско. Но, судя по тому, что сама Герман в своем недавнем интервью сказала об отмене конкурса, счет в ее мини-битве с Левочкиным остался равным.
Назначение Андрея Портнова в АП (куда же ему еще с такими инициалами?) фактически уполномоченным Президента по судебной реформе вызвало легкое возмущение в среде регионалов, которое озвучил коллега Портнова по комитету по делам правосудия Валерий Бондик. И можно ожидать конкуренции между варягом и юристами, «преданными партии». Впрочем, то, как легко Портнов находил общий язык с нынешним министром юстиции Александром Лавриновичем, когда они находились в разных лагерях, свидетельствует не только о его талантах лоера.
Как предполагалось ранее, недоразумения вызывает огромное количество вице-премьеров, назначенных в Кабмин. Например, глава комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева, по слухам, конфликтует с вице-премьером по гуманитарным вопросам Владимиром Семиноженко. И вовсе не по вопросу союза Украины и России, о котором тот высказывался, а по делам более прикладным. Семиноженко, курирующий медицинскую отрасль, начал расставлять кадры по структуре Минздрава, не очень-то считаясь с мнением Бахтеевой. Но это бои совсем уж локального значения.
Равно как нее делают погоды обиды оставшихся чужими на этом празднике жизни Александра Кузьмука, Анатолия Кинаха и прочих.
Пока Янукович достаточно успешно справлялся с задачей раздачи «всем сестрам по серьгам». Президент демонстрирует принцип «равноудаленности», но хватит ли ему умения долгое время балансировать на этой тонкой грани, чтобы никто из «равноудаленных» не приблизился на критически близкое расстояние? Иначе «ответка» недовольных может преподнести ему неприятные сюрпризы.
«Первый шаг он сделал, создав вокруг себя систему сдержек и противовесов, но теперь нужно делать самое главное – постоянно ее контролировать, – резюмирует Владимир Фесенко. – Потому что если он начнет отдавать явное предпочтение кому-то одному, система начнет рушиться – и это касается как бизнес-групп, так и политических».