Разборки по-Черновецкому
К истечению трех месяцев испытательного срока для Леонида Черновецкого Президент поставил в Киеве своего наместника
Еще 20 марта этого года новоиспеченный премьер Николай Азаров устроил головомойку молодой команде Леонида Черновецкого и лично столичному мэру. Во время совещания с руководством КГГА он метал гром и молнии. Азаров потребовал сократить количество расплодившихся заместителей киевского головы и заняться наведением порядка в городе. На все про все премьер выделил Черновецкому три месяца.
И вот «час Ч», похоже, наступил. За это время у мэрской команды прибавилось седых волос. Причем, на тех головах, которые не полетели сразу, – а в числе пострадавших в самом начале оказалась, например, Ирена Кильчицкая. Практически сразу же после установления новой властью особого режима надзора за Киевом произошел удивительный и показательный случай. Был угнан автомобиль, в котором, по случайности, находились документы по приватизации объектов столицы за 2006–2010 годы. Прокуратура завела уголовное дело по факту служебной халатности, но это явно цветочки по сравнению с тем, сколько интересного можно было бы найти, получив на руки эти самые документы.
Новая власть сразу решила показать, что с «непопулярным» Черновецким церемониться не собирается. Под свой контроль ситуацию в столице взял силовой вице-премьер Владимир Сивкович, близкий к другому вице-премьеру Андрею Клюеву. Сивкович подписал распоряжение о комплексной проверке властей Киева правоохранительными и контролирующими органами, а КРУ было поручено изучить использование бюджетных средств. Все это сопровождалось регулярными заявлениями об открытии уголовных дел и прогнозами о судебных решениях по фактам незаконной приватизации. Дошло до того, что вице-премьер лично дал мэру распоряжение уволить чиновника, вырвавшего у тележурналиста микрофон.
Леонид Михайлович окончательно прекратил петь и веселить оригинальными инициативами, а кулуарами КГГА стали ходить версии, кто из молодой команды подойдет на роль козла отпущения и, не исключено, с помпой сядет за решетку.
-- На крючке
Киев всегда был головной болью и терра инкогнита для регионалов. Все их попытки завоевать симпатии столицы после 2004-го и улучшить свой неутешительный рейтинг терпели неудачи, приобретавшие иногда такие потешные формы, как баллотирование в мэры Василия Горбаля. Поэтому резкие шаги вроде проведения досрочных выборов мэра Киева им противопоказаны, да и спешить особо некуда – Черновецкому в его нынешнем положении не до самовольничанья. Так как излюбленной лобовой атакой Киев взять не получается, регионалы затеяли ползучую экспансию.
На Киев был «спущен» представитель Кабмина Николай Белоблоцкий, получивший функции «государева ока», а Александр Лавринович сочинил изменения в закон о столице, согласно которым полномочия мэра и главы КГГА разграничиваются, и часть власти переходит к ставленнику, на которого укажет лично Президент. Такая схема с лихвой решает проблему регионалов с их низким рейтингом в столице, коль уж попытки стать ближе к народу и вовлечь в свои ряды Виталия Кличко натолкнулись на его отказ стать марионеткой без существенных полномочий.
Однако замена первого зама Черновецкого Анатолия Голубченко на министра ЖКХ Александра Попова говорит о том, что, скорее всего, регионалы выбрали другой путь. Формально оставаясь мэром и главой КГГА, Черновецкий просто уходит на второй план (вариант – длительный больничный), а реально ситуацией в городе начинает управлять ставленник регионалов.
Сам Леонид Михайлович увидел в назначении нового заместителя хороший для себя знак:
«С назначением Александра Павловича моим первым замом, все вопросы о разделении полномочий в Киеве сами собой отпадают – никакого разделения полномочий киевского городского головы и главы Киевской госадминистрации не будет!»
У Попова, напомним, есть длительный и успешный опыт работы в местном самоуправлении (больше десятка лет руководил небольшим Комсомольском), к тому же его опыт работы в министерстве должен помочь разобраться с незавидным положением в столичном жилищно-коммунальном хозяйстве. А в случае с давно назревшим повышением тарифов все стрелки будут переведены на «предыдущую» киевскую власть, как и при любых непопулярных решениях, которые затеют регионалы. Черновецкий в этом плане удобен тем, что к нему ничего не липнет.
«ПР не имея поддержки в Киеве, использует Черновецкого, которого есть за что держать на крючке. По заявлениям регионалов, уже очевидно, что осенью не будет выборов мэра и в Киевраду, будут только районные», – сказал «Главкому» глава столичной ячейки «Батькивщины» Анатолий Семинога. А Николай Катеринчук (фракция НУНС) предрекает вслед за появлением новых замов главы КГГА и новых начальников управлений смену Секретаря Киевсовета Олеся Довгого.
Прдеставитель Кабмина в Киевсовете и КГГА Николай Белоблоцкий считает, что у Попова как раз тот комплекс качеств, который необходим на этой должности: «У него больше всего аргументов как у госслужащего такого ранга, знакомого с тематикой проблем, которые волнуют Киев, – объяснил он «Главкому». – Сейчас утверждена новая структура КГГА вместо той самодеятельности, что была раньше, и эту структуру надо наполнять компетентными людьми. Нужно исправлять много упущений, укреплять команду, но делать это постепенно».
Регионал Владимир Рыбак, которого прочили на должность «смотрящего» по Киеву и даже судачили о том, что он станет главой Киевгосадминистрации после изменения в закон о столице, в беседе с «Главкомом» также ушел от конкретного ответа, как оценена работа киевской власти за последние три месяца.
«Черновецкого избрали киевляне, поэтому ставить вопрос – менять его или нет – некорректно, – сказал Рыбак. – Но если вы думаете, что Виктор Янукович будет терпеть беспорядок в Киеве, то глубоко ошибаетесь. Основная беда – с управляемостью городом, поэтому сейчас решаются вопросы с системой управления, сокращаются некоторые подразделения… А что касается назначения Попова, то руководство столицы нужно укрепить профессиональными кадрами. И могу сказать, что будет еще ряд назначений».
-- Чтоб не улетел
То, что после такого укрепления мало кто из старой команды сохранит свои позиции – очевидно. По имеющейся информации, ряды безработных на этой неделе пополнят еще несколько заместителей во главе с Денисом Бассом. А всенародно избранному мэру останется ностальгировать по звездному часу времен Ющенко и довольствоваться ролью английской королевы.
«Понятно, что этот трехмесячный «тест» для Черновецкого был игрой, ничего он не мог за это время кардинально поменять, – уверен депутат от Блока Кличко Дмитрий Андриевский. – А, в итоге, на все посты регионалы поставят своих. Пример Голубченко показателен – он на самом деле неплохо справлялся и был очень лоялен Президенту, но это ему не помогло. Торг же идет вокруг того, что оставить Черновецкому, чтобы он не развернулся и не улетел куда-то, потому что отсутствие мэра, как ни крути, ведет к ненужным ПР выборам».
Другое дело, что технократ Попов не создает впечатления харизматика, которого можно было бы раскручивать в столице «на будущее», к тому же, для киевлян он – пришелец. Хотя времени у регионалов, если выборы в столице все-таки не состоятся одновременно со всеми местными, навалом. И, кто знает, может быть, имидж хозяйственника, придется по душе тем, кто после «эпохи Черновецкого» затосковал по Сан Санычу Омельченко. Последний, по слухам, также помогает регионалам в решении их киевских проблем.
За это время в руки новой власти могут перейти оставшиеся в Киеве лакомые кусочки.
«Схем для этого достаточно, – делятся с «Главкомом» собеседники, приближенные к КГГА. – Например, город для покрытия огромных долгов будет вынужден брать кредиты и, не исключено, что под залог городского имущества по заниженной стоимости. Если эти кредиты будут взяты в «нужном» банке, то и имущество после того, как расплатиться по кредиту не удастся, уйдет тому же банку. Можно «пощипать» и тех же местных олигархов Иванова с Хмельницким, которые имеют акции «Киевэнерго», «Киевводоканала»...»
Пока что киевская игра проходит по сценарию новой власти, и не видно того, кто эту игру может испортить. А оппоненты могут рассчитывать разве что на ее головокружение от успехов.