Оккупированный Донбасс становится новым информационным ресурсом России
Начиная с сентября прошлого года, Россия практически исключила Украину из своего информационного потока
Начиная с сентября прошлого года, Россия практически исключила Украину из своего информационного потока. На тот момент приоритет был отдан Сирии, где разворачивалась очередная российская баталия.
Поскольку количество российских сообщений относительно Украины снизилось в десятки раз, а риторика Москвы перестала быть агрессивной, Киев постепенно стал выходить из информационной орбиты Кремля.
Безусловно, это сильно обеспокоило Москву.
И, чтобы окончательно не выпустить Украину из зоны своего информационного влияния, Россия прибегла к созданию новых центров давления на Украину.
Для этих целей были использованы оккупированные территории украинского Донбасса.
Сегодня можно говорить, что созданный Россией анклав, который условно разделен на два региона – «днр» и «лнр», постепенно становится полноценным элементом российско-украинской информационной войны. Два оккупационных режима с помощью России сформировали собственные информационные системы и пытаются организовывать информационные мероприятия, но уже своими силами.
И даже не удивляет, что их структуры и тактические приемы схожи с кремлевскими операциями последних лет.
Впрочем, сами руководители квази-государств не скрывают, что они часто посещают Кремль, получают из России материальную и «консультативную» помощь. Они также активно включились в игру на стороне Москвы по выполнению Минских соглашений-2015.
Фактически, мы имеем дело с новым «гибридным» ресурсом России, который используется против Украины, и соответственно, Европы. Одним из ключевых направлений ресурса является его информационная составляющая – структура которой напоминает советскую конструкцию агитпропа 1970-х гг.
Несколько месяцев назад в наших материалах рассказывалось о том, каким образом выстроен аппарат информационного убеждения в «днр». И теперь становится понятным, с какой целью это все организовывалось: прокремлевкий режим оккупированных регионов предпринимает попытки создать еще два отдельных субъекта информационной борьбы на стороне России.
Иными словами, Москва пытается усилить собственный потенциал информационного давления за счет ресурсов «лнр» и «днр».
Каким образом это происходит?
Во-первых, в оккупированных регионах созданы две («днр» и «лнр») однотипные информационные системы, которые фактически включены в кремлевскую информационную модель. Их главные элементы в каждом из двух случаев, формируют структуру информационной борьбы, а именно:
· уровень «правительства» – министерство информации, министерство образования и науки, министерство культуры, министерство государственной безопасности, министерство связи;
· уровень «парламента» – комитеты от «народных советов республик» по делам СМИ и информационной политике;
· муниципальный уровень – управления информационной политики городских советов;
· уровень местных NGO – общественные объединения журналистов, литераторов, художников;
Во-вторых, осуществляется контроль всего спектра инструментов информационного влияния и производимого ими информационного продукта. В этом случае следует акцентировать внимание на том, что в руках «министерств информации» (МИ) «республик» сосредоточены:
· печать и издательская деятельность («МИ «днр» финансирует выпуск 8 газет, 2 телеканалов и 2 радиостанций, «МИ «лнр» – соответственно – 14 газет, 1 телеканала, 3 радиостанций);
· рекламные площади наружной рекламы («лнр» – государственное унитарное предприятие «Госреклама», «днр» – агентство по рекламе и коммуникациям «Продвижение»);
· элементы работы в интернет-пространстве, в том числе и в социальных сетях (страницы соцсетей, группы троллей и ряд информационных сайтов с новостным контентом);
· каналы «взаимодействия» и влияния на профессиональные и творческие союзы, общественные объединения, религиозные организации;
· структуры социологических исследований (две компании социологических исследований «Особый статус» с финансированием из РФ).
Наглядным свидетельством тому может быть штатное расписание муниципального управления информационной политики г.Луганска, в котором четко прослеживается функция максимального охвата информационных инструментов влияния на местном уровне.
И наконец, в-третьих, начиная с июня 2015 г. информационные системы оккупированных «республик» включились в активное ведение информационных мероприятий на стороне России. При этом, целью их акций стала не только Украина, но и страны Европы, а также международные организации.
Несколько примеров:
а) международный уровень:
· июль 2015 г.– направление официального обращения от лидеров оккупированных регионов к руководителям США, ФРГ и Франции с целью оказать давление на власти Украины для проведения конституционной реформы в интересах оккупированного Донбасса;
· июль 2015 г. – обращение к с постоянным членам СБ ООН (РФ, США, Китая, Великобритания и Франция) с призывом учредить международный трибунал для расследования якобы военных преступлений на Донбассе со стороны Украины;
· сентябрь 2015 г. – обращение лидеров «республик» в Европейский Суд по правам человека и Международный уголовный суд с целью создания международного трибунала по якобы обвинениям Украины;
б) европейский уровень:
· сентябрь-декабрь 2015 г. – проведение на оккупированных территориях ряда международных конференций с представителями из СНГ и европейских стран;
· январь 2016 г. – участие представителей «лнр» в Международной конференции профсоюзов Европы и др;
в) локальный уровень:
· ежедневные сводки боевых действий и обзоры военных событий в «лнр» и «днр»;
· отдельные заявления лидеров «республик» в адрес руководства Украины.
Эти факты демонстрируют, что информационные системы, которые созданы Кремлем для поддержки оккупационных режимов Донбасса, используются, как субъекты информационной войны на стороне России.
При этом, новоиспеченные «центры влияния» получают финансовую и материальную поддержку из Москвы, которая выполняет координирующую функцию по отношению к ним. Более того, указанные информационные системы используют исключительно российскую риторику.
Вместе с тем, у этой конструкции просматривается один недостаток – у «днр»-«лнр» отсутствуют информационные каналы с Украиной, что существенно усложняет их информационное влияние. Пока отсутствуют. В связи с этим, логично предположить, что в ближайшее время «республики» будут стремиться создавать новые информационные каналы «двойного направления» (или «двойных стандартов»). Как вариант, это может появиться некий телеканал, который станет диктовать политику «примирения народов» или, к примеру, журнал историко-культурного и религиозного содержания.
А пока, «та» сторона проводит информационные мероприятия, созвучные с кремлевской идеологией. Вот несколько примеров этого года:
26 февраля – в «министерствах информации» разработаны планы по увеличению зоны покрытия телевизионным сигналом части территории Донбасса, которая контролируется Украиной. План включает в себя технические мероприятия по повышению мощности TV-передатчиков вдоль всей линии соприкосновения сторон;
26 февраля – в «днр» создана новая общественная организация «Ветераны ополчения» по примеру российского движения А.Бородая «Союз добровольцев Донбасса». Целью организации является сплочение пророссийски настроенных «ветеранов», что очевидно станет основой будущей политической силы к предстоящим выборам;
25 февраля – донецкий телеканал «Оплот ТВ» снимает видеоролик, побуждающий военных украинской стороны сдаваться в плен боевикам. Бойцам якобы гарантируется «горячий чай и радушие», а также переправка на территорию Украины к своим родственникам в условиях полной конфиденциальности;
22 февраля – власти оккупированных регионов Донбасса призывают участвовать в создании «кольца суверенных республик». Идея пришла из Кремля по примеру «Золотого кольца» – центров культурно-исторического наследия России. По плану Москвы, в «кольцо суверенных республик» войдут «лнр», «днр», Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье;
1 марта – в Донецке и Луганске ведется поиск кандидатов для открытия новых военно-пропагандистских интернет-журналов. Тематика – освещение военного конфликта на Донбассе в русле примирения украинского и российского народов;
2 марта – «министерство молодежи днр» приступило к разработке информационного ресурса «Все о днр», основной идеей которого станет распространение «правдивой информации о молодой республике»;
7 мая – в Краснодоне (временно оккупированная территория «лнр») планируется проведение «Международной антифашистской конференции» с участием представителей стран СНГ, Европы и Азии. При этом, сбор планируется в Ростове-на-Дону, откуда будет организован переезд на территорию «лнр» для проведения форума.
***
Таким образом, в непризнанных «республиках» за достаточно короткое время сформированы пророссийские центры информационного влияния с антиукраинской риторикой. Очевидно, таким методом Кремль решил компенсировать переключение внимания с Украины на события в Сирии, включив в схему информирования информационный поток из Донбасса.
Следует также отметить, что создание на подконтрольных территориях пророссийских администраций с системами информационного влияния свидетельствует о попытках России расширить собственный информационный потенциал за счет оккупированных территорий Украины.