Беречь Рувина
Директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и глава группы украинских экспертов по делу «МН-17» пережил два покушения, но собирается в мае представить и передать Голландии окончательный акт исследований
Директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и глава группы украинских экспертов по делу «МН-17» пережил два покушения, но собирается в мае представить и передать Голландии окончательный акт исследований
Все причастные установлены. У группы изъяты три единицы стрелкового оружия, гранаты РГД-5, 130 патронов калибром 9 миллиметров и 7,62 миллиметра, в том числе с маркировкой «ТПЗ», что означает «Тульский патронный завод». Все было выявлено на месте покушения на Александра Григорьевича Рувина осенью прошлого года.
Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заметно волновался. Делал паузы. Текст, который он произносил на брифинге, изобиловал канцеляризмами. Но прокурор мужественно преодолевал нагромождения деепричастных оборотов, чтобы сообщить журналистам об успехах совместной оперативно-разыскной работы Главного управления «К» Службы безопасности Украины, уголовного розыска Национальной полиции и пятнадцати следователи Главной военной прокуратуры. Им удалось одномоментно провести обыски среди представителей некой криминальной группировки, препятствовать бегству подозреваемых, уничтожению вещдоков, в том числе и оружия.
Покушение произошло вечером 18 мая 2015-го. Когда эксперт, живущий на Оболони, в благоустроенном спальном районе Киева, подъехал к дому, к Рувину подбежал неизвестный и трижды выстрелил. Александр Григорьевич практически на полгода оказался отстраненным от дел. Перенес несколько сложных операций за границей, потом находился на лечении и реабилитации.
По мнению Матиоса, основанному на доказательствах, которые имеются в уголовном производстве, преступление совершали именно с такой целью — прекратить либо надолго затормозить работу группы экспертов, исследующих технический аспект того, что произошло с «Боингом» в небе над неконтролируемым участком территории Украины 17 июля 2014 года.
Покушение на убийство выполняли криминальные элементы из состава организованной преступной группировки с разветвленными связями в уголовном мире, среди так называемых «воров в законе», — информировал Матиос.
По одной из версий следствия, — сказал военный прокурор, — основанной на «неоднократных телефонных соединениях со смежными государствами», команда на исполнение преступления поступила извне Украины.
Верну вас в историю, — обратился главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос к журналистам. — Почему так важно обращать внимание на даты? 23 мая 2015 года в Гааге, во время совещания глав государств-участников международного криминального расследования, Александр Рувин должен был выступить с окончательным докладом относительно обстоятельств и причин того, что «Боинг» был сбит террористами. И тут же передать представителю Нидерландов материалы украинских исследований, оформленные надлежащим образом. Однако за пять дней до поездки на Рувина устроили покушение. Это отразилось на сроках оглашения доклада и своевременной передаче окончательного отчета причин и технических характеристик того, что произошло с самолетом «Малазийских авиалиний».
Матиос особо подчеркнул, что имеет основания сегодня говорить не только о задержании киллеров из высокопрофессиональной криминальной среды, но и других граждан, на первый взгляд, не конфликтующих с законом. Среди них — практикующий адвокат. «Снова меня будет упрекать адвокатская среда!» — обронил реплику прокурор, видимо, имея в виду непростое расследование обстоятельств гибели адвоката Юрия Грабовского (адвоката россиянина Александра Александрова, обвиняемого в террористической деятельности на территории Луганской области — Ред.).
Он также сообщил, что на эксперта Рувина покушались вторично, хотя не уточнил, когда именно инцидент произошел.
Во второй раз за машиной эксперта велось непрофессиональное, то есть не спецслужбами, а криминалитетом устроенное наблюдение. Создали ситуацию, когда на одной из киевских трасс, машину, медленно движущуюся в «тянучке», обстреляли прямо с бровки. Но Рувина в автомобиле не было. После этого нам удалось частично идентифицировать внешность нападавшего, ведь на преступление пошли средь бела дня…
В данный момент, подытожил Анатолий Матиос, идет мощная совместная работа украинских специалистов с иностранными партнерами. В мае акт, который Украина должна была подготовить еще год назад, подпишут и передадут голландской стороне. Результаты расследования по сбитому «Боингу» присоединят к уголовному производству, которое относится к ведению агрессивных действий против Украины.