Почему растут цены на бензин?
Аналитик Сергей Куюн утверждает, что половина топлива на украинских заправках не соответствует стандартам.
Розничные цены на нефтепродукты в Украине достигли катастрофически высокой отметки. Что стало этому предпосылкой? Насколько долго продержится тенденция подорожания и когда ожидать снижения цен на бензин? С какими проблемами столкнулся рынок нефтепродуктов, и каковы пути их решения? На эти вопросы в пресс-центре «Главкома» ответил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн:
Безусловно, предпосылки для роста цен на бензин, который мы наблюдаем, были. Главная из них – цены на мировом рынке в марте, по сравнению с февралем, достаточно существенно выросли. Нефть подорожала на 7,1%, бензин на 9,5%, дизельное топливо – в тех же пределах. Безусловно, для нас как импортозависимого рынка, который на 90% наполняется импортными нефтью и нефтепродуктами, такой скачок цен в мире не мог пройти незаметно.
Другое дело, что каждая компания имеет свою экономику. Сегодня мы видим, что самые высокие цены установили компании, которые, как показывает анализ, торгуют преимущественно импортными нефтепродуктами. Сети ОККО, WOG, «Лукойл» и «Shell» торгуют дороже всех. Это понятно с той точки зрения, что они являются преимущественными импортерами и первыми чувствуют колебания внешнего рынка. Соответственно, когда на внешнем рынке цены начнут падать, они первыми почувствуют снижение.
В то же время, часть рынка, которая отреагировала более умеренно, – это преимущественно сети, которые снабжаются нашими украинскими заводами и обладают другой технологической цепочкой производства нефтепродуктов. Сегодня они имеют возможность торговать немножко дешевле. Это такие сети как ТНК, а также крупнейшая сеть страны, принадлежащая группе «Приват».
В том, что цены повысились так резко, действительно есть элемент неожиданности. Если учитывать сугубо ценовую составляющую этого подорожания, то есть мировые цены, то, по нашим прогнозам, подорожание должно быть на уроне 8,10 гривен за литр.
Почему цены выросли больше? На мой взгляд, причина кроется в тех проблемах, которыми живет этот рынок. Дело в том, что, по итогам 2009 года, на рынке сложилась катастрофическая ситуация, связанная с тем, что порядка 50% бензина в той или иной степени не отвечают государственным стандартам. Это означает, что половина рынка черпает топливо либо контрабандным путем, либо методом кустарного производства с добавлением добавок и присадок сомнительного рода. «Плюс» легализированное производство на заводе «Укртатнафта» в Кременчуге, который облагается льготной ставкой акцизного сбора.
Таким образом, половина рынка имеет возможность торговать по ценам значительно ниже тех, которые есть на рынке. Это приводит к перетоку реализации и симпатий потребителя. Безусловно, люди вынуждены искать, где подешевле заправиться. То есть люди едут на станции с дешевым, пускай менее качественным топливом, тогда как те, кто импортирует, оказываются в дискриминационных условиях. Они теряют объемы продаж, и для того, чтобы сохранить доходность и ликвидность этого бизнеса, вынуждены повышать торговую наценку. Мы видим, что наиболее болезненно это восприняли импортеры, у которых нет шансов увернуться от налогообложения на таможне. Они сразу должны заплатить акцизный сбор, НДС по полной ставке, и только после этого завозить топливо в страну. По-другому не получится.
Журнал «А-95», который выпускает наша компания, в феврале провел исследование рынка нефтепродуктов Киева. Мы отобрали девять проб в самых популярных сетях, а также на так называемых заправках без имени. Из девяти проб две были такого качества, что в лаборатории даже затруднились сказать, что это такое. Это в Киеве, где казалось бы, ситуация должна быть получше, что тогда говорить о периферии.
Этим вопросом уже заинтересовалось правительство, и слава Богу. Сформировалась новая команда, необходимо действовать. Чтобы навести порядок, сделать этот рынок более прогнозированным и устойчивым, нужно предпринять очень простые шаги. Залог устойчивости и прогнозированности лежит в равных условиях работы для всех на этом рынке. Сегодня они не равны. Сегодня некоторые имеют возможность производить бензин без акциза, некоторые имеют возможность покупать украинскую нефть по 50 долларов за баррель, когда в мире она стоит 80 долларов за баррель. Сегодня на рынке спокойно себя чувствую те, кто производит топливо неизвестно из чего.
Во-первых, необходимо уровнять условия на рынке. Для этого нужно «присечь» узаконенное производство различных суррогатов. Во-вторых, навести порядок в аукционах по продаже украинской нефти, которые сегодня закрыты и, по сути, принадлежат одной компании. В-третьих, возобновить, отстроить и реанимировать систему государственного контроля качества топлива на заправочных станциях. Для этого, прежде всего, нужно существенно поднять штрафы, потому что сегодня штрафы просто смехотворны, учитывая те сумы, которые крутятся в этой отрасли. Посмотрим, хватит ли воли и желания у нового правительства заниматься этими вопросами.
В Кабмине поднимали вопрос о льготном топливе для сельхозпроизводителей. Какое влияние это будет иметь на рынок?
Я знаю, что силами «Нафтогаза Украины» ведется программа по поставкам льготного топлива Шебелинского завода. Много лет мы отслеживаем эффективность таких программ. По сути, это дотирование одного частного сельскохозяйственного сектора за счет другого. Могу сказать, что кроме злоупотреблений и коррупции, никакой другой эффективности в этой схеме нет.
Во всем мире приняты программы иного характера. Там покупают топливо по рыночным ценам, и государство обеспечивает льготные условия кредитования. Это более цивилизованный и открытый способ, который лишает почву коррупции. Я считаю, что схемы дотационных льготных объемов топлива, которые пришли к нам с ранних этапов независимости, изжили себя. Необходимо искать современные методы, которые базируются на предоставлении льготного кредитования либо на льготной ставке акцизного сбора для селян. Тогда все будет прозрачно и лишено коррупции.
Куда пропал бензин А-75 и А-80?
Мы проводили анализ рынка по итогам прошлого года. Мы рассмотрели баланс рынка, то есть, какой объем бензина этих низкооктановых марок был на рынке и сколько, по данным Госкомстата, его потребили. Получилось, что потребили в два раза больше, чем было на рынке. Это говорит о том, что половина этого рынка находится в тени.
Что касается того, куда девается этот бензин, тут все логично. Дело в том, что автомобильный парк эволюционирует, новые автомобили требуют высокооктановых бензинов. Поэтому нефтеперерабатывающая отрасль адекватно реагирует. Если нет спроса на этот продукт, выпуск сокращается.
В Кабмине увидели коррупционную составляющую на рынке бензина. Цены адекватны, потому как импортерам тяжело, или все-таки есть какая-то ценовая накрутка?
Я не слышал о таких заявлениях. Но, безусловно, есть разные цены, ведь у каждой компании есть своя экономика, свой персонал, свои затраты, свои источники поставок. Импортерам сегодня кажется, что их заработок недостаточен, они торгуют дороже. По нашим подсчетам, сегодня дорогим топливом торгуют где-то 15% заправок, 25% торгуют в средней категории, и основная часть – порядка 60% – торгуют на уровне 8,05 за литр. То есть потребитель может выбирать. Он берет подешевле или совсем дешево, но с риском заправиться чем-то некачественным.
Считаете ли вы возможным подорожание, связанное с повышением спроса, которое некоторые эксперты прогнозируют летом? Украина будет выходить из кризиса и соответственно потребление будет больше...
Обычно увеличение употребления, наоборот, ведет к снижению цен. Проблема сегодня в том, что потребление распределяется неравномерно. Основной потребитель ушел на станции с дешевым безналоговым топливом. А те, кто все платят и поставляют качественный продукт, остаются без покупателя, так как продают дорого. Поэтому я считаю, если убрать злоупотребления по налогам и по качеству, то реализация будет распределяться более равномерно и конкуренция будет острее. Увеличение спроса будет вести к снижению цены и большей стабильностью рынка.
Прогнозируется ли в ближайшей перспективе снижение цен на топливо?
Если учитывать только ценовые колебания на мировом рынке, то цена, объективно с нормой рентабельности, которая присуща этому рынку на протяжении последнего года, должна составлять порядка 8,10-8,15 гривен за литр, не выше. Все, что выше – это своего рода компенсация, то есть повышенная маржа за счет потери реализации, которая убежала в сети с некачественным продуктом. Если они теряют объемы, значит, они должны наращивать наценку. По сути, это мы сегодня и видим.
Поэтому если убрать злоупотребления по качеству и по налоговой дисциплине, то реализация распределится более-менее равномерно. Это приведет к тому, что не будет необходимости в этой дополнительной наценке.
Какого уровня могут достигнуть цены?
Те уровни, которые мы видим сегодня, и так для многих стали неожиданностью. Я не думаю, что в апреле цена будет расти. В апреле сохранится этот уровень – максимум 8,30-8,35 гривен за литр.
Единственное, я не исключаю того, что будет встреча в Минтопэнерго… Если правительство прогарантирует или проявит озабоченность в решении проблем этого рынка, то трейдеры авансом могут взять на себя обязательство формировать цены по определенной формуле. Но обязательства на себя должны взять обе стороны. Правительство должно начать гарантировать, что оно займется наведением порядка на этом рынке. Я думаю, что в этом случае в некоторых сетях цена может опуститься до прогнозированного уровня – 8,10-8,15 гривен за литр. Сегодня против этого уровня не возражают даже правительственные эксперты, здесь наши прогнозы полностью совпадают.