Соцсоревнование пауков в банке
Напряженность отношений внутри Социалистической партии достигла апогея. Если лидеры СПУ не договорятся между собой до конца июля, их политсилу, скорее всего, ждет забвение.
-- Как мы дошли до жизни такой
Можно долго спорить о том, на какое именно время приходится пик популярности Соцпартии, однако не вызывает сомнения дата, с которой у социалистов начались большие-пребольшие проблемы. Это – ночь на Троицу 2007 года, когда Виктору Ющенко таки удалось дожать Виктора Януковича и выбить из него согласие на проведение внеочередных выборов в парламент. Несмотря на то, что фотографии, сделанные той ночь на Банковой, запечатлели улыбающегося Александра Мороза, именно тогда под историей СПУ как парламентской партией была подведена черта.
И именно летом 2007 года в партии едва ли не впервые за время ее существования активизировалась дискуссия о смене лидера. Поскольку – тут надо отдать должное пиар-потугам «оранжевых» – на то время рейтинг «Иуды Мороза» в «ядерных» регионах СПУ, на центральноукраинском селе был, по сути, умножен на ноль. Партии нужно было быстро переориентироваться на другого избирателя, а, следовательно, – и обновить свое лицо.
Тогда, перед выборами-2007 в недрах СПУ серьезно рассматривался вопрос о том, чтобы ее избирательный список возглавил опальный министр внутренних дел Василий Цушко. Однако то ли Мороз посчитал, что задачу прохождения 3-процентного барьера он может обеспечить и своими руками, то ли сказались проблемы со здоровьем Василия Петровича – но Соцпартию на выборы повел именно Сан Саныч, а Цушко ковал ее результат на своей родной Бессарабии. Итоги той кампании известны: СПУ лишь самую малость не дотянула до проходного барьера и, как это часто случается с внепарламентскими политическими силами, начала потихоньку скатываться на маргинес политической жизни страны, по большому счету, перестав интересовать кого-либо, кроме самих социалистов…
Вялые телодвижения на партийной верхушке СПУ продолжались аж до президентских выборов 2010 года, кандидатом на которых был выдвинут Александр Мороз. Его результат – меньше 0.4% голосов избирателей – стал тяжелым ударом и для партии, и для Сан Саныча лично. Ведь рассчитывали на результат, больший раз в пять, а оказалось, что за Мороза проголосовали даже не все формальные члены СПУ…
Так или иначе, после окончания президентских выборов Мороз подал заявление об отставке с поста главы социалистов. Шансов на его удовлетворение не было изначально – СПУ и так пребывала в практически коматозном состоянии, а уход бессменного лидера в такой момент наверняка свел бы ее в могилу. Зато неудачная избирательная кампания и приход на президентский пост Виктора Януковича (бывшего партнера по «антикризисной коалиции» – напоминают себе социалисты) дала импульс для обновления руководства партии и начала неких переговоров относительно возможности встраивания ее в заново создаваемую систему политической жизни Украины.
-- Инициативу перехватывает Рудьковский
На февральском заседании политсовета СПУ ее первым секретарем был избран Николай Рудьковский – министр транспорта во втором правительстве Виктора Януковича и, как полушепотом шутят сами партийцы, один из богатейших социалистов Европы. Этот статус якобы должен был помочь Николаю Николаевичу в актуальных тогда переговорах с Сергеем Тигипко о будущем межпартийном сотрудничестве в ходе местных выборов.
После обретения нового поста Рудьковский развил поистине неуемную активность, которая, не в последнюю очередь, выражалась в возобновлении финансирования местных партячеек. Источники «Главкома» утверждают, что благодаря этому Николай Николаевич сумел сконцентрировать в своих руках влияние на две трети областных организаций СПУ. В таких обстоятельствах не грех было бы подумать о том, чтобы отправить на отдых главу партии и заменить его собой.
Но вот беда – подобного энтузиазма по этому поводу не испытывал целый ряд влиятельных партийцев, и прежде всего – сам Александр Мороз. Умерить амбиции Рудьковского и дать ему кресло главы партии – это, конечно хорошо, но что дальше? К самостоятельной политической жизни Соцпартия явно не готова, переговоры о сотрудничестве с Сергеем Тигипко, а позже – и с Арсением Яценюком, за которые отвечал все тот же Рудьковский, зашли в тупик. Остается единственный вариант – наведение мостов с Партией регионов. А тут у Николая Николаевича руки связаны, и его давняя драка с Нестором Шуфричем – это только верхушка айсберга. Дело в том, что в ходе расследовании нашумевшего дела о парижском вояже Рудьковского – тогда еще министра транспорта – последний слегка «подставил» некоторых своих коллег по Кабмину, которые занимают влиятельные посты во власти и сейчас. Они из этой ситуации позже выкрутились, причем без каких-либо пагубных последствий для себя, но осадочек-то остался… Одним словом, по слухам, в «региональных» кругах слишком много уважаемых и влиятельных людей считают Рудьковского «нерукопожимаемым», а значит перспективы сотрудничества с возглавляемой ним партией тоже всерьез рассматривать вряд ли стали бы. Наконец, закрывая эту тему, общеизвестным является тот факт, что дело против Рудьковского на данный момент хоть и замято, но отнюдь не закрыто. А иметь такого главу партии множество ее членов считают… слегка зазорным.
Осознавая бесперспективность попыток завладеть партией единолично, Рудьковский какое-то время пытался двинуть в массы идею о том, что, может, стоит просто упразднить пост лидера партии, заменив его триумвиратом в составе самого Николая Николаевича, а также глав Ровенского и Кировоградского обкомов Леонтия Самчука и Николая Садового. Оба партийца, рекомендованные Рудьковским в гипотетический руководящий орган партии, – конечно, заслуженные люди, но объединяет их близость к самому первому секретарю и, скажем так, несколько напряженные отношения с Морозом. Посему глава СПУ приложил всех усилий, чтобы доказать несоответствие уставным документам партии концепции триумвирата.
-- Есть такой парень
В условиях дефицита свежих идей в СПУ вспомнили о Василии Цушко, давно отошедшем от партийных дел и на тот момент уже трудившемся на должности министра экономики в правительстве Азарова. Именно к нему обратились с предложением пойти к ним на царство социалисты.
Резоны, почему выбор был остановлен именно на Цушко, просты. Он – партиец со стажем, узнаваем, вроде как харизматичен, имеет готовую площадку для раскрутки, пользуется уважением коллег и у регионалов идиосинкразии не вызывает. Поговаривают, у Мороза имеется и собственный резон продвигать Цушко: он осознает, что у министра времени на партию будет немного, а посему львиную долю влияния на СПУ сохранит он сам – пребывая при этом на формальном посту почетного главы партии.
Однако Василий Петрович на прямое предложение взять штурвал управления Соцпартией в руки ответил витиевато. Во-первых, якобы сказал он, не очень это этично – действующему министру, да еще и формально выдвинутому в правительство Коммунистической партией, возглавлять партию, являющуюся ее прямым конкурентом. Одним словом, без «добра» со стороны Януковича – ни в какую. А во-вторых, якобы посетовал Цушко, денег на партию у него нет, и не предвидится, а заниматься фандрейзингом – не министерское дело. Без средств же его приход во главу СПУ смысла никакого не имеет.
Решить обе эти задачи якобы взялся Александр Мороз. Решил ли – сведения, полученные «Главкомом» от источников, кардинально разнятся. По одним данным, глава СПУ продолжает поддерживать теснейший контакт с лидерами Партии регионов, и он, переговорив с Виктором Януковичем, получил его согласие на то, чтобы Цушко был командирован на партийную должность. Заодно Сан Саныч якобы обсудил с Виктором Федоровичем свое будущее назначение – по слухам, Морозу предложено возглавить еще один консультативный орган, который якобы собираются создать при Администрации Президента. Согласно этим же данным, с подачи Мороза был решен вопрос и с будущим финансированием партии «под Цушко»: донором якобы согласился выступить Андрей Клюев, имеющий опыт плодотворного сотрудничества с Соцпартией еще со времен создания «антикризисной коалиции» в 2007 году.
Другие источники «Главкома» в СПУ утверждают, что до решения обоих вопросов, поставленных перед Морозом Цушко – еще далеко. Мороз якобы никак не может встретиться с Януковичем, а «региональные» олигархи относятся к идее финансирования полумертвой Соцпартии без энтузиазма.
-- Зачем это «Регионам»?
Так это или не так, но резоны помочь социалистам у регионалов и вправду имеются. Кроме чисто личных обязательств перед Цушко и Морозом, которые якобы чувствует за собой Виктор Янукович, «Регионы» в этом вопросе могут руководствоваться и чисто меркантильными мотивами. Дело в том, говорят источники «Главкома», что находиться в одной коалиции с коммунистами – слишком дорогое удовольствие. Мало того, что это требует немалых чисто материальных затрат, так и некоторые инициативы коммунистов, которым дай волю – они по всей стране памятников Сталину наставят, наносят вполне ощутимый вред европейскому имиджу правящей коалиции вообще и Партии регионов в частности. Поэтому перспектива заменить в Раде следующего созыва ленинцев на лояльную и вполне европейскую по духу СПУ – партию-сателлита «бело-синих» – якобы рассматривается регионалами вполне серьезно.
Единственный, кто, по слухам, пребывает не в восторге от возможного сближения Соцпартии с Партией регионов – это Николай Рудьковский, в силу уже названных причин. Из СПУ его, конечно, не выгонят, но львиную долю влияния на свою политсилу он, судя по всему, потеряет – не помогут даже его хорошие отношения с Цушко…
Неопределенность в отношениях – теперешних и будущих – СПУ с «Регионами», а также тихое сопротивление контролирующего весомую часть местных партячеек Рудьковского, стали причиной того, что последнее заседание политсовета партии, состоявшееся 29 мая, не прояснило ситуации с тем, кто поведет ее на грядущие местные выборы. Ситуация застыла в мертвой точке: ни Рудьковский, ни Мороз не обладают достаточным количеством голосов в политсовете, чтобы протиснуть через него свое решение о стратегии развития партии, Цушко без четких ответов на заданные ранее Морозу вопросы о своих лидерских амбициях не заявляет, целая группа влиятельных партийцев, в том числе Валентина Семенюк, не спешат присоединяться к какому-то из лагерею, наблюдая за тем, как меняется внутрипартийная конъюнктура.
Решение о передаче кандидатуры Цушко для обсуждения на места – до партсъезда, намеченного на конец июля, – в этих обстоятельствах выглядит способом добыть временной резерв для того, чтобы, наконец, завершить переговоры о будущем сотрудничестве с регионалами, а во-вторых, чтобы изменить ситуацию на местах, дабы съезд прошел без скандалов и демаршей со стороны Рудьковского и его выдвиженцев…
-- Что дальше?
Именно в конце июля, судя по всему, и будет предопределена судьба Социалистической партии Украины. Если он, как и немалое число предыдущих партсобраний, состоявшихся за последнее время, закончится впустую, то о СПУ как о партии, которая в состоянии влиять в Украине хоть на что-либо, можно будет забыть.
Готовы ли к радикальным изменениям рядовые социалисты? Судя по всему – да. Все источники в партийной среде, с которыми по этому поводу общался «Главком, утверждают, что люди на местах пребывают в растерянности и проголосуют за любого кандидата в главы партии, который сможет доказать им свою приверженность к наведению порядка в СПУ, предложит социалистам четкий и ясный путь развития. Первые дискуссии на местах показывают, что Василий Цушко, изъяви он недвузначное желание работать в партии, мог бы заручиться поддержкой съезда и быть избранным ее главой.
Другое дело – что делать дальше? В недрах партии имеется как минимум три концепции ее дальнейшего развития. Часть социалистов выступают за самостоятельное развитие СПУ, отвоевывание утраченных позиций в центре Украины, – однако для реализации столь амбициозных целей у партии банально нет денег. Влиятельные донецкая и луганская парторганизации (и, поговаривают не то владелец, не то не владелец ММК им. Ильича Владимир Бойко, формально членом СПУ не являющийся) выступают за сближение с коммунистами в рамках «Левого блока» – вплоть до полной интеграции этих политсил. Однако убежденным оппонентом этой концепции является влиятельнейший глава харьковского обкома СПУ гедиректор ОАО «Турбоатом» Виктор Суботин – коммунисты в лице тоже не чужой «Турбоатому» Аллы Александровской якобы лоббируют продажу этого предприятия Константину Григоришину, а это в планы Суботина вовсе не входит. Наконец, наибольшие шансы привлечь финансирование имеются под проект СПУ как сателлита Партии регионов...
Следует отметить, что сейчас – едва ли не самый лучший политический момент для реанимации Соцпартии. До начала местной избирательной кампании Министерство юстиции якобы должно завершить перерегистрацию имеющихся в наличии украинских политсил, в результате которого не у дел окажется целый ряд мелких левых и левоцентристских партий, которые вполне могли бы влиться в лоно СПУ. Наши источники в Соцпартии не исключают, что к старым соратникам вернется лидер партии «Справедливость» Станислав Николаенко. Шепотом говорят о вероятности (правда, не в самое ближайшее время) возвращения в СПУ Иосифа Винского, чью «Народную власть» тоже может постичь участь десятков партий-карликов. Одним словом, предпосылки для какого-то нового старта у Социалистической партии есть. А вот сможет ли она их использовать и каким образом – ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.
-- «Главком» взял комментарий по поводу событий, происходящих в Социалистической партии у ее нынешнего лидера Александра Мороза
Александр Александрович, ситуация в СПУ сейчас напоминает жесткий клинч…
Нет, вы знаете, в любой партии при некоторых обстоятельствах возникает своя фронда, и мы – не исключение. Но я инициировал проведение съезда и избрание нового главы партии, и я сделаю это обязательно.
Насколько велика вероятность того, что этот съезд будет результативным? Насколько известно, сейчас в партии имеется несколько групп влияния, ни одна из которых не обладает решающим большинством голосов…
Это тоже наверно, в определенной мере, нормально. Поэтому решение будет таким, как я предлагаю. (смеется)
То есть, вы считаете, что Василий Цушко станет главой СПУ?
Да, конечно. Мы с ним будем тесно сотрудничать, я буду ему помогать.
Он – молодой. Он – человек, которому я верю, человек, который общественный интерес, интерес страны всегда ставит выше личных интересов. Он – просто порядочный человек, поэтому я ставлю на него и рассчитываю на него.
Со ссылкой на анонимные источники сообщалось, что Виктор Янукович дал добро на то, чтобы Василий Цушко возглавил Соцпартию…
Это сущая глупость, потому что кандидатуру Цушко я называл еще несколько лет назад. Просто тогда события разворачивались по-другому, его преследовали, он был вынужден приостановить членство в партии, но, так или иначе, эта кандидатура никогда не исчезала. Партия создается и возглавляется не с согласия Президента.
Но насколько этично Василию Цушко, работающему в правительстве Азарова в качестве выдвиженца КПУ, сейчас возглавлять партию, которая является прямым конкурентом последней?
Дело в том, что Василий Цушко был выдвиженцем Социалистической партии в правительстве 2006 года и он, собственно, таким и остался. Он продемонстрировал свою последовательность, порядочность, ответственность, и то, с какой квотой там считались, меня интересует меньше всего. Если бы это был не Цушко, то там бы никакая квота не сработала.
Останется ли на должности первого секретаря партии Николай Рудьковский?
Посмотрим. Это будет решать съезд…
Как вы относитесь к слухам о возможном возвращении в ряды партии Станислава Николаенко и Иосифа Винского?
Отрицательно. Какое-то сотрудничество – возможно, но в перспективе, если в законе о выборах появится мажоритарная составляющая, то каждый из них получит возможность реализовать себя сам…
С их стороны я слышал много, скажем так, разрушительной критики в свой адрес, и сейчас я их не трогаю абсолютно. Время рассудит…
Вы знаете, человеку нужно верить – я считаю, что это очень важно, в том числе в политических, государственных вопросах. А когда нет такого доверия, когда человек говорит одно, а думает другое, то это не годится…