Чего ожидать от новой власти в Крыму?
Взгляд враждующих сторон: депутатов-крымчан Андрея Сенченко (БЮТ) и Вадима Колесниченко (ПР)
Регионалы обещают вдохнуть в Крым новую жизнь, а их оппоненты из БЮТ считают, что во власти автономии донецкие (в частности, новый премьер АРК, экс-мэр Макеевки Василий Джарты и новый глава крымской милиции Александр Просолов) потеснили крымчан только затем, чтобы взять под контроль ресурсы полуострова.
На тему новой крымской власти на пресс-конференции в «Главкоме» спорили крымчане, народные депутаты Вадим Колениченко (ПР) и Андрей Сенченко (БЮТ).
-- Вадим Колесниченко: «Василий Джарты сможет привести в чувство часть крымских чиновников»
В целом сегодня ситуация в Крыму стабильная и развивается очень динамично. Это было продемонстрировано на первом уровне работы по созданию коалиции и взаимодействия правительства, премьер-министра и Президента.
Какие цели были поставлены перед крымским парламентом? Определиться, что ему нужно изменить динамику своей работы и приоритеты. Перед Крымом ставятся совершенно новые задачи, о чем сообщил Виктор Федорович несколько дней назад на встрече с партийно-хозяйственным активом Крыма. Задачей номер один является повышение уровня отношений Крыма и его статуса. Второе – было заявлено о необходимости восстановления бизнес-проекта по созданию моста через Керченский пролив. Эта тема обсуждалась очень долгое время, и, судя по выступлениям Президента, сегодня эта тема нашла обсуждение как в Европе, так и в России. Это очень знаково и очень важно. Это реальный поток инвестиций и денег в преддверии Олимпийских игр, которые планируются в Сочи в России.
Чем интересно вступление в должность спикера парламента Крыма г-на Константинова? Он реальный кризис-менеджер, хороший организатор, он продемонстрировал эффективность, последовательность в своей работе и умение организовывать людей в решении поставленных задач.
Что касается избрания премьер-министра. На предложение крымской партийной организации Василий Джарты откликнулся с удовольствием, потому что он хорошо знает Крым. До избрания премьер-министром он год проработал в Крыму, знает все его болевые точки, все проблемы, знает сложности взаимодействия так называемых элит. Это было продемонстрировано тем, что было утверждено большое число так называемых вице-премьеров, но эта тема временная, потому что на первом этапе нужно было найти некое взаимодействие и взаимопонимание. В ближайшие три месяца перед каждой конкретной политической силой, которая лоббировала представление своих сил, будет поставлена задача показать, что они предлагают сделать, и как они это собираются сделать. В последующем этапе, конечно, будут ротации и переформатирование.
Джарты очень хорошо проявил себя как мэр Макеевки. До настоящего момента жители этого города вспоминают о нем положительно. Он провел много позитивных изменений и новаций. После этого он был назначен заместителем председателя Донецкой госадминистрации, где получил еще больший опыт.
И в Партии регионов, и в крымской партийной организации считают, что Крым должен выйти на совершенно новый уровень, и потребуются совершенно новые люди для решения новых задач. Во-первых, выход из кризиса, в котором находится как Украина, так и Крым. А во-вторых, будут поставлены новые задачи. Это тема свободных экономических зон, для того, чтобы мы реализовали идею, сформированную, когда мы создавали Автономную республику Крым в начале 90-х голов, чтобы Крым был локомотивом всего нового, что происходит в Украине.
При этом, учитывая сложный многонациональный характер Крыма, очень важно в первую очередь обеспечить рост экономического благосостояния населения Крыма. В условиях хорошего благосостояния легче решать политические, экономические и национальные вопросы, что для Крыма является сегодня крайне важно. Я думаю, Василий Джарты умело обеспечит вопрос баланса национальных интересов. Он сможет привести в чувство часть чиновников, которые имеют сложности, что подразумевают отношение с законом.
Я думаю, такая кардинальная смена власти позволит Верховному Совету и Совету Министров Крыма заработать в новом режиме в решении задач, которые были поставлены Виктором Януковичем.
-- Андрей Сенченко: «Донецкие регионалы вытесняют крымских регионалов из всех сфер деятельности»
В начале своего выступления Вадим озвучил интересную формулу: в Крыму все стабильно и динамично развивается. Действительно, в Крыму люди стабильно плохо живут, и динамично сейчас происходит следующее: донецкие регионалы вытесняют крымских регионалов из всех сфер деятельности.
На самом деле такое происходило уже неоднократно. Это очередное заезжее летнее правительство, третье по счету. В 1994 году в Крыму было московское правительство во главе с господином Сабуровым, появилось в мае и в сентябре уже исчезло. Те же персонажи, которые составляют костяк правящей коалиции в крымском парламенте, были в крымской политике еще в том же 1994-м. Они взахлеб, под аплодисменты и с кучей эпитетов характеризовали ситуацию, верноподданнически голосовали за «сабуровское» правительство.
В 2005 году Виктор Ющенко решил поэкспериментировать на Крыме, реализовывать там свои амбиции и прислал г-на Матвиенко. Амбиции амбициями, а приехала неслабая группа захвата, которая тут же прихватила «Черноморнефтегаз» и взяла под контроль многие другие вещи. Но опять-таки ненадолго. Я поднял результаты голосования за матвиенковскую команду – те же люди. Из ста депутатов на сессии были 99, и 94 проголосовали за Матвиенко. Это те же люди, которые теми же словами говорили, что нет лучшего менеджера, такого политика общегосударственного масштаба, который вдохнет в местечковое крымское сообщество свежий воздух перемен, крымчане начнут жить лучше и т.д. Это говорили те же люди, будучи в Партии регионов, просто в очередной раз согнулись от ветра в нужную сторону. Так они и колышутся туда-сюда. Поэтому сейчас, когда хозяевами Партии регионов было принято решение окончательно захватить Крым, им просто дали команду и все построились: одни написали заявление, другие нажали кнопки, поставили галочки в бюллетенях.
Партия регионов в Крыму безраздельно правит восемь лет, а там стабильно плохо живут люди. Приведу пример: в автономии есть тысяча сельских населенных пунктов, из которых в более чем 600 практически нарушена система водоснабжения. Был зафиксирован дикий случай, когда в Сакском районе в одном из сел прошлой зимой для того, чтобы напоить детей, растапливали снег. Казалось бы, неужели нет ресурсов для того, чтобы решить эту проблему? Для этого нужно по сегодняшним ценам примерно 150 миллионов гривен. Ничего сверхъестественного, не в каждом доме вода и канализация, но, по крайней мере, колонка на улице на десять домов будет.
Дальше мы говорим об элементарных вещах, которые должна решать власть. Можно рассуждать глобально о свободной экономической зоне, о полетах в космос. Но у нас в 60% сельских школ в Крыму отсутствуют туалеты. Все считают, что Крым – это пальмы, Ялта, а взять степь – это 20 градусов мороза зимой. Та же ситуация и со скорой помощью, которую в селе дождаться невозможно, человек умирает, скорая может приехать через пять часов забрать остывший труп. Школьные автобусы в аварийном состоянии, на дорогах жутчайший травматизм, потому ситуация просто в страшном состоянии.
Восемь лет Партия регионов в Крыму при власти. Да, есть проблемы, сложности, но Крым это не Хацапетовка, а регион, который обладает очень серьезным ресурсным потенциалом. В первую очередь, это земля. Если бы она выходила на открытый публичный рынок, а не делилась под ковром власть имущих, то этих ресурсов хватило бы для решения жизненно важных проблем.
То, что сейчас заехала вся эта бригада… Когда вы посмотрите на биографии этих людей, посмотрите на их лица, то поверить, что они заехали такой группой ремонтировать крымские школы, больницы, дороги и вовремя платить пенсии людям…
Зачем же они заехали?
Андрей Сенченко: Затем же, зачем заезжало очередное заезжее правительство. В данном случае, у них есть хозяева, которые поставили задачу взять под контроль ресурсы Крыма. Мои слова можно будет элементарно проверить в ближайшие пару недель. Возьмите перечень районных администраций Крыма. Поверьте мне, вакансии администраций районов, которые у моря, скорее всего, будут заполнены приезжими людьми. Те, в которых степь да степь, никаких ресурсов, ни садов, ни виноградников, ни моря, заполнят крымчане.
Сегодня Джарты – лакмусовая бумажка. До него Партия регионов провела несколько знаковых назначений. «Ялтаводоканал» – это, по сути, вода и канализация всей курортной инфраструктуры южного берега. Сняли профессионала и на его место поставили человека с донецкой пропиской, ранее судимого за вооруженное ограбление, и доказано, что у него купленный диплом о высшем образовании. Возникает вопрос о том, что сделает Джарты – завезет таких же или уберет этого? Он и будет индикатором.
Они приехали и уехали, а нам там жить. Будучи в оппозиции, можно о чем угодно говорить, но мы должны согласиться с тем, что их сегодня большинство, они так сформировали власть. Поэтому мы пытаемся влиять на эту власть таким образом, чтоб она сделала хоть что-то доброе для Крыма. Все наши мысли на эту тему положены на стол. Если они будут услышаны, мы, безусловно, поделимся всем, что, на наш взгляд, нужно сделать в Крыму. Если что-то будет делаться Крыму «в плюс», то мы будем аплодировать независимо от политических пристрастий. Но если будет твориться грабеж, как это происходит восемь лет под эгидой и под знаменами Партии регионов, оппозиция будет жесточайшим образом контролировать и сразу же обнародует все факты безобразия.
Я был в Макеевке прошлым летом, проехался по этому городу и не заметил там никаких чудес света. Это обычный грязный городок. Я не нашел там ничего эталонного, ничего такого, что бы позволило повесить медаль на грудь Джарты.
Вадим Колесниченко: Во-первых, власть в Крыму надо было менять, для этого пришли новые люди. Во-вторых, так называемых «донецких» избрал Верховный Совет Крыма, которому ничего нельзя навязать без его согласия. Мне не известен ни один случай, чтобы кто-то из депутатов голосовал с паяльником в ухе либо с утюгом на спине. Все пришли добровольно, добровольно проголосовали и приняли решение.
Что касается Василия Георгиевича Джарты, то в 2002 году он уехал из Макеевки, поэтому сейчас говорить, что он что-то плохо сделал, надо проанализировать, что было до его прихода на пост мэра Макеевки.
Я не хотел поднимать эту тему, но вынужден. По мнению крымской партийной организации, которое было согласовано с нашим партийным руководством в Киеве, было предложено мне избираться на должность премьер-министра Крыма. Это было очень жесткое и настойчивое предложение. В ходе переговоров довелось убедить и доказать, что передо мной стоят более серьезные и глубокие задачи внутрипартийного идеологического направления. И в результате компромисса Василию Джарты было настоятельно предложено поехать в Крым, учитывая, что он получил авторитет в партийной организации, его знают крымчане и он за год прекрасно изучил территорию Крыма. Не наша вина в том, что в Партии регионов большая часть донецких. Я не вижу в этом большой проблемы, ведь если проанализировать за последние пять лет назначения глав обл- и райадминистраций, вы удивитесь географии людей. Это никто не ставил в вину кому-либо.
По поводу того, что Партия регионов властвует в Крыму последние восемь лет. Смею напомнить, что сейчас ПР в Верховном Совете Крыма представлена в меньшинстве. Большинство получается только благодаря соучастию трех или четырех фракций. Поэтому нужно объективно смотреть.
Теперь о воде. В Крыму это действительно проблема, но я хочу привести пример славного города Львова, который в прошлом году получил для решения проблем с водой 178 млн.грн. и сегодня по заявлениям депутатов Львовского горсовета, проблема как не была решена, так и не решается. Казалось бы, деньги гораздо больше, но там нет Партии регионов. Поэтому сегодня проблемы, возникшие в Украине, не связаны с Партией регионов.
Глава Верховного Совета Крыма г-н Константинов – основатель строительной компании «Консоль», которая сейчас строит на территории крымской обсерватории гостиничный комплекс. По оценкам международных специалистов, это может погубить стратегически важный научный объект. Подряд был взят для строительства двух домов для научных работников, и на этот было дано разрешение Минобразования. Вы можете гарантировать, что интересы вашего представителя не разрушат научный объект в Крыму?
Вадим Колесниченко: Я не допускаю того, что строительная компания строит что-либо без согласующих документов. У нас есть прокуратура, СБУ, оппозиция, дайте документы, которые подтверждают ваши слова, виновные будут наказаны. Что касается бизнес-интересов, то каждый, вступающий на государственную службу отказывается от управления или ведения бизнеса. Думаю, что г-н Константинов порядочный человек, который будет строго выполнять действующее законодательство.
Андрей Сенченко: Скоро у Партии регионов на все вопросы будет такой один стандартный ответ.
Для Крыма всегда был актуальным вопрос нацменьшинств. Русская община, татары…Какой будет политика новой власти в урегулировании этой проблемы?
Вадим Колесниченко: …И армяне, и караимы, и крымчаки, которые вымирают, и украинцы, которые сегодня считают, что их права ограничены. Многие крымчане считают, что мы отдельный народ.
Мы обсуждали в партии сложность во взаимоотношениях с крымско-татарским народом, проблема в том, что нет ни одного законного, легального органа, который бы представлял их интересы. Демонстративная позиция лидера крымско-татарского движения вносит сумятицу, это привело к расколу среди крымских татар, у которых сегодня есть несколько политических движений, связанных с коррумпированными представителями существующей власти. Увы, за последние 15 лет так и не удалось убедить их лидеров легализовать свою деятельность и вывести на законные основания. Они улично заявляют, что нас не признают и сами являются хозяевами земли. Сегодня мы делали и будем продолжать все делать, чтобы крымские татары ассимилировались и находились в структурах управления.
Андрей Сенченко: Крым очень долго искал формулу бесконфликтного сосуществования – процветание в единстве. На этом сегодня держится мир в Крыму, но это согласие подвержено определенным рискам. Там есть политики, которые считают, что управляемый межнациональный конфликт – это допустимая технология. В первую очередь, я отношу к ним Грача – стратегического союзника Партии регионов в Крыму. Он всегда считал, что нужно вовремя плеснуть масла в огонь, поднять температуру в обществе и на этом собирать голоса.
Партия регионов делает немного иначе, они искусственно не занимаются столкновением, но не понимают и не желают понимать эту проблему. Они просто неквалифицировано занимаясь переделом собственности, наталкиваются на большие сложности в межнациональных отношениях. Мы помним зачистки, организованные Могилевым. Это была откровенная глупость, но с большими последствиями. По нашим оценкам, порядка 15-17% самозахватов на самом деле – это крымско-татарские, а все остальное – «знать» разных национальностей, которые нанимают бригаду, сидящую на самозахватах. Такие фокусы регулярно используются, но при этом люди не просчитывают последствий.
Вопрос, насколько власть будет авторитетна в глазах крымчан разных национальностей, будет зависеть от того, насколько власть хоть чуть-чуть разбирается в том, чем будет заниматься.
Вадим, вы сказали абсолютно дикую вещь, что ваша задача ассимилировать крымских татар. Это означает уничтожить национальную идентичность целого народа. Меджлис – это орган условно светской власти. Есть Духовное управление мусульман Крыма – религиозный орган. Сейчас эти две структуры начинают интегрироваться, потому что каждая из них не в полной мере влияет на ситуацию. А причина тому – пошло третье течение, и по оценкам спецслужб, примерно 5-7 тысяч крымских татар относят себя уже к приверженцам ваххабизма, а оттуда обратной дороги нет. Никакого диалога ни с властью, ни с политическими структурами, ни с обществом не будет. То, что люди пошли в эту сторону, является браком в работе крымской власти, национальных структур. И когда вы говорите «ассимилировать», там будет не 5-7, а 50-70 тысяч ваххабитов. Да вы собираетесь перед целым народом совершить преступление.
Вадим Колесниченко: Что касается ассимиляции, то я дословно процитировал фразу из Концепции этнонациональной политики, утвержденной в ноябре прошлого года Кабмином г-жи Тимошенко, которую вы привели к власти. И подписан документ Президентом Ющенко в феврале перед уходом из власти. Партия регионов выступала против этого документа, но нам объясняли, что нет, мы все должны ассимилироваться в украинскую нацию. Правда, это касалось русского населения. Поэтому мы видим двойные стандарты.
Вопрос не по теме к г-ну Колесниченко. Сегодня коммунисты в СМИ заявили о своем недовольстве распределением должностей в рамках договоренностей при создании коалиции. Не приведет ли это к распаду парламентского большинства?
Вадим Колесниченко: Могу всех успокоить: коалиция как никогда стабильна и крепка, пополняется новыми членами. А высказывания отдельных представителей фракций – это их точка зрения. До настоящего момента все коалиционные договоренности в части распределения тех или иных портфелей и постов выполняются.
Андрей Сенченко: По нашим источникам, идет жесточайшая драка, не удовлетворены Литвин и коммунисты. По состоянию на пятницу прошлой недели, в недрах Партии регионов на уровне руководства даже бытовала такая мысль, что Литвин перешел все границы, так давайте срочно прикупим где-то 20 депутатов и пошлем его подальше. Эта формула на бытовом уровне была озвучена.
Вадим Колесниченко: Хорошо, что на бытовом. Мне такая информация неизвестна.
Андрей Сенченко: И коммунисты, и Литвин считают, что их жестко кинули. У них была заложена формула, что если получают министерство, то и все под ним автоматически. Но им сказали «ни-ни», ставьте министра-попугая, а все, что ниже, – это наше. Глядя на это правительство и ту бригаду, которая захватила власть в стране, меня подмывает спросить: «Чьих вы хлопцы будете?».
Вадим Колесниченко: На сегодня ни одного официального заявления уполномоченного от Блока Литвина г-на Зарубинского нет. Ни одного официального заявления уполномоченного от фракции коммунистов г-на Симоненко нет. Мы четко выполняем все наши соглашения и договоренности, а задача оппозиции в том и заключается, чтобы разбить правящую коалицию, но я уверяю, что это не удастся.