«Есть сильное впечатление, что Кремль поставил на Тимошенко»
Российский политолог Андрей Рябов рассказал «Главкому», почему Украине доверяют лишь 4% россиян
Только 4% россиян считают Украину надежным партнером России на международной арене. Такие данные своего свежего опроса обнародовал вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Лидеры доверия россиян – Беларусь (43%) и Казахстан (31%). Их президентам Александру Лукашенко и Нурсултану Назарбаеву доверяют почти так же – 33% и 28% соответственно. При этом надо отметить, что Александр Лукашенко проводит в отношении России весьма хитрую политику, которую даже с большой натяжкой не назовешь прямо-таки дружественной. Так, белорусский парламент все никак не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, чего очень бы хотелось Кремлю. Но как бы там ни было, в рейтинге симпатий россиян Лукашенко вдесятеро обогнал Виктора Ющенко. Главе нашего государства доверяют лишь 3% россиян, а самой Украине – 4%. О том, могут ли исправиться подобные перекосы в восприятии нашей страны, а также о том, на кого из наших кандидатов сделал ставку Кремль, «Главком» поинтересовался у известного российского политолога, главного редактора журнала «Мировая экономика и международные отношения» ИМЭМО РАН Андрея Рябова.
Почему россияне не любят Ющенко, вполне понятно. Но почему они доверяют Лукашенко?
Лукашенко остается каким-то позитивно своим. Да, с придурью, с белорусской хитринкой, но все равно он – «свой парень». Ну да, хочет поживиться за чей-то счет, что-то позаимствовать, не заплатив. Но все равно дальше определенной черты он не пойдет. Выводы людей основаны не на личном опыте и знаниях. Это медийное восприятие, проекция телевизора. А российское телевидение, несмотря на все кульбиты, подчас достаточно резкие слова, которыми обмениваются лидеры двух стран, не рисует Беларусь как страну, которая хочет уйти во враждебный России лагерь.
А то, как показывают Украину… Репортажи про Романа Шухевича, про черт и что, «склеивание» президента Ющенко с разного рода ультранационалистическими группировками – все это ложится на традиционное российское восприятие, которое сейчас в значительностей степени снова определяется разделением на Восток и Запад. Общий российский подход «кто с нами, кто против нас» в сочетании с «прибалтизацией» Украины и дает такие результаты.
После выборов, по всей видимости, личность президента Украины поменяется, как этого очень хотят в Москве. Но последует ли за этим изменение отношения к стране и народу?
Думаю, да. Конечно, это во многом будет зависеть от ходов нового украинского руководства. Оно может делать то же самое, что делал Ющенко, но не заниматься так много публичной символикой, как ваш нынешний президент. Разного рода акции, исторические даты, шествия, решения и прочее, что имеет ярко выраженную публичную экспрессию, сильно раздражает российское руководство.
Партия регионов, например, не возражала против сотрудничества с НАТО, но делала это тихо, без шума, и никакой российской реакции на это не было.
Российское руководство сейчас намного больше светится с Тимошенко, чем с Януковичем. Конечно, она – премьер-министр, но стоит ли воспринимать ее частые встречи с Путиным как свидетельство того, что Кремль поставил именно на Юлию Владимировну?
Здесь это воспринимается очень по-разному. Многие – и не только оппозиционеры, но и люди, тесно связанные с властными структурами – выражают очень сильный скепсис, серьезное сомнение в том, что тесное взаимодействие с Тимошенко, сформировавшееся на протяжении последнего года, может перерасти в тесную дружбу или тесное партнерское сотрудничество между странами. Более того, отмечают, что, в общем-то, Москва повторяет ту же ошибку, что в 2004 году. Есть и другие кандидаты, и желательно было бы одновременно работать со всеми ними. Есть очень сильное впечатление, что Кремль поставил именно на Тимошенко, а Януковича незаслуженно обошли вниманием, и это тоже может обернуться серьезными неожиданностями.
Понятно, что за нынешними отношениями российского руководства с украинским премьером стоит газовый интерес, взаимные договоренности и т.д. Но все-таки повестка дня двусторонних отношений гораздо шире, нельзя все сводить к договору между двумя газовыми компаниями и правительственными чиновниками, которые эти компании курируют. В России существует точка зрения, что вряд ли только на интересах «Газпрома» можно выстроить взаимовыгодные, долгосрочные и, самое главное, стабильные межгосударственные отношения.