Сербия в эпицентре гибридной войны России
Окончание 2015 года для Сербии ознаменовалось знаковым событием
Окончание 2015 года для Сербии ознаменовалось знаковым событием. 14 декабря в Брюсселе стартовали переговоры о вступлении Сербии в Евросоюз. Сербский премьер А.Вучич назвал эту дату «великим днем для Сербии». Теперь, согласно достигнутым договоренностям, вступление Сербии в ЕС запланировано в 2019–2020 годах.
Наблюдения показали, что на это событие бурно отреагировали два государства. Первое – это, естественно, сама Сербия, поскольку пост-югославское государство до сих пор не разрешило вопрос с территорией Косово.
И второе – это Россия, что выглядит достаточно странно и нехарактерно в сложившейся ситуации.
Для справки: Кратко относительно Косово. Автономный край Косово согласно резолюции СБ ООН 1244 (1999 г.) находится под протекторатом ООН и не контролируется властями Сербии. В 2008 г. местные албанцы провозгласили независимость Косово, которую признали 108 государств-членов ООН. Сама же Сербия отказалась признавать де-юре суверенитет республики Косово, но де-факто признала независимость края. Кроме прочего нужно сказать, что «косовская карта» применяется, как «джокер» в любом удобном случае.
Из внешних государств огромный интерес к Сербии проявляет Россия. Последнее десятилетие Кремль намеревается разными путями создать в Сербии контролируемый анклав по примеру молдавского Приднестровья. Для Кремля такой вариант выгоден по нескольким причинам:
Во-первых, Россия уже имеет серьезное влияние на сегодняшнюю Сербию. Сербы имеют славянские корни, чтут российскую культуру и исповедуют православие. Кстати, 2016 год в Сербии признан Годом русской литературы. Все это выстроило тезис – «сербы – русские братья». Следует иметь в виду, что условия для формирования традиционного кремлевского повода «притеснения русских за рубежом» в Сербии практически созданы.
Во-вторых, для России важно иметь в Европе аффилированную экономическую площадку (по примеру Черногории, которая обязана России третей частью своей экономики). В нынешней ситуации Кремль пытается овладеть ключевыми позициями в экономике Сербии в качестве субъекта влияния «мягкой силы». Сегодня в этой стране успешно развиваются АО «ЮгоРосГаз», «Лукойл-Беопетрол», «Рособоронэкспорт», «ВО «Технопромэкспорт», «Аэрофлот», «Банк Москва-Белград» и другие.
Помимо этого, в 2014 г. президент России В.Путин подписал распоряжение о российских инвестициях в сербскую нефтегазовую отрасль. Освещение экономического сотрудничества России происходит на информационном портале «Сербия по-русски» на хосте mail.ru.
И, самое интересное. 11 октября 2015 г. российский премьер Д.Медведев назначил вице-премьера РФ Д.Рогозина председателем сербско-российской комиссии по торгово-экономическом сотрудничеству. Назначение Рогозина весьма схоже на кремлевское «кураторство» В.Суркова над Украиной.
В-третьих, Россия довольно серьезно развивает в этом регионе «культурную дипломатию». Помимо открытия в Белграде представительств «Russia today», в Сербии активно работает филиал «Россотрудничества», происходит обмен студентами, организованы тесные контакты между религиозными конфессиями.
По мнению евродепутата Эльмара Брока (Elmar Brok), Москва на Балканах перешла к открытому использованию «публичной дипломатии». Об этом свидетельствует документ о «Российской стратегии мягкой силы» на Балканах, в котором говорится о «выделении средств балканским общественным организациям, которые рассматривают Россию в качестве альтернативной силы в мире».
Вместе с тем, отмечена информационная кампания по популяризации российского казачьего движения, что стало поводом для отправки нескольких сотен добровольцев-сербов (четников) на Донбасс для войны на стороне «днр» и «лнр».
И на конец, в-четвертых, Россия пытается овладеть геостратегическим плацдармом в центре Европы. Это позволит оказывать контроль над балансом сил в Европе. По своему географическому положению, Сербия граничит с 8-ю государствами Европы: Венгрией, Румынией, Болгарией, Македонией, Албанией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной, Хорватией. Фигурально, расположение Сербии напоминает господствующую высоту, за которую ведется борьба.
Кремль в этой борьбе пытается оттеснить Европу, используя «гибридные» методы. Например, в 2013 г. Россия неожиданно предоставила Сербии статус наблюдателя при Парламентской ассамблее Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Или, в 2014-2015 гг. в Белград стали часто наведываться Б.Грызлов (член СБ России) и Д.Рогозин (заместитель председателя правительства РФ), убеждавшие сербское руководство сменить направление внешней политики на пророссийское.
Помимо этого, военное руководство России рассматривало варианты создания на территории Сербии российских военных баз. В закрытом режиме велись переговоры, в которых высказывались мнения, что если Сербия станет полноправным членом ОДКБ, то Россия поможет отстаивать ее территориальные вопросы, включая статус Косово (того самого, что является «джокером» в политической игре). Для убедительности, в 2013 г. российская сторона привела аргумент, что российские части и боевая техника на территории Сербии станут гарантией безопасности европейской страны. В открытых источниках выказывалась надежда на то, что сближение Сербии с ОДКБ станет первым шагом в процессе формирования российского союза, к которому в дальнейшей перспективе присоединятся другие страны европейского региона. По замыслу Кремля, это должно привести к восстановлению там российского влияния.
Но диспозицию сил и мнений в Сербии изменили парламентские выборы 16 марта 2014 года. Дата совпала с аннексией Россией украинского Крыма, и, очевидно, по этой причине Кремль не смог уделить достаточного внимания сербской проблематике.
Сербия стала отдаляться от оси Москвы, а та, в попытках наверстать упущенное, прибегла к активным информационным мероприятиям. В прессе России поддерживался необходимый информационный фон. А когда Кремль узнал о намеченных планах Сербии интегрироваться в Европу, российские спецслужбы решили провести информационную операцию по дискредитации сербского руководства.
7 декабря 2015 г., в еженедельнике «Informer» была размещена «инсайдерская информация» от «надежного источника» о намерении Путина передать в сербскую армию самолеты «МиГ-29», вертолеты «МИ-17», гаубицы, комплекс ПВО «С-300» и технологии производства баллистических ракет. «Источник» информировал, что для этих целей в январе 2016 г. в Белград прибудет посланник Путина – Д.Рогозин. Путин якобы заинтересован в вооружении армии Сербии дорогостоящим и современным оружием.
В итоге, информационная операция не смогла создать задуманный резонанс. Преградой стали переговоры 14 декабря о евроинтеграции Сербии. Они усилили крен и заставили Кремль еще больше волноваться. Изменение внешнеполитического вектора Сербии в одночасье сделало все усилия Москвы безуспешными.
Реакция не заставила долго ждать.
11-12 января 2016 г. Д.Рогозин посетил столицу Сербии Белград и встретился с президентом Т.Николичем, премьером А.Вучичем, а также главой МИД И.Дачичем.
Визит посланника Путина вызвал бурю критики у сербов:
во-первых, Рогозин высказывался против расширения НАТО и милитаризации Балкан. Но одновременно с этим, он заявил, что Россия в ближайшие месяцы изучит запрос Сербии о поставках ей российских вооружений;
во-вторых, при встрече с премьером Сербии А.Вучичем, Д.Рогозин подарил ему модель комплекса ПВО «С-300», прокомментировав что «С-300 – полезная в хозяйстве вещь». Журналистам он сообщил, что Россия продолжает тщательно изучать сербскую заявку по поставкам российского вооружения;
в-третьих, в поисках аргументов для отказа Сербии от евроинтеграции, Д.Рогозин допустил «вольное высказывание»: «Я думаю, что можно так догармонизироваться с Евросоюзом, что у вас здесь будет Кельн номер два. Поэтому вы осторожнее с этой гармонизацией, а то потом у вас пришельцы будут чувствовать себя хозяевами, а ваши женщины будут бояться выходить на улицу». Журналисты расценили это, как запугивание со стороны российского политика. В ответ на это, вице-премьер Сербии З.Михайлович ответила российскому политику: «Полагаю, что он должен думать о своей стране, а мы – о нашей».
в-четвертых, очевидно, не найдя должной поддержки у официальных лиц, Д.Рогозин встретился с лидером Сербской радикальной партии, оппозиционным политиком В.Шешелем. Во время встречи Рогозин подарил Шешелю шкатулку с изображениями аннексированного РФ Крыма, выразив пожелание получить в скором времени подарок от лидера сербских радикалов с символикой возвращения Косово в состав Сербии.
Шешель знаменит своими радикальными высказываниям антинатовского и антиевропейского направления. Ему близки идеи «русского мира» и российского национализма. Он одобрительно высказывается за аннексию Россией Крыма и развязывание войны на Донбассе, используя российскую риторику в обвинении США и НАТО.
Более того, при встрече с Рогозиным, Шешель напомнил, что сторонники его партии принимали и принимают участие в событиях в Крыму и на Донбассе, а также продвигают идеи «русского мира» в Европе.
Известен факт, когда в марте 2014 года, с началом российской оккупации Крыма, к военнослужащим РФ и русским казакам на полуострове присоединились отряды сербских четников, которые приехали по приглашению казаков защищать российских граждан от «украинских фашистов».
Затем эти же четники уехали воевать на Донбасс, где к ним присоединились и другие отряды сербских радикалов.
Между тем, в самой Сербии развернута информационная кампания по созданию позитивного образа «днр», поддержки политики Кремля в Украине и дискредитации киевских властей. С этой целью:
· руководство оккупационного режима «днр» назначило якобы своего официального представителя «донецкой народной республики» в Сербии Д.Бокана – председателя сербской организации «Отечество Россия», оппозиционного политика, часто посещавшего оккупированные регионы Донбасса;
· в Сербии создано движения пророссийских экспертов, деятельность которых направлена на проведение информационных акций с целью создания позитивного образа «днр» в Сербии и поддержки политики Кремля.
· организация среди верующих православных прихожан Сербии паломничеств по храмам Донбасса. Причем, маршрут, который указан в листовке, носит открыто провокационный характер: в течение 25 дней паломники из Сербии, Беларуси, России и Украины примут участие в крестном ходе, ежедневно меняя населенный пункт. Очевидная цель такого псевдоцерковного мероприятия – демонстрация прихожанам разрушений в зоне конфликта вкупе с созданием крайне негативных суждений о государстве Украина.
Таким образом, Россия намеревается не упускать Сербию из зоны своего политического влияния. Можно предположить, что в самое ближайшее время Россия развернет широкую информационную кампанию с целью оказания влияния на результаты досрочных парламентских выборов в Сербии, назначенных на 24 апреля 2016 года.
Вместе с тем, Кремль продолжает практику использования радикальных сербских сил и религиозных структур для дестабилизации ситуации в Украине.