Контра без революции
Кому выгодны грязные закулисные маневры?
Циничный спектакль с (недо)отставкой правительства вызвал бурный всплеск эмоциональных комментариев, среди которых едва ли не чаще всего звучит тема контрреволюции. Но едва ли можно говорить о контрреволюции, поскольку, по большому счету, самой революции не было. Была трагедия на майдане и война на Донбассе, в результате которых погибли и продолжают гибнуть люди, потеряна значительная часть экономического потенциала и территории страны. Но настоящая объективная задача революции не была даже озвучена, не говоря уже о ее воплощении в жизнь.
Такой задачей является слом уродливого олигархического уклада, коренная смена общественных отношений, которые завели страну пропасть. Только разрушив их, можно серьезно говорить о возможности создания более справедливого и прогрессивного общества.
Цели и задачи революции состоят отнюдь не в том, что на Майдане прокричал тот или иной активист. Революция заключается не в смене персоналий в парламенте, в правительстве, в президентской канцелярии в судах и в прокуратуре, не в люстрации, смене милиции на полицию, замене «Беркута» каким-нибудь «КОРДом». Это смена декораций и частностей, пусть иногда даже важных.
Смысл настоящей революции состоит в разрешении так называемых антагонистических противоречий в обществе, то есть тех противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках существующего уклада путем тех самых реформ, о которых нынче рассуждают все кому не лень. Еще раз повторим, что самые вопиющие противоречия в принципе не разрешаются даже самыми правильными, честными и глубокими реформами.
Прежде всего, речь идет о противоречии между, с одной стороны, общественным характером создания социальных благ, а с другой стороны, узким кланово-олигархическим способом распределения и присвоения продуктов общественного производства, природных и иных ресурсов. Это противоречие ведет к крайней социальной несправедливости, имущественному и, как следствие, политическому неравенству.
Кроме того, требует разрешения вопиющая морально-психологическая проблема, заключающаяся в том, что в обществе повсеместно всеобщая установка на потребление, шкурничество, алчность. Для решения этой проблемы обществу нужна революционная встряска, поскольку одних образовательно-воспитательных усилий здесь явно недостаточно.
Эти цели объективно стояли еще перед первой, так называемой оранжевой революцией 2004 года. Но тогда все заболтали, попели песни и потанцевали на Майдане, поразмахивали оранжевыми флажками и ленточками – и разошлись. За годы, прошедшие после первого майдана, олигархический строй еще больше вырос и укрепился, прибирая к рукам все новые и новые активы, ресурсы, целые отрасли.
Те же задачи, но еще острее, стояли и перед революцией на майдане в 2013-2014 году. Кстати, подобные настроения стихийно в массе существовали, но должного развития и оформления не получили по целому ряду причин. Сильнейшее московское влияние при Януковиче и дальнейшее вмешательство России перенаправили энергию массы с социальной проблемы на войну, приведя к всплеску патриотизма. Этим не преминула воспользоваться пропаганда олигархических СМИ, а также СМИ государства, выражающего интересы олигархов. Собственно, отечественные «хозяева жизни» должны Путину поставить памятник за то, что он своей агрессией отвлек массу от внутренних социальных проблем и позволил проводить политику циничного ограбления, оправдываясь войной и жесточайшим экономическим кризисом.
К тому же в Украине не нашлось честной и влиятельной левой политической силы, способной четко озвучить и донести до масс настоящие цели революции. Так называемые коммунисты, по сути, коммунистами не являются, а все больше пытались выступать в роли агентов кремлевского империализма, но поскольку и с этим они толком справиться не были способными, то представляли собой жалкое зрелище. Поэтому запрет нынешней властью компартии является полнейшей глупостью. К тому же, европейский суд по правам человека рано или поздно примет решение в пользу партии Симоненко, и вопрос с отменой компартии и прочие «декоммунизации» придется «отматывать назад». Вообще, потешная борьба с компартией и с давно почившей в бозе советской властью явилась для олигархов и олигархического государства стала способом «выпустить пар», отвлечь катастрофических социальных проблем, особенно если вспомнить, что подавляющее большинство бывших регионалов весьма неплохо чувствуют себя и при нынешней власти.
Словом, без разрешения указанных выше проблем общество будет и далее деградировать с риском окончательной социальной дезинтеграции и исчезновения страны как таковой.
Чтобы убедиться в том, что последняя фраза отнюдь не является «пугалкой», достаточно взглянуть на Донбасс. Можно сколько угодно и совершенно справедливо обвинять Москву и лично Путина, но российская оккупация имеет внутренние предпосылки в виде сепаратизма. В свою очередь, сепаратизм на Донбассе объясняется далеко не только московской пропагандой, как пытаются уверить государственная пропаганда и олигархические СМИ. Олигархический уклад, вопиющие социальные проблемы и морально-психологическая деградация значительной части общества обрели в регионе Донбассе особо уродливые формы стараниями так называемых «хозяев Донбасса». Большое количество «отморозков», подавшихся в сепаратисты, а также состояние общей «отмороженности мозгов и совести» у значительной части местного населения являются, так сказать, «продуктом жизнедеятельности» именно этих «хозяев Донбасса»
Под последними имеются в виду как сбежавшие в Россию Янукович и компания, так и те персонажи, которые под шумок войны окончательно обосновались на контролируемой Украиной территории, монополизировав целые отрасли, включая энергетику, транспорт, связь. Утратив многие источники для извлечения наживы на Донбассе, они компенсируют потерю ограблением производственных и природных ресурсов, а также граждан на мирных пока еще территориях, объективно создавая условия для, образно говоря, «распространения Донбасса» на остальные регионы. Отсюда проистекают все эти непрерывные подорожания электроэнергии, газа, прочих коммунальных тарифов, в частности, на теплоснабжения в столице, о чем постоянно пишут в СМИ.
Попытки оправдать, в частности, тарифный беспредел войной и Путиным выглядят неубедительно и просто лживо. Катастрофического повышения цен и тарифов на товары и услуги первой необходимости, особенно коммунальных тарифов, следовало ожидать, причем не только по причине девальвации и инфляции. Ведь с утратой значительной части промышленности Донбасса, а также на фоне общего падения производства, торговли, особенно экспорта, и экономики в целом, сокращается, так сказать, «кормовая база» отечественной компрадорской олигархии. Чтобы извлечь максимально возможную наживу, олигархия проникает в те сферы экономики, которые ранее ее не слишком интересовали из-за низкой прибыльности, в том числе в жилищно-коммунальное хозяйство. Помимо того, что ЖКХ, как и производство продуктов питания, обеспечивает базовые потребности человека, а потому от услуг ЖКХ практически невозможно отказаться, отрасль также отличается громадными финансовыми потоками, а также крайней монополизацией, что позволяет извлекать максимальную прибыль путем установления монопольно высоких цен. Точно также олигархам необходимо как можно дешевле прибрать к рукам интересующие их остатки нераспроданных государственных активов, в перспективе, землю, а также перераспределить в свою пользу ранее приватизированные активы. Крайне желательным для них является также получение преференции в сфере производства, торговли, налогообложения. И многое другое…
Но для этого олигархам нужно «свое» правительство, которое выражает их интересы как экономически господствующего класса. В результате, 16 февраля вся страна наблюдала спектакль на тему «Как бы так снять Яценюка, чтобы в итоге его не снять». Надо отдать должное, шоу удалось на славу! Закулисные кукловоды-олигархи Коломойский, Ахметов, а также Порошенко добились сохранения удобного с точки зрения их корыстных целей правительства во главе с полностью манипулируемым Яценюком.
В этом смысле, совершенно непонятно, где здесь имеет место «контрреволюция», о которой громко возвестил народный депутат и бывший журналист Лещенко. Удобное и манипулируемое правительство сохранили, а на контрреволюцию эти грязные закулисные маневры «не тянут» хотя бы по причине отсутствия революции.
Можно совершенно обоснованно утверждать, что если бы правительство и лично Яценюка в отставку и отправили, то едва ли что-то серьезно изменилось бы. На место этого правительства пришло бы другое, мало чем отличающееся от нынешнего, поскольку неизменными останутся уродливые социально-экономические отношения и морально-психологический климат в обществе.
Более того, даже если провести перевыборы парламента, о которых сейчас столько разговоров как о некоей панацее от всех бед и проблем, то на выходе получим плюс-минус такой же парламент, в котором будет лобби все тех же олигархов Ахметова, Коломойского, Фирташа, Пинчука, Порошенко и прочих помельче. Этот «новый» парламент сформирует правительство, подобное нынешнему. И даже если переизбрать президента, то опять-таки это ничего не изменит, поскольку это будет некий усредненный «кучма-ющенко-янукович-порошенко», при котором все те же олигархи будут «решать вопросы» личного обогащения.
Еще раз повторим, что без коренной смены существующей системы социально-экономических отношений и психологии масс, без устранения полученной криминальным путем олигархической собственности, являющейся экономической основой нынешнего уклада, страна продолжит скатывание если не в пропасть, то в болото, а выборы можно проводить хоть до бесконечности.
По результатам «Яценюк-шоу» в парламенте 16 февраля некоторые комментаторы делают в прямом смысле слова истеричные заявления о том, что это был пролог установления диктатуры Порошенко. Дескать, теперь может быть поставлен вопрос о том, что коллегиальные формы принятия решений в парламенте, который, в частности, формирует правительство, себя дискредитировали, и к власти придет диктатор, что якобы соответствует общественному запросу на «твердую руку».
На роль фюрера уже прочат… Порошенко, что само по себе смешно.
Для диктатуры должна быть достаточно весомая социальная база, ее поддерживающая, а ее нет, тем более для диктатуры Порошенко. Несколько отвлекаясь в сторону, отметим, что любой фашизм – это, прежде всего, не фюрер, не клика, не «пучок колосьев», а масса, порождающая фюрера и клику, готовая им подчиняться фюреру и/или клике.. Интересующихся отправляем к хрестоматийной книжке Эриха Фромма «Бегство от свободы» (Escape from freedom), в которой все это хорошо изложено в доступной форме с позиций социальных приложений глубиной психологии.
Хорошим примером здесь, кстати, является Янукович. Его «диктатурка» имела весьма многочисленную социальную базу в лице Донбасса и других регионов юго-востока страны, где его считали своим, не смотря на явно бандитский характер его власти и его самого. Слушая заявления профессоров и докторов наук из юго-востока, иногда совершенно искренне говоривших о том, как они горячо поддерживают «Виктор-Федорыча-Януковича», аж рыдать хотелось, причем не понятно от чего больше, от стыда за так называемых интеллигентов или от смеха!
Какую социальную базу имеет сейчас Порошенко? Рискнем утверждать, что плюс-минус никакой! Порошенко, как и вся нынешняя власть, пока держится на обоснованной боязни значительной части граждан, что попытка снести эту власть приведет к окончательному развалу страны, хотя задача устранения этой власти уже давно перезрела.
Не говоря уже о том, что диктатор из Порошенко – никакой. Более того, фигуры, годной на должность фюрера, в Украине не просматривается, да никогда и не просматривалась по причине особенностей менталитета. Диктатура в Украине может быть навязана только извне, изнутри она возникнуть едва ли может. Фюреры и «вожди народов» могут в Германии или в России, а у нас обычно все оканчивается «атаманщиной-махновщиной».
Последнее как раз и наблюдается, в том числе, в виде отечественной олигополии или «много-олигархии». Наличие нескольких противоборствующих олигархических группировок, конкурирующих за политическое влияние через свое лобби в парламенте и правительстве, в обозримом будущем избавляет Украину от опасности появления диктатуры. Повторяя слова «живого классика», отметим, что Украина – это не Россия с ее государственно-монополистическим укладом, в котором олигархи «кучкуются» вокруг высшей власти, прежде всего, вокруг Путина. Не будучи «другом Путина» любой российский олигарх имярек быстро перестанет быть таковым и отправится прямиком по стопам Ходорковского.
В нынешней украинской олигархической системе все олигархические центры влияния так или иначе враждуют друг с другом. Олигарх Порошенко является всего лишь одним из таких центров влияния, причем далеко не самым мощным даже с учетом наличия в его руках государственной сласти. Поэтому его давешние заявления о деолигархизации вызвали смех, как оказалось, совершенно оправданный. Деятельность Порошенко построена на маневрировании, манипуляциях, «договорняках». Спектакль с отставкой Яценюка это наглядно продемонстрировал.
Отечественная «олигархическая атаманщина» скорее чревата тем, что олигархи будут растаскивать страну во всех смыслах. В свою очередь, это может привести непредсказуемым последствиям, включая возникновение новых «Донбассов» и окончательный развал страны.
А для того, чтобы появилась контрреволюция, нужно сначала хотя бы попытаться «сделать революцию» для разрешения указанных выше противоречий.