О гиенах и падальщиках, или Мир глазами крымской прессы
В конце января 2016 года миссию Совета Европы по правам человека в Крыму ожидало много увлекательных зрелищ
В конце января 2016 года миссию Совета Европы по правам человека в Крыму ожидало много увлекательных зрелищ: судилище над украинцем Владимиром Балухом, обыски в одной из мечетей Симферополя и в домах крымских татар на севере полуострова, блокировка ориентированных на Крым украинских интернет-ресурсов, и другие события.
Все это было заменено на встречи с лояльными к местным властям лидерами этнических и религиозных общин. В частности, у представителей Совета Европы была беседа с членами пророссийской «национально-культурной автономии украинцев Симферополя», о деятельности которой не известно ничего. Параллельно с этим местные надзорные ведомства усилили поток уже привычных заявлений о попытках «соседнего государства» (так в Крыму сейчас принято называть Украину) разжечь на полуострове межнациональную вражду с помощью «экстремизма в интернете». При этом вне поля зрения остаются отдельные крымские СМИ, для которых последовательное возбуждение ненависти к целым народам и странам давно стало привычным делом.
Окончательно стесняться в выражениях крымские газеты перестали весной 2014 года, с того времени они самозабвенно начали строчить опусы о «бывшей Украине» и «нацистской хунте», о «декантации» крымского общества от «хохланутых», о том, что украинское происхождение в Крыму желательно скрывать. Для определения украинцев один из журналистов «Крымской правды» даже придумал своеобразный термин – «заперешеечные недоевропейцы».
Крымская пресса щедро дарит украинцам и другие комплименты: «отбросы», «нацистские пособники», «скрытые бандерлоги», «фашики», «незалэжные поцреоты» и др. Впрочем, за два года тема лютой ненависти к Украине поднадоела пропагандистам и их аудитории в Крыму – соответственно, им приходится искать новый объект для ксенофобских атак. Чуть только представители миссии Совета Европы зимой 2016 года покинули полуостров, издание «Крымское эхо» публикует статью некоего Евгения Попова под названием «Падальщик Европы», в которой речь идет о Польше. Материал фактически является плагиатом: первоисточник – статья служащей одной из воинских частей на Крайнем Севере Ольги Тониной «С жадностью гиены. Операция «Залужье», опубликованная еще в апреле 2007 года. Свое же негативное отношение к полякам автор оправдывает тем, что они, по его мнению, относятся к соседям не слишком хорошо.
Вспоминается, как весной 2015 года журналист Давид Аксельрод описал положение польской диаспоры в Севастополе. По данным его источников, в Крыму на тот момент были зарегистрированы восемь польских национально-культурных обществ (из них две общины в Севастополе). С весны 2014 года численность польских обществ Крыма сократилась на порядок, так как большинство их членов уехало на материковую Украину и в Польшу.
До этого момента на полуострове на очень высоком уровне проводилось обучение польскому языку – помогали в этом волонтеры, прибывавшие из Польши по приглашению дипломатов; также раньше студенты могли претендовать на различные стипендии для обучения в польских вузах.
Впрочем, некоторых людей такое положение вещей вполне устраивает. В частности, председатель польского общества «Jednosc» Мария Веленска заявила: все ее знакомые поляки очень довольны присоединением Крыма к России, а те, кому что-то не понравилось, уже давно покинули Крым, который двадцать три года пребывал «в украинской оккупации». «В нашем родном Севастополе господствовал чужак, который с презрением относился ко всему, что нам дорого: к нашему языку, традициям и религии» – заявила Веленска, назвав отношение европейского сообщества к крымской проблеме «истерией, раздутой по всей Европе». Впрочем, на вопросы, связанные с состоянием общины, ее деятельностью и численным составом, она отвечать не стала.
Также следует отметить, что Генеральное консульство Польши в Севастополе стало едва ли не первым иностранным учреждением в Крыму, которое прекратило свою работу и эвакуировало сотрудников во время событий февраля-марта 2014 года. К фактической причине прибавились враждебные выпады со стороны местного населения. К примеру, 24 января 2014 года участники пророссийских движений Севастополя провели у здания Генерального консульства Польши митинг под лозунгом «Не допустим вмешательства во внутренние дела Украины», который приобрел антипольскую и антизападную окраску.
Такие вещи в Крыму не являются редкостью уже много лет. Удивляет другое: незадолго до публикации антипольской статьи Евгения Попова, «Крымское эхо» перепечатало с сайта «Русская Iдея» откровения пророссийского польского политолога Матеуша Пискорского, посетившего Симферополь в январе 2016 года. Отметим ключевой момент во вступлении: в ответ на «внезапно вспыхнувшую любовь поляков к украинцам», ради которой «забыты и отошедшие к Украине польские земли, и потерянная недвижимость, и погибшие родственники», российским и крымским журналистам обязательно нужно вставить свои пять копеек на тему пресловутой «Волынской резни».
Европейский гость пожаловался на своих соотечественников, обвиняя их в имперских амбициях, русофобии, католической экспансии. «Польша являлась и является инструментом, она не в состоянии самостоятельно вести внешнюю политику», – заявил польский политолог, позавидовав крымчанам, которые «покинули недружественную Украину»: «Вам повезло, а нам нет». Как тут не вспомнить меткую украинскую пословицу: «Плоха та птица, что в свое гнездо гадит».
6 февраля 2016 года антиукраинский портал «ПолитНавигатор» опубликовал интервью с Марчином Скальским, главным редактором польского сайта «Kresy», материалы которого повествуют об антипрезидентских протестах в Польше, транслируют призывы к борьбе с мигрантами и запрету ислама на территории страны, определенные элементы антилитовской пропаганды. Скальский заявил, что Украина как государство угрожает Польше «национализмом и беженцами», и пожаловался на «бандеровскую идентичность» польских украинцев: оказывается, по его мнению, «бандеровцы» – это люди, которые хотят, «чтобы Польша проводила полностью проукраинскую политику, зависимую от Киева».
«Мы выступаем полностью за Украину, и из-за этого у нас конфликт с Россией, который нам совсем не нужен», – добавил он, обвинив Украину в территориальных претензиях не только к Польше, но и к России, Венгрии и Румынии.Немного странно слышать подобные вещи от главреда ресурса, где часто публикуются старые карты, на которых в границы Польши включены территории современной Украины.
Теперь вернемся к изданию «Крымское эхо», которое накануне опубликовало другой материал Евгения Попова, в котором фактически прямым текстом идут призывы к репрессиям против лиц, использующих крымскотатарскую национальную символику. «Стоит задуматься о тех, кто ездит с такими флажками в маршрутках. Получается, что сторонники меджлиса в открытую заявляют нам, что они будут поддерживать нападающих на нас. Хотелось бы, что отряды нашей самообороны Крыма приняли меры», – пишет автор. О том, что бывает за использование украинской национальной символики в Крыму, можно узнать на примерах активистов Украинского культурного центра в Крыму (Леонид Кузьмин, Вельдар Шукурджиев, Александр Кравченко), блогера Лизы Богуцкой, врача Сергея Дуба, фермера Владимира Балуха.
В общем же, в крымском медиапространстве намечается весьма сомнительная тенденция: одной рукой привлекать к сотрудничеству представителей европейских государств, а другой – раздавать оскорбления в адрес этих же государств. Вторая тенденция: как только начинаются разговоры об «экстремизме» – жди очередных репрессий против украинцев и крымских татар. Изданиям, имеющим награды «за защиту Крыма», подобных обвинений предъявлять никто не станет.
Источник: Крым.Реалии