Порошенко взялся за «тушек»
На Банковой решили бороться с предателями. ЦИК взял «под козырек»
Под шумок премьериады «Блок Порошенко» провернул спецоперацию по лишению мандатов депутатов, когда-то вышедших из фракции, – Николая Томенко и Егора Фирсова. Причем поразила скорость процесса – только в пятницу съезд БПП принял это спорное с юридической точки зрения решение (есть статья в Конституции, но нет закона, который регламентирует процедуру) и уже в понедельник ЦИК «аннулировала» смутьянов и зарегистрировала следующих по списку нардепов – Александра Бригинца и Дмитрия Белоголовца.
Эта история наталкивает на несколько выводов. Если оглянуться на всю каденцию, то ряды «Блока Порошенко» рядеют давно, но после массового исхода штыков Игоря Коломойского в период острого конфликта олигарха с Порошенко депутаты покидают фракцию «точечно». Дмитрий Добродомов, Олег Мусий, Евгений Рыбчинский, Богдан Маткивский, Виктор Чумак, Николай Томенко, Егор Фирсов покидали фракцию в разное время и под разными предлогами. Но только двое последних из этой компании – списочники, чем и воспользовалось партийное руководство. Решение вызвало бурю эмоций в парламентской фракции – в знак солидарности с товарищами о сдаче мандата заявил Виталий Чепинога, обозвавший родную фракцию «ублюдочной тупой структурой». А Ирина Геращенко назвала решение съезда «путем к расколу фракции и поиском новых врагов и оппонентов». Не одобрили такой ход и в группе «еврооптимистов», в которых на Банковой также видят потенциальных «беглецов». Что же происходит внутри фракции и может ли такая скорая расправа над бывшими соратниками ускорить ее дальнейший распад? Или эффект будет с точностью до наоборот?
Пестрота «Блока Порошенко» обусловлена спецификой его формирования буквально с колес перед парламентскими выборами – на выходе получился своеобразный «Ноев ковчег» из друзей и бизнес-партнеров Президента, друзей этих друзей, отдельной группы «ударовцев», представителей разных олигархических групп с «гражданскими активистами» в виде вишенки на торте.
«Когда-то Луценко говорил, что внутри у Президента победила концепция «объединить страну», которая вылилась на тех выборах в желании максимально учесть интересы всех влиятельных групп, – вспоминал в интервью «Главкому» броварской мажоритарщик от БПП Павел Ризаненко. – Уже после выборов было в шутку сказано, что во фракции, наверно, есть представители всех олигархов, кроме Ахметова».
Теперь со всем этим добром БПП «пытается взлететь». И пока фракция, пусть и с перебоями и скандалами, все же функционирует, а «вендетта» над Томенко и Фирсовым должна, по мнению руководства, только ее сплотить. Давно очевидно, что некоторые депутаты, даже являясь членами фракции, часто игнорируют просьбы Банковой проголосовать за тот или иной проект. VoxUkraine даже проводила исследование, кто из депутатов БПП чаще всего голосует за президентские инициативы, а кто «сачкует». Самым дисциплинированным оказался Богдан Онуфрик, который ранее был гендиректором телекомпании НБМ, на базе которой был создан «Пятый канал». В идеале Петр Порошенко хотел бы, чтобы из «онуфриков» состояла вся его фракция, но реалии иные. Главе фракции Юрию Луценко приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы собрать более сотни человек в зале, но, даже если большая часть депутатов на месте, практически всегда находятся люди «с особым мнением». На эту «зону риска» и может быть направлена нынешняя акция устрашения.
«Есть разные мнения по этому вопросу, но не думаю, что он может расколоть фракцию, –отрицает возможность фракционного бунта вокруг казуса Томенко–Фирсова Александр Черненко из группы «еврооптимистов».
Считает преувеличением слова Геращенко о расколе и замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко: «Ничего особенного не произойдет. Кто-то разделяет это решение, кто-то нет – но с чем спорить? Это же норма Конституции. И это было решение не фракции, а съезда».
Мажоритарщик с Полтавщины Сергей Каплин, который еще после провала отставки Яценюка подал заявление о выходе из БПП, но до сих пор числится во фракции, считает, что решение съезда – это фактически попытка спасти фракцию от дальнейшего распада.
«Иначе начался бы отчет ликвидации той части фракции, которая состоит из списочников, – уверен Каплин. – Сейчас БПП возьмет на себя огромную ответственность за все реформы в стране в связи с избранием премьером Гройсмана. Вместо темы «донецких» будет тема «винницких». Соответственно, рейтинг политсилы будет падать, поэтому многие депутаты посчитают, что выгодней быть в стороне от нее».
Каплин сетует, что многие списочники использовали ресурсную партию как «маршрутку», с помощью которой можно попасть в парламент, и не считает расколом возможное избавление БПП от давно фрондирующей группы из Светланы Залищук, Мустафы Найема и Сергея Лещенко. «Этой потере блок будет только рад», – говорит нардеп.
«Фракция давно расколота и происходит лишь углубление существующего раскола, – уверен сам Лещенко, который не скрывал, что список БПП был для него лишь «транспортом» для получения депутатства. – Я так понимаю, что нужны голоса для коалиции и, исключив Фирсова и Томенко, хотят заполучить лояльных депутатов из тех, кто идет дальше по списку. Плюс попытка запугать несогласных. Это опасный прецедент, который будет использован в дальнейшем. И дополнительный повод прекратить разговоры о том, почему мы не выходим из фракции – по сути, это будет означать подарок мандата тем, кто об этом мечтает. Порошенко хотел бы, чтобы мы сложили мандат и вместо нас зашли лояльные люди».
В понедельник глава фракции БПП Юрий Луценко предложил Фирсову и Томенко просто вернуться во фракцию и закрыть вопрос, но в тот же день последовали заявления ЦИК. А Петр Алексеевич, судя по всему, взялся наводить порядок в рядах чересчур уж демократичной фракции. Кстати, за тем, получится ли забрать мандат у Фирсова и Томенко, следили и в других политических силах – так съезд Радикальной партии в свое время принимал решение лишить депутатских полномочий «загулявшего на стороне» Артема Витко. При этом он остался в составе «радикалов», хоть и голосовал иногда по-своему, но сейчас на сайте Рады числится уже как внефракционный. И посмотрим, как ЦИК будет включаеть свои возможности по просьбе АП и как – по просьбе формальной оппозиции (тем более что за демаршами Витко стояла как раз Банковая).
Пока что фракция «Блока Порошенко» проглотила историю с Фирсовым и Томенко – во всяком случае, на вечерней фракции, где принималось решение о выдвижении премьером Гройсмана и поддержке увольнения Шокина, этот вопрос даже не поднимался. Сейчас на кону более серьезные вопросы, но сигнал все услышали.