Олимпийский Янукович
«Быстрее, выше, сильнее» – это лозунг не только правящей коалиции
«Быстрее, выше, сильнее» – это лозунг не только правящей коалиции, но и мирового олимпийского движения. Активнейшим участником которого Украина, с легкой руки своего Президента, может стать уже в самое ближайшее время.
-- На трибунах становится тише
Вообще-то заявление Виктора Януковича о том, что Украина будет претендовать на проведение зимних олимпийских игр 2022 года, поначалу казалось милой шуткой, «изюминкой» в общем-то, довольно скучного мероприятия, коим на поверку оказалось львовское заседание Совета регионов 27 мая. Вездесущие журналисты пронюхали, что этого пассажа не было в распечатке речи Президента, а от того, «что написано пером», Янукович, который, как известно, не слывет мастаком импровизаций, отходит крайне редко.
Однако волна всеобщей поддержки, оперативно обеспеченная чиновничьей братией, превратила импровизацию Виктора Федоровича во вполне серьезное направление государственной политики.
Сначала губернатор Ивано-Франковщины Михаил Вышиванюк заявил, что Олимпиада 2002 года – это «громадный шанс для того, чтобы сделать Прикарпатье писанковым краем».
Затем глава Национального олимпийского комитета Сергей Бубка возвестил, что, оказывается, идея пригласить в Украину главные спортивные состязания планеты существует давно, но «нам не хватало инициативы со стороны наивысшего руководства». «Заявление Президента является историческим», – «добил» украинскую общественность Бубка.
Несмелые голоса, намекающие на проблематичность организации столь масштабного спортивного мероприятия в Украине со стороны власть предержащих, конечно, звучали. Но недолго. Первый вице-президент НОК Василий Брынзак по горячим следам прокомментировал для газеты «Коммерсант» намерение провести у нас Олимпиаду-2022 так: «Для Украины это нереально, даже если будет построена вся инфраструктура. Нужен опыт проведения международных состязаний по зимним видам спорта, важна подготовка судей и спортсменов, а у нас этого пока нет». Однако уже на следующий день на сайте Федерации биатлона, возглавляемой Брынзаком, появилось другое заявление, в котором речь уже идет о том, что «нам под силу это сделать». «Задача сложная, но реальная. Просто нужно всем двигаться в этом направлении», – заявил Владимир Михайлович.
Подобное общее движение в одном направлении – вообще-то не новинка для нашей части земного шара. Многие помнят всенародную поддержку, оказанную на удивление своевременной и по-хорошему революционной идее товарища Никиты Хрущева выращивать кукурузу повсюду «от Заполярья до южных морей». Если обращаться к событиям менее отдаленным от нас во времени, то можно припомнить, с каким энтузиазмом центральная и местная элита Российской Федерации восприняла инициативу товарища Дмитрия Медведева относительно сокращения числа часовых поясов на территории РФ.
Впрочем, Россия Россией, а пока украинская общественность спорила, Буковина будет сражаться за честь принять игры или таки Буковель, тема Олимпиады-2022 промелькнула в президентском послании по случаю ста дней пребывания на посту. И вот – вице-премьер по Евро-2012 Борис Колесников заявляет, что на днях вылетит на западную Украину для того, чтобы оценить олимпийские возможности... Славского. На очереди – Ворохта, а дальше – как знать. Мы ведь помним, что Донбасс порожняк не гонит, а значит, Борис Викторович будет колесить по тамошним просторам, пока не найдет «именно то» место.
Тем более, что времени у него для этого будет предостаточно, – согласно процедуре определения столицы Олимпиады, город, который примет игры 2022 года, назовут только в 2015 году. То есть, еще как минимум годика три для того, чтобы буковинцам – рассориться с буковельцами, украинцам вообще – почти поверить в то, что мы таки можем принять зимнюю Олимпиаду, а всем причастным к процессу – вдоволь на нем попиариться, у всех нас есть.
А пока – «Главком» предлагает поразмыслить, какими мотивами руководствуется власть, раскручивая олимпийскую тему и какие последствия для нашего государства вся это история может возыметь.
-- Пожелай исполненья желаний
Вообще-то, стоит отдать Виктору Януковичу должное – если мысль о проведении на западной Украине Олимпиады-2022 была экспромтом, то этот экспромт был очень своевременным (не чета обещанию отвезти всех желающих журналистов Межигорье прямо с президентской пресс-конференции, но не будем о грустном). Ведь всем известно, что Виктор Федорович – прямо скажем, не самый любимый политический персонаж в этом регионе. И если бы не милиция, то и во время последнего визита во Львов Янукович наверняка почувствовал бы на себе, что такое настоящие акции протеста, как звучит критика на грани (а, может, и за гранью) фола, и как выглядит разбившееся на дорогом пиджаке яйцо. В этой ситуации он выбрал единственную выигрышную стратегию – пойти на запад с распростертыми объятьями и предложением поработать вместе на обустройство местной инфраструктуры, на будущее проведение Олимпиады.
Что немаловажно – за президентским заявлением местные политические и бизнесовые элиты почуяли запах денег, которые могут хлынуть в их регион на призыв тех же Януковича и Колесникова. А критикуя нынешнюю власть, эти деньги можно спугнуть. Логика проста – число желающих попротестовать против «правящего режима» в результате олимпийской инициативы Президента может несколько уменьшиться.
Еще одна возможная причина зарождения на Банковой «олимпийского движения» становится очевидной, если вспомнить о том, в каких условиях право на проведение Олимпиады-2014 выиграл российский Сочи. Ведь не секрет, что состоянием на 2007 год, когда НОК объявил курортную столицу России победителем этого тендера, там не было в наличии ни одного олимпийского объекта, а инфраструктура пребывала в жалком состоянии. Западная да, в принципе, и российская пресса писала: победа Сочи – это не свидетельство готовности города принять Олимпиаду. Это скорее, признание России в качестве мировой сверхдержавы и Владимира Путина, представлявшего сочинскую заявку на сессии МОК в Гватемале, в качестве сверхлидера этой сверхдержавы, способного горы свернуть да снегом черноморское побережье засыпать.
Пиетет Виктора Януковича перед российским руководством давно стал притчей во языцех. Его желание построить в Украине систему управляемой демократии по тамошнему образцу очевидно даже для непосвященных. Не будем здесь упоминать о комплексе неполноценности нашего Президента – ведь мы не собираемся никого незаслуженно обижать. Упомянем лишь о том, что с точки зрения психологии, желание ребенка быть похожим на своего старшего брата, буквально повторить его успехи является абсолютно нормальным, более того, до какой-то степени достойным поощрения со стороны окружающих явлением. Главное – чтобы интенции догнать и обогнать старшего брата не превратились в навязчивую идею и не забили внутреннюю самость ребенка. Другими словами, чтобы в результате зависти Януковича к Путину не пошли прахом попытки Леонида Кучмы доказать всему миру и Москве в первую очередь, что Украина – таки не Россия.
Впрочем, может, мы чрезмерно драматизируем ситуацию, и причина олимпийской инициативы Президент хоть и таится в его психологии, но спрятана намного глубже? Ведь, по большому счету, Виктор Янукович добился в жизни всего, чего хотел. Выросший в маленьком флигеле на окраине Енакиево, сегодня он владеет десятками гектаров «Межигорья» и «Сухолучья». Незаслуженно – как он искренне считает – обделенный президентским постом в 2004 году, даже на должности премьера третируемый Президентами Кучмой и Ющенко, сегодня он – единоличный хозяин страны, который может позволить себе не считаться ни с кем. Каким может быть следующее желание Виктора Януковича?
Для ответа на этот вопрос попробуем представить себе воскресный вечер 3 августа 1980 года, енакиевскую квартиру, в которой 30-летний директор автобазы угледобывающего объединения «Орджоникидзеуголь» Виктор Янукович и его жена Людмила, как и весь Советский Союз, смахивают слезы под «До свиданья, наш ласковый мишка». Сегодня, в преддверии своего 60-летия, возраста, в котором обычные люди выходят на пенсию и задумываются о прожитой жизни, не исключено, что и Виктор Федорович мечтает о том, чтобы вернуть те годы, «когда деревья были большими», – работающие предприятия, регулярные зарплаты, пятилетние планы и, конечно же, олимпийского Мишку.
Исходя из того, что в карпатских лесах все еще можно встретить бурых медведей, могу спорить, что символом Олимпиады-2022, если бы Украина таки выиграла конкурс на ее проведения, стал бы медвежонок. Которого, не исключено, звали бы «Михайликом».
Впрочем, чрезмерно увлекаться сентиментами по поводу возможного проведения Олимпиады не стоит. Организация этого масштабнейшего мероприятия таит в себе массу подводных камней, некоторые из которых очевидны уже сегодня…
-- Тает быстрое время чудес
Первейший из них – это огромные объемы денег, которые поглотит подготовка к Олимпиаде. Судя по всему, даже такая прорва для бюджетных средств, которой стало строительство, развернутое в Украине под Евро-2012, будет выглядеть карманными расходами для подростка по сравнению с «олимпийскими» тратами. Все-таки, какая-никакая футбольная инфраструктура в нашей стране имеется, да и центрами проведения Евро станут города-миллионеры плюс Львов – то есть, не самые забитые уголки мира. В Карпатах же все придется строить с ноля, и сколько денег на это пойдет – не известно никому.
В конце апреля оказалось, что «олимпийские» траты только из городского бюджета Ванкувера, принимавшего игры 2010 года, составили объем, сопоставимый с годовым бюджетом города. И это без учета трат на обеспечение безопасности во время Олимпиады, строительства Олимпийской деревни и других расходов, обеспечивавшихся силами в основном Оргкомитета игр.
Впрочем, пока ванкуверские налогоплательщики почесывают головы в раздумьях, стоили ли 27 дней праздника года жизни целого города, напомним, что Канада на момент победы в конкурсе за право принять игры, в принципе, обладала всей необходимой для того, чтобы стать хозяйкой Олимпиады, инфраструктурой.
В случае с Украиной ориентироваться придется скорее на Грецию, которая потратила на подготовку к летней Олимпиаде-2004 как минимум 11 миллиардов долларов, причем итоговая смета по сравнению с первоначальной была превышена вдвое. Сегодня немалая часть олимпийских объектов банально простаивает – оказалось, что стране, «где есть все», это самое «все» не очень-то и нужно. Стадионы повышенной вместимости в небольшой Греции невостребованы. Поскольку, например, гребцов и бейсболистов в Элладе маловато, то и инфраструктура для этих видов спорта стране не особо пригодилась после окончания Олимпиады.
Конечно, винить траты на подготовку к играм в нынешнем греческом финансовом коллапсе означало бы перегибать палку, но то, что, прямо скажем, не самое рациональное использование бюджетных средств повлияло на нынешние события в стране, – это факт. И повод задуматься для украинских власть имущих – «потянет» ли наша не самая здоровая в мире экономика тяжесть подготовки к Олимпиаде.
Тем более, что греческие масштабы трат нам придется умножать на коэффициент коррупциогенности, вносящий свою лепту в итоговую стоимость подготовки к играм. Чтобы не разбрасываться голословными обвинениями в адрес украинских чиновников, еще не приступивших к разбазариванию средств, еще не выделенных на Олимпиаду-2022, обратим наши взоры на Россию – там подготовка к Сочи-2014 как раз в разгаре, и наши «олимпийцы» смогут ориентироваться на достижения своих российских коллег.
Например, журналисты российского «Эсквайра» обратили внимания на вполне себе олимпийский объект – дорогу от Адлера до Красной Поляны длиной 48 километров, на строительство которой федеральное правительство выделило 227 млрд российских рублей. Так вот при таком уровне расходов эту дорогу можно было бы построить из черной икры (слой «стройматериала» на всем протяжении «полотна» составил бы 1.1 см), залить коньяком «Хеннесси» (слоем в 13.85 см) или вымостить стодолларовыми купюрами (слоем в две банкноты толщиной). Ориентиры для карпатских строителей, полагаем, ясны, можно приступать.
Тем более, что масштабы олимпийского строительства просто поражают воображение (чтобы не сказать ужасают). Чиновники НОК, сейчас в бравурных тонах оценивающие перспективы проведения Олимпиады, еще несколько месяцев назад утверждали: Украина – не «зимняя» страна, и по климату, и по инфраструктуре. Наши хоккейные клубы участвуют в первенствах то Белоруссии, то России, а на западной Украине единственный ледовый стадион, находящийся в Калуше и, к слову, носящий гордое имя Степана Бандеры, местные власти собираются перепрофилировать в бассейн. Украинские саночники и бобслеисты уже который год ездят тренироваться в Латвию, а трасса в Кременце, мягко говоря, не соответствует современным требованиям. Украинские фигуристы принимают гражданство других стран – в нашем государстве у них попросту нет условий для тренировок. Даже лучший в Украине горнолыжный курорт – тот же Буковель – не имеет условий для проведения соревнований по слалому-супергиганту. Полуразваленная олимпийская база «Авангард» в Ворохте может стать памятником всему зимнему спорту в Украине. Найдется ли на всю Украину хоть один керлингист? А могулист? Я, вообще-то, веду к тому, что даже если сверхтитаническими усилиями государства за сумасшедшие деньги все недостающие для проведения игр объекты будут построены, то их ждет незавидная судьба – скорее всего, после игр на них банально не будет спроса, тем более в таком депрессивном регионе, коим сегодня является запад нашей страны.
Но на самом деле черт с ними, со спортивными объектами. Расстояние от Ивано-Франковска до Буковеля в 108 километров преодолевается на обычном автомобиле обычным водителем в среднем за два часа – то есть, до мировых стандартов в это случае, как от Славского до Донецка. И это только верхушка айсберга: вопросы о том, где расселить тысячи участников Олимпиады и десятки тысяч туристов, которые приедут поболеть за своих, тоже нуждаются в масштабном осмыслении. Гостиничный фонд Ивано-Франковска и области явно не требует столь радикального увеличения. Надеяться на гостеприимных гуцулов, которые пол-Европы могут накормить баношем – как-то несолидно, что ли…
Да главное, в общем-то, даже не это. Виктор Янукович – сам в прошлом спортсмен-автогонщик, должен бы понимать, что престиж страны завоевывается не щедро накрытым столом или, как в данном случае, быстро построенными ледовыми аренами и лыжными трамплинами. Мерило успеха и влиятельности государства в мире большого спорта – это реальные достижения атлетов – его представителей, их медали на форумах мирового значения.
Так вот замахиваться на проведение Олимпиады нашей власти, наверно, стоило бы после того, как хоть один украинец впервые с 1994 года завоюет золото зимних игр, после того, как количество зимних видов спорта, в которых мы можем претендовать на более-менее приличный результат, превысит число пальцев на одной руке, после того, как хоккей, фигурное катание и конькобежный спорт станут не роскошью для отпрысков состоятельных родителей, а доступным развлечением для миллионов украинских детей.
Потому что иначе подготовка к Олимпиаде-2022 превратится в постройку очередной Потемкинской деревни, коих в сегодняшней Украине – и так хоть отбавляй…