Костыль для Гройсмана. Зачем премьеру «Группа Миклоша»?
Иван Миклош может стать своеобразной «витриной» для западных доноров, с которыми он во всех смыслах говорит на одном языке
Если в предыдущем Кабмине было сразу несколько иностранцев, позже принявших украинское гражданство, то в новом их нет ни одного. Хотя предварительно в Минфин обсуждалась кандидатура экс-министра финансов Словакии Ивана Миклоша, у которого есть позитивный реформаторский бэкграунд на родине. Правда, Миклош сразу заявил, что от словацкого гражданства отказываться не собирается, и выставил ряд условий своего вхождения в правительство. При этом, нужно отдать должное, его самого смущало плохое знание русского языка, не говоря уже об украинском.
На данном этапе о Миклоше-министре речи уже не идет – экономический блок отдали людям, которых не поворачивается язык назвать выдающимися экономистами. Но как заявил во время часа вопросов к правительству новый премьер Владимир Гройсман, словаку нашли другое применение: в правительстве будет создана группа специалистов по поддержке реформ, которую он и возглавит.
«В правительстве будет создано специальное ядро, куда войдет группа специалистов. Мы представим его, наверное, на следующей неделе, – пообещал Гройсман. – Возглавит этих специалистов, и уже есть предварительная договоренность, Иван Миклош. Это будет группа поддержки реформ, которая будет модерировать, в том числе, и помогать в этих вопросах».
Гройсман и ранее заявлял, что обязательно будет сотрудничать с Миклошем, но определялся с форматом. Пока задачи этой еще не созданной группы звучат туманно. Напомним, что при Викторе Януковиче тоже был целый «комитет экономических реформ», который возглавляла Ирина Акимова, но о результативности его деятельности говорить как-то не приходится. Но Миклош – это, конечно, не Акимова, да и времена нынче другие, поэтому есть надежда, что реформы пойдут живее.
Итак, что же это за волшебный реформатор, которого Гройсман так захотел пристроить к себе поближе и ради которого Раде даже предлагали поменять законодательство в сфере гражданства? В Украину его, как и других варягов, «командировал» Борис Ложкин, когда стал главой Администрации президента, но в предыдущем Кабмине на должности главы Минфина безальтернативной была кандидатура Натальи Яресько. Сейчас в Украине Миклош пребывает в статусе советника президента и министра финансов, готовит им http://biz.liga.net/all/all/stati/3182010-spasti-ukrainu-8-zadaniy-pravitelstvu-i-rade-na-2016-god.htm target=_blank>реформаторские рекомендации, присутствует на заседаниях Нацсовета реформ и возглавлял экспертную группу при Минэкономразвития по разработке стратегии экономического развития Украины на ближайшие десять лет. То есть уровень его адаптации к украинским реалиям довольно высок.
Если коротко пробежаться по трудовой биографии Миклоша, то в 1991-1992 годах он был министром приватизации Словакии, в 1998-2002 – вице-премьером по экономике, дважды занимал пост министра финансов – с 2002-го по 2006-й годы и с 2010-го по 2014-й (в промежутке между этими каденциями – депутат словацкого парламента от Словацкого демократического и христианского союза – Демократической партии (SDKÚ-DS). В 2004-м лондонский журнал Euromoney назвал Миклоша лучшим министром финансов в мире. Именно тогда Словакия была принята в Евросоюз.
Вспоминая свою работу в правительстве Словакии в своей статье «Словацкий рецепт реформ для Украины», Миклош вспоминал, что его страна в начале 90-х находилась в международной изоляции, а ЕС откладывал рассмотрение ее членства в союзе. В экономике был значительный дефицит платежного баланса и финансов, приватизация велась непрозрачно. Миклош считает, что правительству Миколаша Дзуринды, в которое он входил, в 1998-2006-м годах удалось вывести Словакию в лидеры региона, а Дзуринда был переизбран, вопреки расхожему мнению, что реформаторов не любят.
«Приоритетом правительства в экономической сфере стала реструктуризация и приватизация банковского сектора, – вспоминает тогдашние успехи словак. – Три крупнейших государственных банка были близки к банкротству в конце 90-х, но благодаря удачной реструктуризации долгов в «плохие банки» зашли австрийские, немецкие, итальянские инвесторы. Кроме того, иностранные инвесторы также привлекали средства в другие стратегические отрасли: телекоммуникации, энергораспределяющие компании, газовые, электроэнергетические».
Миклош рассказывает, что одной из «визиток» словацких реформ стала налоговая реформа, которая была основана на пяти ключевых элементах: единой 19%-й ставке налогообложения (до этого для физлиц действовало пять разных ставок от 10 до 38% и 25% для юрлиц), НДС на уровне 19% (до реформы – 14% и 20%), ликвидации ряда налогов (на наследство, операции с недвижимостью) и ликвидации почти всех исключений, специальных ставок и режимов.
Кстати, Миклош уже приложил руку и к налоговым новациям в Украине – он был всецело на стороне Натальи Яресько, когда та продвигала свои изменения в Налоговый кодекс, которые вызвали крайне неоднозначную реакцию парламентариев, особенно главы налогового комитета близкой к Порошенко Нины Южаниной. Принятый в результате компромиссный документ нельзя назвать реформой – это была, скорее, подверстка к бюджету. Очевидно, что в числе реформ, которыми займется «группа», Миклош видит и свою «фирменную» налоговую, и не факт, что его инициативы вызовут восторг у той же Южаниной и руководства Фискальной службы. С некоторыми фракциями парламента у словака уже сложились непростые отношения: «Батькивщину» он изначально настроил против себя, заявив, что не сможет работать с популистами, Ляшко же, в свою очередь, обвинял его в подыгрывании «антинародной» политике Яресько.
Зато Гройсман источает в адрес Миклоша сплошные комплименты. Новому премьеру, который уже сделал много обещающих заявок, нужен тот, на кого будет торжественно возложена ответственность за реформы. То, что не получилось инкорпорировать словака в правительство, сейчас пытаются компенсировать созданием некоего нового органа.
К тому же, сейчас на повестке дня – возобновление переговоров с МВФ, который уже заявил о готовности начать переговоры с новым правительством, и формирование новой переговорной команды, поскольку ранее отвечавшая за это направление Наталья Яресько в новый Кабмин не вошла и теперь раздает советы новой украинской власти из-за океана. Один из них – дальнейшее выполнение программы МВФ. Миклош в этом отношении – полный единомышленник Яресько, более того, он любит вспоминать, что в Словакии в свое время проводил реформы даже радикальнее, чем требовал МВФ. Пока сложно прогнозировать, задействуют ли Миклоша непосредственно в переговорах с Фондом, но он, к примеру, может советовать, какие конкретно шаги нужно делать правительству во исполнение меморандума.
По информации источников «Главкома», новый глава Минфина Александр Данилюк ранее весьма критически относился к требованиям МВФ. Конечно, переход из Администрации президента в правительство может изменить его мировоззрение, но в Минфине уже высказывают опасения насчет того, как при новом начальстве будет выглядеть и восприниматься программа сотрудничества с Фондом. Миклош может стать своеобразной «витриной» для западных доноров, с которыми он во всех смыслах говорит на одном языке, в то время как у самого Гройсмана сложности с английским.
И это далеко не единственный минус Гройсмана. Пока остается полной загадкой, какой премьер получится из Владимира Борисовича: все-таки руководство Винницей и целой страной в условиях войны – немного разные вещи. А изменений от него требуют уже сейчас – иначе зачем отставляли Яценюка? Поэтому премьеру нужен кто-то, в чьих лучах славы можно погреться и поговорить о «решительности реформ», – и Миклош изначально призван выполнить эту функцию. Вопрос лишь в том, будут ли наработки «группы реформаторов» воплощаться в жизнь или так и останутся только поводом для имитации бурной деятельности.