Какие банки cмогут платить зарплату бюджетникам
И сколько ОВГЗ нужно докупить остальным участникам рынка
Дискуссия о том, какие банки вправе обслуживать зарплатные проекты бюджетных организаций, выходит на новый уровень. 20 января Кабинет министров утвердил Постановление №37, определившее критерии, по которым те или иные банки могут – или не могут – работать с бюджетниками. Такое право получают банки, активы которых составляют не менее 1% от активов всей банковской системы страны; не связанные с лицами и организациями, находящимися под санкциями; владеют гособлигациями в размере не менее 20% от суммы регулятивного капитала и т.д.
На 1 декабря 2015 года только несколько крупнейших банков подпадали под эти требования правительства. 20%-ным соотношением портфеля ОВГЗ к регулятивному капиталу могли похвастаться Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, Райффайзен Банк Аваль и Проминвестбанк. Последний – дочернее предприятие российского Внешэкономбанка, находящегося под санкциями со стороны Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно постановлению Кабинета министров №37, такие организации не могут работать с зарплатами бюджетников.
Итого, по группе крупнейших выплаты сотрудникам госструктур могут осуществлять три государственных банка, и один – коммерческий, с иностранным капиталом. Из топ-20 банков названным критериям также соответствует Ситибанк.
-- Не все и не сразу
В госбанках говорят, что процесс переключения бюджетников на выплату зарплат в новых учреждениях происходит не одномоментно. «Постановлением предусмотрен переходной период. И сам перевод предприятий в госбанки будет происходить постепенно», – отмечает председатель правления Укргазбанка Кирилл Шевченко. А в полной мере постановление вступает в силу только в 2017 году.
«У Ощадбанка нет каких-то конкретных планов регулирования рынка с использованием 37-го постановления. Происходит очень непростой процесс. Иногда государственному банку сложно провести встречу с коллективом государственного предприятия. Иногда главный бухгалтер стоит просто на вахте, чтобы не пустить госбанк на предприятие», – рассказал глава правления Ощадбанка Андрей Пышный.
Другие игроки в настоящий момент оказались потенциально отлученными от работы с бюджетными организациями. Прежде всего, это крупнейший ПриватБанк, в портфеле которого на 1 декабря 2015 года ОВГЗ не было. Сейчас этот банк обслуживает 37 000 бюджетных организаций, 3 миллиона сотрудников которых получают зарплату через карты ПриватБанка.
«Мы являемся уполномоченным банком по обслуживанию бюджетных организаций с 2005 года. Мы всегда выполняли и выполняем все условия, которые предъявляются к уполномоченным банкам, обслуживаем сотрудников бюджетных организаций в соответствии с условиями конкурса», – говорит первый заместитель председателя правления ПриватБанка Олег Гороховский. Он уточняет, что в случае необходимости «Приват» готов докупить требуемое количество ОВГЗ.
По информации Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), в первой двадцатке банков под критерий 20% портфеля ОВГЗ подпадают лишь пять учреждений. Право на выплату зарплаты бюджетникам для остальных банков из группы топ-20 обойдется суммарно в 8 млрд гривен – именно на такую сумму они должны будут докупить ОВГЗ.
Отметим, что происходящая с начала 2014 года очистка банковской системы не особо повлияла на расстановку участников рынка, обслуживающих государственные структуры. Так, по данным ФГВ, количество бюджетных организаций, которые были клиентами выведенных с рынка банков, минимально. «Какие-то клиенты – бюджетные организации были в банках «Надра» и «Дельта». Но количество таких организаций можно пересчитать на пальцах двух рук», – говорит заместитель главы ФГВ Андрей Кияк.
-- Банкиры не в восторге
Нововведение Кабмина вызвало на себя резкую критику со стороны банкиров, которые видят в решение правительства как попытку ограничить права клиентов банков, так и сделать коммерческие банки «донорами» бюджета. «Считаем, что все новые требования не совпадают с интересами простых людей. Выбирать банк должен конечный потребитель услуг. Ни работодатель, ни государство не имеют права препятствовать ему в этом», – говорит Гороховский.
Исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова считает, что постановление №37 Кабмина дискриминирует как коммерческие банки, так и непосредственно граждан Украины. Она напоминает, что правительство распоряжается деньгами, которые являются бюджетными лишь до тех пор, пока находятся на счету государственной компании. «Как только они перечисляются на счет физического лица в качестве зарплаты или социальной выплаты – эти средства становятся собственностью конкретного человека», – объясняет Коробкова.
«Фундаментально неправильно связывать вложение в те или иные активы с возможностью обслуживать клиентов. Тем более, когда эти активы никак не связаны с данными клиентами. Увеличение портфеля ОВГЗ на балансе банка несет в себе определенные риски: ликвидности, ценовой и процентный. Наличие или отсутствие бюджетников никак эти риски не снижает», – комментирует директор казначейства Альфа-Банка Украина Владимир Лотоцкий.
Он считает, что увеличение доли ОВГЗ в активах банка – это довольно рисковое предприятие. Особенно сейчас, когда не исключены процессы реструктуризации или списания задолженности по государственным долгам.
«Привязка к ОВГЗ является не совсем корректной. Мы понимаем, что ОВГЗ помогают закрывать дефицит бюджета. И связывать этот процесс с коммерческими банками не правильно. Особенно, когда банки должны начинать стимулировать реальный сектор экономики», – подтверждает экс-член Совета НБУ Василий Горбаль.