Тендерные гонки. Кто сейчас зарабатывает на госзакупках автомобилей
В государственных закупках машин появились новые фавориты: близкий к Порошенко «Богдан» активно теснит «АвтоКрАЗ» Жеваго
В 2015 году государственные структуры Украины закупили около 2000 автомобилей. Чиновники активно покупали, как гражданские, так и военные авто, в том числе и бронированные. По подсчетам «Главкома», крупнейшими покупателями стали силовые ведомства: в прошлом году МВД и Минобороны получило более 1500 машин. Для компаний, продающих авто, госзакупки – неплохая возможность поправить дела в трудные для авторынка времена. Однако такой шанс выпадает далеко не всем. Притом, что в Украине зарегистрировано более тысячи компаний, занимающихся продажами автомобилей, государственные тендеры из года в год выигрывают практически одни и те же фирмы.
Безусловно, смена власти в 2014 году внесла свои коррективы в тендерные расклады – некоторые гиганты автомобильного бизнеса потеряли свое влияние. Другие же сумели приспособиться к жизни «по-новому». Появились среди победителей государственных конкурсов и автомобильные компании, которые ранее не были замечены в сделках с государством.
Справедливости ради, стоит отметить, что крупнейшая государственная закупка машин в 2015 году – пополнение парка патрульной полиции почти 350 автомобилями Toyota Prius – прошла мимо карманов местного бизнеса. Как пояснил «Главкому» один из украинских дилеров японского бренда, в сделке не участвовало даже украинское представительство – «Тойота Украина». Гибридные «Приусы» покупались напрямую в Японии.
Кроме японцев крупные партии автомобилей госструктурам в прошлом году поставляли две компании: «НИКО» Ивана Николайчука и «ВиДи Груп» Виталия Джуринского. Продажи же военных автомобилей постепенно смещаются от «АвтоКрАЗа» Константина Жеваго к компаниям, близким к власти. В частности, свои броневики начали активно продвигать «Богдан», принадлежащий другу президента Олегу Гладковскому, и производители «Варты», близкие к народному депутату Сергею Пашинскому.
Кто поставлял автомобили в госструктуры Украины в 2015 г.
*Евросоюз передал патрульной полиции 38 пикапов Isuzu D-Max в рамках партнерской программы Польша – Украина – Беларусь
Данные: сайт «Державні закупівлі», «Главком»
-- От ВАЗов – до МАЗов
Во времена Виктора Януковича одним из самых ходовых транспортных лотов государственных тендеров были российские «Лады». Несмотря на то, что эти машины уже давно устарели, МВД закупало их сотнями. Например, только в 2011 году, по подсчетам «Главкома», Министерство внутренних дел, которое на тот момент возглавлял Анатолий Могилев, купило более 500 «Жигулей».
При этом все лоты поделили структуры, входящие в две корпорации: «Укравто» Тариэла Васадзе и «Богдан», принадлежащий бизнес-партнеру президента Украины Олегу Гладковскому (Свинарчуку), который сейчас занимает пост первого заместителя секретаря СНБО.
Сегодня на ВАЗах много не заработаешь. МВД от покупки российских автомобилей отказалось полностью. Единственные структуры, которые еще изредка покупают «Лады», - лесничества. Их понять можно. Лесные хозяйства ищут самые дешевые авто для езды по бездорожью. А в этом сегменте безусловный лидер – «Нива». Всего в прошлом году лесники закупили до десятка российских внедорожников. Большинство тендеров выиграли дилеры «Богдана».
Впрочем, для корпорации продажи «Нив» - это мелочи. Основную ставку Олег Гладковский делает на бронированные автомобили для Вооруженных сил и Национальной гвардии. Как уже писал «Главком», в декабре 2014 года «Богдан» представил свой первый броневик – «Барс». Хотя до этого корпорация не имела ни малейшего отношения к производству какой-либо военной техники. А тем более бронированной. Успех новоиспеченного броневика не заставил себя ждать – в апреле 2015-го спикер администрации Порошенко по вопросам АТО Александр Мотузяник заявил: Национальная гвардия получит 90 «богдановских» машин «Барс».
Не остался «Богдан» и без заказов Министерства обороны – армия будет покупать у корпорации бронированные МАЗы, сборка которых налажена на Черкасском автозаводе. Объем заказов в компании не разглашают. Однако по информации главного конкурента корпорации Гладковского - холдинга «АвтоКрАЗ» - речь идет о 120 грузовиках МАЗ, которые в Украине выпускают под брендом «Богдан».
«По имеющейся у нас информации, в конце 2015 года в режиме строгой секретности в гособоронзаказе появились изменения, предусматривающие закупку 120 автомобилей марки «Богдан», - отметили в пресс-службе «АвтоКрАЗа».
Еще один завсегдатай тендеров, переключившийся на броневики, – НПО «Практика». Эту компанию многие знают как производителя бронеавтомобиля «Козак». Однако при прежних президентах фирма была успешна в продажах техники госбанкам и медикам.
Собственник «Практики» - Олег Высоцкий – человек, получивший известность во времена правительства Еханурова. В 2006 году Высоцкий был назначен главой Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики. После отставки Еханурова владелец «Практики» вернулся на работу в компанию, но сохранил связи во властных кругах. Подтверждением этого могут служить успехи НПО в тендерах – в 2011-м «Ощадбанк» купил у «Практики» около двухсот инкассаторских машин, а в 2013-м компания выиграла тендер Минздрава на поставку скорых почти на 713 млн гривен.
С началом войны на Донбассе компания начала активно продвигать броневик «Козак» собственной разработки. Правда, крупных заказов «Практика» так и не получила. Зато Высоцкому удалось найти общий язык с Олегом Гладковским. Друг президента задействовал «Практику» в отечественной сборке МАЗов – грузовики, собранные в Черкассах, бронируются на заводе НПО. Кстати, не исключено, что специалисты Высоцкого принимали участие в разработке «богдановского» броневика «Барс-8».
А вот последний заказ на «скорые» получила «ВиДи Груп» Виталия Джуринского. Компания продала кареты скорой помощи на базе Peugeot Boxer в Донецкую область. Это те самые машины, которые не так давно в Краматорске «дарил» Петр Порошенко. На самом же деле «скорые» были куплены за деньги областного бюджета.
Ранее компания Джуринского уже принимала участие в выполнение госзаказа – именно «ВиДи Груп» была одним из поставщиков шасси для «скорых», которые поставляла Минздраву «Практика». Однако теперь «ВиДи» наладила собственное производство.
-- Смена «французов»
Еще один любимый бренд МВД – Renault. Впервые крупную партию «французов» для милиции закупили в 2011 году. Это были специальные версии модели Kangoo – патрульные «пирожки» со специальным отсеком для задержанных.
Тендер на поставку 242 машин выиграл один из дилеров «Рено Украина» - «Арма Моторс». Компания мало чем примечательна, кроме того, что среди ее учредителей значится сын Владимира Сивковича – Александр. На момент победы в тендере Сивкович-старший был заместителем секретаря СНБО, который возглавляла Раиса Богатырева.
После того, как министром внутренних дел стал Арсен Аваков, ведомство вернулось к закупкам Renault. В 2015-м МВД купило около три сотник французских машин – 104 Renault Duster и 192 Renault Dokker. Это были два крупнейших гостендера по закупке транспорта в 2015 году. Правда, теперь везение покинуло «Арму».
Оба тендера выиграл другой дилер «Рено» в Украине – «НИКО». Компания принадлежит малоизвестному бизнесмену Ивану Николайчуку. В открытых источниках информации о нем практически нет. Участники рынка в неформальных беседах рассказали «Главкому», что Николайчук в Украине практически не появляется, живет в Люксембурге, а бизнес ведет его сын Станислав.
Впрочем, Станислав – бизнесмен тоже относительно непубличный. Известно лишь, что он поддерживает отношения с футбольным клубом «Динамо» и братьями Суркисами. Однако утверждать, что эти отношения выходят за рамки деловых, оснований нет.
На вопрос «Главкома», имеет ли семья Николайчуков свое лобби во власти, источники «Главкома» среди автодилеров лишь предположили, что с учетом того, что компания «НИКО» на рынке уже около 30 лет, она не могла не успела обзавестись связями во властных кругах.
«НИКО» уже выигрывала тендеры МВД. Например, в 2012-м компания продала силовикам 25 автомобилей Mitsubishi Lancer X. Но тендеры 2015-го – крупнейшие победы дилера за всю историю компании.
-- Аутсайдеры закупок
Тендеры МВД и Минобороны в 2015 году не выиграл крупнейший производитель грузовиков в Украине – «АвтоКрАЗ». Хотя, благодаря прежним военным заказам главный конкурент «Богдана», связываемого с президентом Порошенко, поставил в прошлом году около 700 машин для Нацгвардии и ВСУ и стал крупнейшим поставщиком бронированных автомобилей с начала войны на Донбассе.
Однако уже в 2015 году, когда люди Порошенко взяли под контроль военные закупки, судя по всему, отношения властей и собственника «АвтоКрАЗа» Константина Жеваго испортились. Представители его автозавода не скрывают: силовые ведомства значительно сократили закупки. «Есть заказ от Минобороны, но он в 10 раз меньше того количества, которое было заявлено в конце прошлого года. От Нацгвардии пока заказов не поступало», - пояснили «Главкому» ситуацию в пресс-службе КрАЗа.
Компанию Жеваго на рынке бронеавтомобилей теснит близкий к Порошенко «Богдан», прежде всего, за счет уже упомянутых МАЗов, собираемых с недавних пор корпорацией Гладковского. По словам представителей КрАЗа, в конце прошлого года в оборонном заказе появились 120 грузовиков марки «Богдан». Это те самые МАЗы, собранные в Черкассах и бронированные на НПО «Практика». В «АвтоКрАЗе» уверяют, в Кременчуге могли произвести ничем не уступающие машины. Но выбор почему-то был сделан в пользу, по сути, белорусских грузовиков.
«Оттяпал» часть «кразовского» рынка и друг Арсена Авакова – народный депутат Сергей Пашинский. Как показало расследование «Главкома», бронированные автомобили «Варта», которые собирается закупать МВД, выпускает близкая к нардепу компания.
В спину Жеваго дышит и сам президент. В прошлом году подконтрольная ему «Ленинская кузница» представила бронеавтомобиль собственной разработки – «Тритон». Правда, пока о госзаказах этой машины речь не идет.
Впрочем, очевидно, что нардеп Константин Жеваго, все же пытается установить диалог с Петром Порошенко. В частности в прошлом году бизнесмен присутствовал на встрече президента и премьер-министра Японии при передаче автомобилей Toyota Prius Национальной полиции. Какова была официальная причина присутствия Жеваго на встрече высокопоставленных чиновников, неизвестно. В администрации президента на запрос «Главкома» по этому поводу не ответили. Остается только предположить, что собственник КрАЗа пытался отстаивать свои бизнес-интересы.
Еще один аутсайдер госзакупок при новой власти – Тариэл Васадзе. У собственника Запорожского автозавода и одного из крупнейших дилеров «Лады» в Украине (корпорация «Укравто») сейчас практически ничего не покупают. Сам бизнесмен также ушел в тень – отказался от политической карьеры и даже не пытается «влезть» на рынок военных автомобилей. Хотя раньше активно отстаивал интересы своего бизнеса в Верховной Раде. Да и с Порошенко собственник «Укравто» был в приятельских отношениях.
Меньше стало перепадать и группе компаний АИС Дмитрия Святаша, бывшего «регионала», а сейчас народного депутата от группы «Видродження». Если раньше харьковский бизнесмен стабильно снабжал госструктуры «Газелями» и УАЗами, то теперь такие машины закупают крайне редко. Хотя найти структуры близкие к Святашу среди победителей тендеров прошлого года «Главкому» все же удалось.
В 2015-м МВД потратило 11 млн гривен на специальные машины для перевозки заключенных. Автозаки продала киевская «Радиал Украина». Конечный владелец компании – кипрский оффшор, которым руководит тот же человек, что и многими другими оффшорными компаниями Святаша – некая Мария Чатзиантону. Руководитель же «Радиала» - Владислав Куликов, бывший директор Автоинвестстрой-Брок и АИС-Моторс из той же группы АИС.