Деоккупация Крыма: возможные сценарии
Тема освобождения аннексированного полуострова набирает обороты на фоне полного тупика в реализации Минских договоренностей.
Тема освобождения аннексированного полуострова набирает обороты на фоне полного тупика в реализации Минских договоренностей. Россия загнана в угол. Уходить с Донбасса и Крыма она не хочет, а наступать дальше, пытаясь силой принудить Киев принять его условия, Кремль не может. В противном случае их ждут новые санкции и фактическое эмбарго на поставки энергоносителей в ЕС, что за считанные месяцы разрушит экономику страны-агрессора.
Нынешняя активность украинских политиков в крымском направлении весьма оправдана. В качестве свежего примера можно привести недавнюю встречу уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафы Джемилева с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу. По официальным сообщениям, Анкара поддержала инициативу украинской стороны по созданию международной группы по освобождению аннексированного полуострова. Турецкие власти готовы участвовать в ее работе.
Скептики отмечают, что такой формат будет плодотворным, если Москва согласится на переговоры. Пока же Кремль делает вид, что вопрос аннексированного полуострова решен окончательно, российский статус Крыма обсуждать якобы нет смысла. Полагаться на «незыблемость» взглядов кремлевской верхушки не стоит. Они никогда не отличались последовательностью и принципиальностью.
Есть несколько вариантов, как Украина может вернуть контроль над территорией. Власти страны неоднократно заявляли, что проведение реформ, повышение уровня жизни, европейские перспективы и безвизовый режим приблизят час возвращения. Якобы жители полуострова одумаются и захотят обратно в Украину. Такой сценарий имеет право на существование, но он страдает рядом важных недостатков. Полуостров не ушел сам по себе. Крым оккупировали, «референдум» стал фиговым листком, прикрывшим вероломство Кремля. Даже если крымские ватники в основной массе загорятся желанием вернуться в Украину вместе с территорией, это не будет иметь никаких последствий. Весной 2014 года их мнения по сути никто не спрашивал. Когда Крым будут возвращать обратно, мнением коллаборационистов и украинофобов можно и нужно будет пренебречь.
Стоит учитывать ментальные травмы и инфантильность адептов «русского мира». Большая часть из них в Крыму сохранили украинские документы и даже мотаются на материк для оформления новых, для выезда в ЕС они используют опять-таки загранпаспорта с трезубцем. Они могут сравнить экономическую ситуацию в других регионах Украины и в Крыму, но все равно в душе остаются махровыми украинофобами, потребителями российской пропаганды. «Хоть камни с неба» –своего рода архетипический сюжет. Они не способны к рефлексии. Если завтра в нашей стране средняя зарплата составит тысячу долларов, крымские ватники будут и дальше доказывать себе и окружающим, что «Украина скоро развалится» или «замерзнет» без российского газа.
Повышение уровня жизни в Украине – один из факторов деоккупации Крыма, но, к сожалению, не основной. Несмотря на миролюбивую риторику руководства страны, публичную приверженность Минским соглашениям, мы не должны отбрасывать и другие варианты. В том числе силовые. И тут Турция как страна НАТО и лидер в Черноморском регионе может сыграть одну из ключевых ролей.
Смоделируем ситуацию. Санкции, экономически проблемы и массированное дипломатическое давление спровоцировали глубокий политический кризис в Кремле. Нынешний президент Владимир Путин изолирован от принятия решений или иным образом отстранен от власти. Так называемые системные либералы сошлись в финальной битве с «силовиками» за власть в стране и контроль над важнейшими активами. В российской верхушке начался «крысиный марафон»: клептократы всех мастей ринулись в Вашингтон и Брюссель доказывать свою полезность для построения демократии в стране в обмен на индульгенцию за «Крымнаш» и войну на Донбассе. Кстати, при крушении СССР номенклатура первым делом занялась своей легализацией на Западе; тут история может повторится. Всю вину свалят на Путина. Благо для них, главные свидетели и исполнители военных преступлений уже умерли от переутомления.
В Крыму тем временем хаос и паника. «Руководство» мечется из стороны в сторону. Из Кремля поступает противоречивая и местами пугающая информация. Москва забыла о полуострове, у нее куча своих забот. Финансовые неурядицы и общая экономическая разруха, как обычно, приводят к обострению межнациональных отношений. Крымские гауляйтеры пытаются канализировать общее недовольство и неуверенность ватников на крымских татар и проукраинских жителей вообще. Возникает серьезная угроза жизни граждан Украины на оккупированной территории. Российский воинский контингент ведет себя нейтрально, ожидая конкретных инструкций из центра.
Официальный Киев должен проявить решительность. У президента и правительства уже сейчас должен быть план, как действовать в сходной ситуации. Если нет, то мы подскажем, как можно поступить. Президент страны принимает решение о допуске на территорию Украины (имеется в виду оккупированный Крым) военных подразделений других государств для проведения «многонациональных учений» по нейтрализации террористический угрозы или опасности распространения оружия массового поражения. Корабли Украины, Турции и других стран НАТО заходят в акваторию Крыма, блокируя все порты и Керченский пролив. Полуостров отрезан от поставок боеприпасов и топлива.
Вашингтон оказывает массированное дипломатические давление на кремлевскую верхушку, требуя вести себя в Крыму тихо. Российским генералам доходчиво объясняют, что любое сопротивление бессмысленно: победить уже шансов мало, а сесть за военные преступления – предостаточно. Над полуостровом объявляют бесполетную зону.
Через полторы-две недели начинается вторая фаза «учений». В ключевые точки Крыма сбрасывается десант: украинские части совместно с военными НАТО. Они блокируют российские части, расквартированные в Крыму. Военным руководителям на местах гарантируют предоставление коридора для вывода их подразделений на территорию Российский Федерации. С севера на полуостров заходят батальоны ВСУ и следом – Нацгвардии. Начинается непосредственное освобождение Крыма. Украинские военные гасят очаги сопротивления в виде так называемой «самообороны», разных отрядов «казаков» и прочих нерегулярных формирований. Российские военные предпочитают отсиживаться в казармах. На фоне бардака в Москве никто из генералов не хочет брать на себя ответственность за жизни солдат. Части готовятся к выводу с территории полуострова. Дипломаты в Киеве и Москве ведут переговоры по будущему российской военной базы в Севастополе.
Мы не исключаем, что все может быть иначе, события могут развиваться по другому сценарию. На данный момент ясно одно: время пребывания российских сил в Крыму сочтено, и руководство нашей страны должно уже сейчас готовится к разным вариантам освобождения полуострова.