Украина для кого?

Это враки, что Янукович изменил маршрут передвижения

Это враки, что Янукович изменил маршрут передвижения по Киеву из-за снайперов. Все прозаичнее – он ездит так, чтобы деньги на дороге поднимать было проще.

В честь своей стодневки президент Янукович похвастался перед журналистами, что даже на него готовилось покушение: «Я вам скажу: я лично ничего не боюсь, и я всегда шел к людям, всегда был открыт. Но так как мне сообщают органы государственной охраны, те угрозы, которые существуют сегодня, они обязаны на них реагировать. Я их отменить не могу (меры безопасности). Хотя мне они неприятны».

Вслед за этим последовало разъяснение из «надежно информированного источника»: «Маршрут президента поменялся неделю назад - была информация, что на Виктора Федоровича готовили покушение. А по Богатырской меньше домов, где может сидеть снайпер».

Но что скрывается за информацией о «снайперах», мы расскажем в конце статьи. Пока поговорим, для чего все эти «понты».

А дело в том, что за «Покращення життя уже сьогодні» украинцам придется заплатить деньгами, которые каким-то чудесным образом они заработали еще «вчера», пока жизнь не стала стремительно «улучшаться» при новой власти. Ведь пока у правительства хватает фантазии только на придумывание новых сборов и налогов, но напрочь отсутствуют идеи о предоставлении населению возможности эти самые деньги заработать.

Отсутствие необходимых средств – бич всех благих намерений украинских властей. Денег на реализацию гениальных идей не хватает как большим министерствам, так и маленьким поселковым советам. Выкручиваются все по-своему.

Вот, например, год назад Леонид Черновецкий всерьез рассматривал идею взимания налога с автомобилистов без киевской прописки. «Передвижение по городу незарегистрированных машин способствует пробкам на дорогах, ухудшению экологической ситуации, и является несправедливым по отношению к горожанам - тем, у которых есть автомобили, и тем, у которых их нет», - объяснил тогда свою логику столичный градоначальник. Ну и, конечно, часть средств должна была по задумке пойти на ремонтирование дорог. Они то у нас, традиционно, недофинансированы.

Инициатива столичных властей с налогом «по прописке» как-то со временем «подвисла» в космосе. Но сама идея с дополнительным налогом на автомобилистов не прошла незамеченной для уже нового правительства, которое решило ее немного «апгрейдить» и модернизировать. Получилось забавно. И, главное, должно быть прибыльно – лично для правительства, но не для народа.

«Дополнительным ресурсом для строительства дорог планируется иметь надбавку на литр покупаемого бензина, солярки. Тот, кто больше ездит, тот и будет больше платить. Это как дополнительная инвестиция. Мы дискутировали на эту тему в Кабмине. С другого источника придумать сложно, потому что если выделять средства из бюджета, это значить завалить дело. А таким образом попробовать привлечь дополнительные финресурсы, это правильно» - заявил на днях министр ЖКХ Александр Попов. (Хорошо сказал. Видимо, за это ему в качестве пирожка с полки сегодня и пожаловали должность первого зама Леонида Черновецкого).

Идея с налогом на бензин, на первый взгляд, правильная. И выглядит безупречно. Ведь так поступают многие страны мира. Например, США. Однако, в этом случае в стоимость бензина «зашивается» транспортный сбор. То есть, автомобилисты платят налог не с объема двигателя (как это сейчас в Украине), а с количества покупаемого топлива. Логик такая: больше ездишь – больше разрушаешь дорогу – больше платишь налог.

Но в Украине-то транспортный сбор был, есть и отменять его никто не собирается. Более того, нынешнее правительство, реализуя предвыборную программу Януковича «Налоги для лохов», планирует повысить его минимум вдвое. Такое нововведение содержится в Налоговом Кодексе, который ударными темпами через Раду продвигает Кабмин Азарова.

То есть, получается, что украинцы будут платить два транспортных сбора: один с объема двигателя, другой – с литра топлива. Но и это еще не все. Вчера спикер парламента Владимир Литвин направил на подпись Президенту закон номер 6337, который депутаты приняли в конце мая. Это тот самый закон, которым повышаются акцизы на алкоголь, сигареты, пиво… и на нефтепродукты. А акциз, это ничто иное, как налог на потребителя. То есть, еще одна подать с владельцев транспортных средств. Деньги от которой, кстати, как и от транспортного сбора, направляются на ремонт дорог.

«Мы увеличим акцизы на топливо – и деньги эти пойдут на дороги, иначе мы их не отремонтируем никогда. Платить должны те, кто ездит и заправляется бензином и соляркой – они же их и портят», - это уже министр экономики Василий Цушко рассуждает об источниках «дорожного полотна». И, как видим, министры почти слово в слово повторяют друг друга. Единственное отличие в их активности отремонтировать дороги – статья изъятия денег у населения.

Здесь следует напомнить, что в государственном бюджете средства налогоплательщиков на развитие дорог поступают на специальный дорожный фонд. Ими распоряжается госкомпания «Укравтодор», которая находится в подчинении Министерства транспорта и связи. Именно эта компания и занимается ремонтом и строительством дорог в стране. И очень активно это делает. Например, по информации СМИ, в прошлом году за 11 месяцев построила 8 километров новых путей. Всего лишь потратив чуть больше 900 млн гривень. Говорят, что тратили деньги еще и на недостроенные дороги. Но на какие – не известно.

Однако, не только прошлое руководство «Укравтодора» подобным образом относилось к работе с дорожным покрытием. Отсутствие прозрачности проведения тендеров, теневые схемы расходования денег бюджета и внешних займов – наличие таких проблем признавались экспертами и ранее. Каждое новое руководство это обещало самым активным образом искоренить. Но не все получалось, наверное, если посмотреть на состояние наших дорог. А желающих «искоренять» ну очень много. Кресло начальника «Укравтодора» всегда было в центре политических торгов любой коалиции. Что может свидетельствовать только об одном – доходное место. Но дороги-то лучше от этого не стали.

Кстати, теза и Цушко, и Попова о том, что за ремонт дорог заплатят те, кто «травмирует» их своими автомобилями – довольно спорная. Ведь повышение налогов на автомобилистов приведет к подорожанию по всей цепочки услуг и товаров. Снова производители, диллеры, мелкооптовики, транспортники и грузоперевозчики будут обосновано доказывать, какой большой удельный вес занимает в их ценообразовании топливо. И что цена на хлеб от этого зависит, и на мясо, и на молоко и на все остальные группы товаров. Что означает: за предполагаемые «ремонтные работы» на дорогах заплатят все. Но больше те, традиционно, у кого нет ни автомобиля, ни достаточного заработка, ни достойной пенсии. А практика показывает, что повышение акциза или налога на какой-либо товар на 2 копейки конечному потребителю обходится минимум в 50 коп. А то и в гривню.

Кстати, в 50 годах Франция тоже ввела дорожный налог (такой себе «транспортный сбор). Однако, эти деньги направлялись не на ремонт дорог, а на поддержку малоимущих французов. И почему-то дороги от этого у них хуже не стали. В Украине, кстати, тоже есть на что посмотреть. Но большинство таких дорог «европейского качества» строятся исключительно в сторону охотничьих угодий избранных.

А вот теперь стоит сказать, почему небоящийся снайперов Виктор Янукович решил лисой петлять на работу по промзонам Киева. Цитируем сами себя: «Коммунальная компания «Киевавтодор» по результатам тендера 28 апреля заключила договор на ремонт дорог по маршруту следования должностных лиц, которые охраняются государством. Об этом «proUA» сообщили в Министерстве экономики. Ремонтом дороги займется ОАО «Броварское дорожно-строительное управление №50». Стоимость ремонта составила 10,99 млн грн.»

Ремонт за счет наших налогов на этой «хозяйской» дороге уже ведется. И никакие добрые робингуды со снайперским луком здесь ни при чем.