Виталий Чудновский о Конституции общественного договора

Общественный и политический деятель рассказал о принципах создания нового Основного закона Украины, который поможет выйти из кризиса

Война на Донбассе, сложное экономическое положение и политический кризис в Украине показывают, что государство нуждается в перезагрузке и смене принципов своего функционирования. Эти изменения можно обеспечить за счет принятия новой Конституции Украины, которая будет учитывать интересы рядовых граждан страны, в том числе жителей временно оккупированных регионов. О механизмах выработки нового Основного закона, как это может привести к окончанию войны на востоке Украины, а также о сроках реализации Конституции общественного договора в интервью «Апострофу» рассказал политик и общественный деятель Виталий Чудновский.

Вы являетесь одним из инициаторов коалиции гражданского общества «Народная Конституция». Можете рассказать ,чем она занимается, кто входит в ее состав и какая у нее цель?

Мы – это организация, созданная приблизительно полтора года назад. Она называется «Конституционный конвент» и включает в себя общественных деятелей, людей разных специальностей, которые сложили воедино свой жизненный опыт и знания для достижения общей цели. Мы создали коалицию, включающую в себя ряд гражданских организаций, которые стремятся создать инструмент общественного договора. Дело в том, что о необходимости этого договора, изменении Конституции и различных принципов нашего существования говорят уже давно. Вместе с тем, никто не говорил, как это сделать. Задавшись соответствующим вопросом, мы, как мне кажется, нашли способ. Потому что нам удалось создать инструмент достижения этих целей, который сейчас в виде законопроекта зарегистрирован в Верховной раде. Этот документ «О процедуре подготовки новой Конституции Украины» содержит в себе ключевые принципы принятия нового Основного закона на базе общественного договора.

Когда, по-вашему, назрела необходимость проводить в Украине столь радикальные изменения?

Мне кажется, что эта необходимость назрела уже давно. Посмотрите на улицу: страна находится в состоянии войны, экономического спада и в тяжелейших условиях. При этом не проводятся никакие реформы и существенные изменения. Когда люди начинают задавать себе вопрос «А почему этого не происходит?», ответ очень простой – государству необходимо поменять системную настройку. А это Конституция, - базовый закон ,который определяет принципы нашего существования. Если эти принципы неверны, то все законы, гарантирующие их, не имеют никакого значения. Потому что проведенные по этим принципам реформы не будут эффективными, они не приживутся и их не поддержат. Поэтому мы выступаем со своим предложением общественного договора. Построить все на принципах, которые нас объединяют. Для этого и нужен соответствующий инструмент, представленный в нашем законопроекте и позволяющий вовлечь в обсуждение граждан. Тогда мы поймем, каким общество видит выход из того или иного сложного положения. Более того, вовлеченность широких масс в процесс обсуждения и выработки решения будет гарантировать, что итоговой вариант документа будет исполняться обществом.

А как вы расцениваете нынешний конституционный процесс? Верховная рада уже рассматривает изменения в Основной закон в части децентрализации власти и правосудия?

Я считаю, что никакие изменения в Конституцию, согласованные сверху, не будут приняты обществом. Опыт и практика подтверждают мою точку зрения. Вы посмотрите, что происходит сейчас: изменения абсолютно оторваны от действительности, они не отвечают вызовам в обществе и абсолютно не решают вопросы, а даже усугубляют ситуацию.

Вы имеете в виду Минские договоренности, предполагающие изменения в Конституцию Украины?

Конечно. Украина должна стать субъектом на международной арене. Не объектом, за который договариваются, а субъектом. Принятие Конституции – суверенное право государства. Он должен обсуждаться не в Брюсселе, Минске или еще где-то, а исключительно внутри нашей страны. Это наш процесс и мы сами должны его реализовать. Сами должны найти ответы на необходимые вопросы и определить дальнейший путь развития Украины. Каким образом вопрос децентрализации решает вопрос Минских соглашений или наоборот? По моему мнению, это неверный путь. Вот почему мы пытаемся донести, что у Украины есть план «Б». Причем план этот мирный и находится в законном поле. В то время как у власти есть план «А», который заключается в выполнении Минска-2, то план «Б» может вылиться в революцию. Мы предлагаем альтернативу. Мирную и здравую инициативу. Наш план «Б» - юридический путь выхода из кризиса. Он будет принят внутри нашего общества и в мировом сообществе.

Насколько я понимаю, вы опираетесь на похожие ситуации в других странах мира?

Да, мы рассматриваем исторический опыт других стран. Среди прочего, речь идет о недавнем опыте в Тунисе, Кении, Исландии, где состоялся референдум по злободневным вопросам. Людям необходимо дать инструмент. Мы не хотим рассказывать и навязывать нашим согражданам какое-либо видение Конституции, мы хотим услышать их мнение. Это должна быть объединенная позиция большинства наших граждан. Потому что Конституция – это принципы нашего существования.

По вашим словам, основой для новой Конституции должна стать широкая дискуссия в обществе?

Именно так.

Каким образом, в таком случае, можно обеспечить всеукраинскую Конституцию, если у нас есть временно оккупированные регионы страны? Как включить этих людей в процесс обсуждения?

Взять, к примеру, отдельные регионы Донецкой или Луганской областей, там не запрещены перемещения людей. Что мешает на близлежащей территории, подконтрольной украинским войскам, сделать участки, на которые смогут приходить люди и выбрать своих делегированных представителей желающих жить в Украине? По законам Украины. Когда большинство граждан вовлечены в обсуждение вопроса, мы понимаем, что в итоге будет выработан и принят вариант, с которым согласится все общество. Гарантия выполнения этих решений состоит именно в вовлеченности большинства людей в данный процесс.

Можно ли говорить, что этот общественный договор – путь к окончанию войны и альтернатива Минским договоренностям?

Абсолютно точно.

Есть ли у вас видение этого договора?

Тут мы сталкиваемся с идеей, которую я уже долгое время пытаюсь донести. Мы – люди, пытающиеся создать инструмент сбора максимального количества мнений для решения этого вопроса. Поэтому я считаю, что для меня будет неправильным говорить о собственном видении. Кто-то может сказать, что я пытаюсь навязать свое мнение. После наших поездок по всей Украине и сбора массы информации мы поняли, что люди готовы включиться в этот процесс. Форум, который состоится 16 марта, станет финальной точкой наших региональных поездок. На нем мы отчитаемся о проделанной работе, расскажем о законопроекте, созданном в координации с гражданским обществом, когда каждая буква документа была написана после серьезных консультаций.

Законопроект написан и принят на рассмотрение Верховной радой. Каков дальнейший алгоритм ваших действий?

Сейчас этот законопроект должен рассматриваться в комитете парламента по правовой политике. Депутаты должны принять решение: поддержать его или нет. Мы, со своей стороны, будем следить за этим. Уже сделано обращение к комитету чтобы представителей гражданского общества и тех организаций, которые принимали участие в написании документа, а это известные эксперты и специалисты по конституционному праву, пригласили на рассмотрение законопроекта в комитете. Мы надеемся, что у депутатов хватит ума выполнить свою часть работы. Потому что свою часть работы мы уже выполнили. Гражданское общество написало законопроект и дало инструмент выхода из кризиса.

Финальным пунктом, после широких общественных обсуждений, как я понимаю, должен стать референдум?

Да. Согласно законопроекту сначала должны состояться выборы представителей-делегатов из различных регионов. Они должны будут обрабатывать информацию, собранную от людей. Но для запуска процесса нужно собрать три миллиона подписей. Это запустит процесс обсуждения главных вопросов волнующих общество и подготовки к референдуму. После этого, обработав ответы большинства наших граждан, конституционные сборы должны систематизировать материал. На сборах будут подготовлены и представлены варианты новой Конституции. Мало того, люди избранные в конституционные сборы, 10 лет не имеют права занимать никакие государственные должности. После этого должен состояться референдум, на который выносится обсуждение готового документа и он принимается либо не принимается нашим обществом.