Правительство организованных и послушных

Формат беседы Игорю КОЛИУШКО, специалисту в области государственного управления

Формат беседы Игорю КОЛИУШКО, специалисту в области государственного управления, я предложила такой: вместо журналистских вопросов будут утверждения. Vox populi по поводу нового правительства Украины редко находит добрые слова. Сопредседателю общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ», главе правления «Центра политико-правовых реформ» придется лишь приводить аргументы и возражать, либо соглашаться.

Гражданская инициатива «Реанимационный пакет реформ» возникла на волне Майдана и объединила полтысячи профессионалов из аналитических центров и бизнеса. Сообщество выработало план преобразований, жизненно необходимых для страны, оказывает интеллектуальное давление на парламент, правительство и сотрудничает с ними, а также проводит разъяснительную деятельность в обществе.

Игорь Колиушко сказал: «Это интересно!» — и согласился.

{-1}

У правительства Гройсмана уже на старте нулевой уровень доверия и поддержки людей.

Сложно сказать, как на самом деле обстоит дело с доверием. Я читал только общие комментарии, но не видел результатов социологических исследований по теме. По-моему, они в последнее время не проводились.

Что очевидно: чаще под критику попадало правительство, меньше — президент. Принято считать, что правительство занимается реформами экономики и государственного управления, а президент — внешней политикой. Соответственно, на внешнем, дипломатическом фронте и на линии настоящего фронта хоть какие-то успехи проявились. Их ставили в заслугу Петру Порошенко. Но экономические реформы двигались слабо, в государственном управлении вообще стояли на месте. Децентрализация — еле-еле, и то на энтузиазме отдельных людей, не благодаря власти, скорее, вопреки. Так сформировался негативный имидж и, как следствие, вывод еще в феврале: правительство надо менять. Вместо этого украинские политики устроили двухмесячные дебаты в худшем стиле.

В правящей коалиции осталось только две партии? О’кей, пусть каждая из них покажет свой вариант нового состава кабмина! Чтобы стало понятно, о чем именно спорят.

Но процесс оказался закрытым от общества. Складывалось ощущение торговли должностями. К тому же не включили в повестку законопроект о внесении изменений в Закон о кабинете министров, который мог бы осовременить министерства, создать условия для ведения политики реформ. Потому рейтинг власти сильно пострадал. В оценках больше нет противопоставления «президент–правительство». Стало понятно, что вся власть зависима от президента.

Программа действий кабинета Гройсмана написана наспех, «на коленке». Депутаты за нее проголосовали, не обсуждая и, кажется, даже не читая.

С одной стороны, правильно, что программа принята вместе с формированием правительства. Постсоветская практика, когда новый кабинет месяц или два после утверждения в Раде сочинял себе «дорожную карту», а некоторые вообще без нее обходились, — порочна. Программа должна представляться вместе с составом кабинета министров. Тут, правда, нюанс с Конституцией Украины — парламенту нельзя за них проголосовать одновременно, то есть сразу одобрить документ и объявить вотум доверия министрам.

Но с другой стороны… Формирование правительства в большинстве европейских стран длится две недели. За такой период заранее известные участники процесса согласовывают, кто же претендует на ту или иную должность, чтобы сберечь баланс между партиями и найти лучших исполнителей. Одновременно обсуждают предложения соискателей. Каждый претендент вносит свой вклад, в итоге получается программа, и достаточно времени, чтобы сформировать кабинет.

У нас все выглядит так, что переговоры велись совсем не об этом. Программа тем не менее появилась в срок. Сейчас документ опубликован, хотя до рассмотрения в Раде никто программу в глаза не видел. Думаю, что работали над ней эксперты, привлеченные лично премьер-министром (Гройсманом. — Авт.).

Самая общая оценка, в том числе раздела, касающегося государственного управления: правильные вещи, достаточно декларативные. Хоть программа и не должна быть пошаговым планом действий, это фиксация направлений и приоритетных реформ.

Премьер-министр Гройсман не имеет такого авторитета в МВФ и других донорских организациях, как экс-премьер Яценюк. Получение Украиной финансовой помощи — под вопросом.

Сильное преувеличение! Правда в том, что международные институты работают со страной, а не персонально с премьер-министром или министром финансов. Субъективный фактор способен немного ускорить или, наоборот, притормозить процесс. Но смена руководителя правительства не может перечеркнуть существующее сотрудничество с Международным валютным фондом, Мировым банком и другими организациями. Просто когда появляется человек, им неизвестный, требуется дополнительное время, чтобы присмотреться, задать интересующие вопросы.

Да, Гройсман, в отличие от Яценюка, не владеет английским языком. Однако и это не играет решающей роли, мы преувеличиваем доверительность отношений, если украинский и зарубежный государственный деятели общаются напрямую. Так же и с финансовой помощью — помогают Украине, а не премьер-министру.

Игры в технократов закончились. Украинский политический класс при формировании кабмина показал неготовность выпустить квоты из рук. Значит, коррупция не исчезнет.

Можно согласиться, что парламент и президентская команда продемонстрировали: назначения в правительство — вопрос личного доверия, личных интересов. Даже рядовые депутаты в разных фракциях в процессе дискуссии мне задавали вопрос: «Как же можно голосовать за законопроекты технического правительства?» «Они нужны стране!» — отвечаю. «Нет, «нужны стране» — отговорки…» Потому оказалось, что техническое правительство у нас пока невозможно, с ним кулуарно не договоришься.

Хоть при отсутствии устойчивой, объединенной коалиции в парламенте используется именно идея правительства технократов. Находят фигуру премьера, которому поручают сформировать из специалистов кабинет. Действует договоренность: вы спасаете страну в кризис, мы даем на это мандат, но вы с нами не конкурируете на следующих выборах.

В правительстве нет ни одного экспата. В кабинет Яценюка все иностранцы попали по квоте Блока Петра Порошенко. Но кто-то из них «сгорел» как инициатор разоблачения коррупции внутри высшего эшелона, как Абромавичюс, кто-то, как Яресько, не заручился поддержкой политической силы, способной «подтолкнуть» ее кандидатуру. Без экспатов реформы невозможны.

Я и год назад не считал, что иностранцы в правительстве — панацея! Максимум должностей, убежден, должны занимать украинские специалисты. Но сейчас произошел политический выбор. Думаю, нынешнее правительство формировали под одним углом зрения — чтобы все были организованными и послушными.

Раньше Гройсман активно сотрудничал со многими иностранными консультантами, и с отечественными тоже. Я в том числе консультировал его в сфере децентрализации. Но на этапе формирования нового правительства поведение Гройсмана отличалось от прежней манеры. Нет, он не механически посажен в кресло премьера. Вот как говорили о Яресько — она слишком высоко подняла планку и перестала рассматриваться как претендент на должность руководителя кабмина. Мне кажется, что Гройсман понимал: если он слишком проявит самостоятельность, то не станет главой правительства.

То, что из правительства убрали иностранцев, — сигнал зарубежным инвесторам: «Сюда не идите, в Украине законы не работают».

Нет никакой связи! Члены правительства — носители государственного суверенитета. В какой стране, кроме бывших отсталых колоний, вы найдете иностранцев в креслах министров? То же и к техническому правительству относится. Советниками, консультантами — пожалуйста, надо приглашать.

Иммунитет у правительства Гройсмана на год, но столько кабинет не продержится.

Есть риск, что его время может быть недолгим. Очень слабая поддержка в Раде. Парламент, конечно, в течение года не имеет права голосовать за недоверие. Но премьер вправе написать заявление об отставке по собственному желанию, как это сделал Яценюк