Шантаж в правящей коалиции

Почему новое парламентское большинство стало давать трещины в считанные дни после создания?

Не прошло и двух недель со дня создания коалиции, как коммунисты устроили демарш. Недовольные кадровыми назначениями, они начали шантажировать регионалов выходом из парламентского большинства.

Но политологи считают, что КПУ точно не пойдет на радикальные меры, пока есть что делить. Об этом в пресс-центре «Главкома» говорили руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко и директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.

-- Виктор Небоженко: «Коммунисты очень переживают, что их место займут «нашеукраинцы»

Напомню, что у нас парламентско-президентская республика, а представительство населения осуществляется через выборы в Верховную Раду, где формируются фракции, создают коалицию, а та формирует правительство. Но оказывается, что избрание Президента на время деформирует высший законодательный орган. Таким образом, у нас не парламентско-президентская, а все-таки президентская республика. При любых выборах Президента победитель переформатирует Верховную Раду, и это неправильно. Он становится главным, кто не хочет досрочных выборов. Отсюда все коллизии, связанные с коалицией, она должна либо возникать из недр старой коалиции, либо – в результате перевыборов, которые не рекомендуются новому Президенту.

Если говорить о стабильности этой коалиции, то она, скорей всего, связана со стабильностью самого Президента Януковича, а ему точно два года «жизни» дают даже самые закоренелые пессимисты.

Партия регионов поступила с коалицией точно так же, как и с населением. Она продала кота в мешке. Первый раз котом был Виктор Янукович, а второй – Николай Азаров. Депутаты не раз говорили: покажите нам премьер-министра, скажите, какие фракции получат какие посты, и после этого мы проголосуем за коалицию. Партия регионов дождалась последней минуты и сделала свое дело.

В Верховной Раде, которая мало занимается национальными интересами, а больше самообеспечением и самосохранением, главная валюта – не закон и не голосование, а должности в исполнительной власти. Этим и живут депутаты. Теперь, когда оказалось, что один из участников коалиции не получил необходимых должностей, конечно же, он возмущается. Тут не надо думать, что коммунистов сильно волнуют кадровые места. Они – профессиональные предатели своих убеждений и профессиональные продавцы своих карточек для голосования. Они давно поняли, что не надо связывать себя с какой-то публичной властью. Это давно не их сторона, они этого не стесняются, говорят открыто. Сейчас они только пользуются имитацией социального протеста. На самом деле им нужны реальные финансовые потоки, а не участие в исполнительной власти, что ведет за собой один неприятный момент – ответственность. Неслучайно спикеры Партии регионов заявляют о том, что коммунисты никуда от них не денутся, потому что выйти сейчас из коалиции означает разрушить ее, тем самым разочаровать Кремль и тех избирателей, которые думали, что ПР и коммунисты – одно и то же.

С другой стороны, возникает интересная ситуация. Партия регионов использует коммунистов точно так же, как БЮТ использует «Нашу Украину». Если вы выйдете – вы предатели, помогаете врагу. В этой ситуации и коммунисты, и «Наша Украина» оказываются перед дилеммой. КПУ – до каких пор они будут шантажировать Партию регионов, выходить им из коалиции или нет. НУНС – до каких пор они могут рассчитывать на вхождение в новую коалицию. Один из серьезных факторов, который заставляет коммунистов публично биться в истерике – это странное решение КС, которое наверняка, с одной стороны, будет подтверждать, что коалиция имеет право на существование, а вторым своим тезисом суд подтвердит, что коалиция должна состоять из фракций. Все равно встанет вопрос о создании полноценной коалиции, и коммунисты очень переживают, что их место займут «нашеукраинцы».

Чорновил говорит, что это конфликт между коммунистами Грачом и Симоненко. Но это не совсем так. Думаю, что главное здесь – это подготовить набор требований для Партии регионов перед серьезной покупкой голосов по бюджету. Коммунисты больше заинтересованы не в кадровых назначениях. Они видят судьбу людей из лагеря Ющенко, которые теперь работают с Партией регионов. Взять хотя бы мужа Ульянченко, который стал заместителем у Табачника. Там тоже свой конфликт, он носит не идеологический характер, как думает «Наша Украина», а чисто экономический, я бы даже сказал почти коррупционный. С одной стороны, на Табачника выливают кучу критики, а с другой – его зам будет заниматься дистрибуцией бюджетных потоков. Конечно, Табачнику это не нравится, не для того же его сажали туда, чтобы дразнить львовских студентов. Хотя львовские студенты – это только начало. Когда политологи говорят о том, что фигура Табачника – это такой громоотвод, который позволяет Партии регионов и правительству делать какие-то непопулярные меры, - это не так. Во-первых, непопулярные меры они не будут делать. А если и будут, то это будет все случайно, неуклюже и очень неприлично. Не надо преувеличивать менеджерские способности новой команды. Они умеют выстроить исполнительную вертикаль, но чем ее наполнить и как заставить работать на общенациональном уровне, они не думают. Тем более, объяснять свои действия они не собираются. Пока они еще не понимают, что, получив власть после выборов, им нужно будет как-то апеллировать либо к СМИ, либо к населению для того, чтобы объяснять свои действия. Пока таких объяснений нет, и Табачник хорошо закрывает эту проблему.

Проблема Табачника глубже, чем оскорбления, обвинения, неучет интересов национал-демократического лагеря, интеллигенции и его собственные взгляды. Он много раз менял свои взгляды в течение пятнадцати лет, и каждый раз выглядел очень убедительно. Просто в этот раз нашла коса на камень. Скорее всего, Кремль не доверяет Партии регионов. Если бы Янукович и Партия регионов проиграли выборы, то Кремль уже бы формировал свою пророссийскую открытую партию. И, конечно же, такие люди как Табачник прекрасно в ней смотрелись бы. Видимо, этот процесс все-таки начинается, и Партия регионов будет очень неприятно удивлена, когда вдруг действительно у Табачника появятся свои избиратели, свои фаны в восточной Украине. Это будет неожиданный удар в спину, а не просто раздражитель.

Возвращаясь к коалиции, думаю, что некуда деваться КПУ. С одной стороны, они сейчас стараются себя почистить перед очередными негативными действиями правительства Азарова, а с другой – готовятся набить цену при голосовании за бюджет. Тут они, конечно же, отыграются, потому что они крупные мастера в конвертации своих карточек для голосования в серьезную политику.

-- Юрій Якименко: «Комуністи першими зрозуміли, що їх просто використали»

Нічого несподіваного не відбулося. Єдине те, що комуністи першими зрозуміли, що їх просто використали. Коаліція як така задумувалася та реалізовувалася для одноразового використання. Мета цієї коаліції була у створенні уряду, далі про неї як самостійний суб’єкт можна вже забути. Поки не почалася реальна парламентська робота, де потрібні голосування, коаліції як самостійного цілого немає.

Для мене ознака – зміст коаліційної угоди. В цій редакції вона набагато менш змістовна та конкретна, ніж та угода, яку підписували свого часу Партія регіонів з комуністами та соціалістами. Тут немає згадки про жодний законопроект чи вимірювальні результати. Треба було створити коаліцію, і Регіони пішли на все, щоб це зробити, вони порушили легітимність, розвели «Нашу Україну», і створили більшість, аби тільки сформувати уряд та владу на місцях. Далі все піде за принципом «всем спасибо, все свободны».

Можливо у комуністів і немає зацікавленості у вищих посадах на рівні політичної відповідальності, вони претендували на пости у місцевій владі, хотіли цього як ресурсу на майбутні вибори. Крім фінансового та економічного підґрунтя, їм треба мати і організаційні, адміністративні важелі для того, щоб впливати на вибори на місцях. Вони цього зараз не отримали. І те, що про це говорить Грач, який найбільше відчув по Криму, як вплив відходить від них. Регіони всюди ставлять своїх. У нас відбувається монопольна концентрація влади однієї політичної сили.

Я згоден з тим, що у нас де-факто відбулася прихована зміна моделі влади: від парламентсько-президентскої ми перейшли до президентської республіки, де уряд не є урядом коаліції, програма коаліції не буде мати значення для дій уряду. Це буде уряд Президента та Партії регіонів.

Регіонали не могли не бачити очевидного – мінімальний склад коаліції, фактор Тигіпка, ідеологічна несумісність, рішення, що треба приймати заради траншу МВФ, які комуністи не будуть публічно підтримувати у парламенті.

Щодо голосування за бюджет, тут проблема може бути вирішена і без комуністів, бо через механізми зацікавленості будуть голосувати депутати і з інших фракцій. Регіони можуть добрати необхідну кількість голосів із некоаліційної частини парламенту.

Комуністам треба було б зрозуміти, що ресурсне забезпечення і присутність у владі – це одне, але електоральна перспектива – це інше. Вибори 2012 року як дальня перспектива, і найближча – після рішення КС про незаконність коаліції, коли розпочнеться відлік часу до позачергових парламентських виборів.

Блок Литвина вже по суті розчинився в Регіонах і втрачає свою суб’єктність, стає придатком. Він потрібен тим, хто фінансує Литвина для того, щоб він забезпечив певну присутність у владі. Литвин потрібен до пори, до часу як спікер Верховної Ради тільки тому, що він освятив цю коаліцію і ще потрібен Регіонам.

Чому претензії до ПР озвучує Грач, а не Симоненко? Думаю, що внутрішньопартійна конкуренція все ж таки має значення. Якщо точка зору Грача про невдоволення призначеннями в коаліції буде домінувати, то я не виключаю того, що за певних умов комуністи можуть заговорити про вихід із цієї коаліції. Формальні підстави для цього є, але вони могли б просто дочекатися рішення КС, тоді ЦК було б простіше.

Чи можлива коаліція Регіонів з Литвином та частиною НУ? Думаю, що чим більше часу проходить від моменту інавгурації Януковича, тим менше стає шансів для формування коаліції в іншому форматі. Всі зусилля нинішньої опозиції – і БЮТ, і Яценюка – більш скеровані на дострокові вибори. Чи вигідні ці вибори Регіонам? Теж непросте питання. З одного боку, вони зараз мають по суті все і є великий ризик це втратити. Але є друге питання: якою буде динаміка соціально-економічної ситуації і рівень їх підтримки? Цікаво буде подивитися на перші дані соціологічних досліджень, які з’являться за результатами роботи перших місяців діяльності Президента. Ми побачимо, як буде коливатися рівень його підтримки та підтримки Партії регіонів. Якщо буде негативна динаміка, то очевидно, буде сенс для них йти на дострокові парламентські вибори. Зараз вони втрачають, але є ризик, що у 2012 році вони втратять ще більше.

Чому все-таки не Симоненко виступив проти регіоналів? Комуністи вийдуть із коаліції чи просто торгуються?

Юрій Якименко: Симоненко більше пов’язаний з коаліційним процесом, був суб’єктом переговорів. Очевидно, є обставини, які йому не дозволяють робити таких різких заяв. Грач не був учасником цього процесу. До того ж власні інтереси Грача в Криму піддались серйозному утиску.

Думаю, що заявки про вихід із коаліції на рівні офіційних рішень фракції не буде, тому що є ще питання про перерозподіл парламентських позицій, зокрема першого віце-спікера, яким може бути Адам Мартинюк, та комітетів ВР. Отже, з боку Регіонів будуть якісь зусилля, щоб їх заспокоїти.

Виктор Небоженко: Мы получили президентскую республику, а это значит, что Президент контролирует Кабмин, местные органы, силовиков, коалицию и Верховную Раду. Коалиция может распасться, быть полукоалицией или коалицией только на бюджет, на лоббистские законы, а при этом правительство будет действовать, как ни в чем не бывало. Частично мы уже видели эту схему вымывания парламентаризма при предыдущей ситуации, когда коалиция просуществовала две недели, а Тимошенко – два года. Можете не сомневаться, что Азаров считает, что у него сил не меньше, чем у Тимошенко мучить эту экономику. Даже если коалиция будет меняться, она не сильно нужна после принятия бюджета. Неизвестно, нужен ли им бюджет. Может, они пойдут путем Тимошенко, когда она получала гранты от МВФ, а при этом бюджет был ручной. Бюджет – это некое экономическое обязательство, исходя из которого Запад оценивает экономику Украины. Большие и не очень люди в Партии регионов еще не решили, как им лучше – с бюджетом формализованным или в ручном режиме. Посмотрим, какое будет принято решение. В любом случае, коалиция может быть рыхлой, может вообще существовать на бумаге, потому что оттуда ушли яркие спикеры. Вы ж не забывайте, что лучшие мозги нации, талантливые менеджеры из Партии регионов перешли сейчас в исполнительную власть. Коалиция уже не играет роли как некий символ политических действий. Если в нее войдет «Наша Украина», это тоже ничего не даст – коалиция будет жить своей жизнью, а исполнительная власть своей.

Після того, як донецькі почали розставляти свої кадри на місцях, виникло занепокоєння, що Партія регіонів може піти шляхом російської «Єдиної Росії», що стала партією влади. Чи можливо це в Україні?

Виктор Небоженко: Нет. Это политический проект, который решал иные задачи - политического прикрытия и выведения людей из криминальной среды на свет божий, многие вещи решал, но он не решал проект создания партии как таковой. Это будет власть, для которой избиратели и партийная машина нужны только на момент выборов. Партия власти всегда давит на тех, кого привела к власти, а это никак не нужно регионалам.

А то, что донецкие расставляют кругом донецких, во-первых, – это доказательство того, что они не готовы к взятию власти по стране. Во-вторых, они обезьянничают и повторяют то, что делал Ющенко, в худшем виде. И третье, что может быть в наихудшем виде и будет названо «донецкой опричниной» – люди, которым уже нечего будет терять, будут контролировать власть любыми способами, не задумываясь о законе. Но я надеюсь, что Партия регионов не пойдет на это.

Конечно, определенная схожесть есть – в России тандем Медведев и Путин, а здесь Янукович и Азаров, только там премьер-министр правит страной, а у нас – Президент.

Юрій Якименко: В Партії регіонів немає єдиного центру, а йде конкуренція між різними групами за ключові позиції. Таким чином, зробити з неї такий моноліт, який би залив всю систему державного управління, не можна. У нас прикладами партії влади були НДП та СДПУ(о), тож чиновники середньої ланки та вище вже навчені процесами партизації влади і самі розуміють ті ризики, які з цим пов’язані. Якщо ти не належиш до якоїсь партійної команди, в тебе є шанс залишитися на своєму місці під час ротації влади, інакше ти потрапляєш в першу чергу на звільнення. Тому чиновницький корпус на місцях і в різних регіонах все ж таки буде дистанціюватися взагалі від партії.

Вікторе Сергійовичу, ви сказали, що регіонали повторюють деякі кроки та помилки Ющенка. Коли нам варто очікувати на скандал а-ля «любі друзі» в оточенні донецьких?

Виктор Небоженко: В отличие от демократов, которые пришли к власти в 2004 году, у донецких иные методы разрешений конфликта – «стрелки», выяснения отношений... Кроме того, думаю, большую роль сыграет Табачник, они сейчас ищут пути разрешения конфликта внутри себя. Часть регионалов требует его снятия (как то Анна Герман), а другая считает, что Партия регионов должна защищать Табачника всеми силами.

Думаю, что конфликты будут у них разрешаться как-то иначе. И скорее мы будем читать сообщения о разбившихся машинах, упавших самолетах… Когда я слушал скандал «любі друзі», мне тоже было неприятно. Это ж уже не политология, нам вытянуть оттуда какие-то обобщения было очень трудно, настолько все это было на личном уровне. Но сейчас такого не будет. Может, кто-то из восставших выедет за границу и оттуда что-то будет комментировать, но здесь в Украине в ближайшие два года вы не дождетесь бунта внутри Партии регионов.

Юрій Якименко: По-перше, «любі друзі» навколо Ющенка були більш консолідованими, серед них було менше конкуренції, аніж в середовищі, яке оточує Януковича. Віктору Федоровичу доведеться мати справу з кожним окремо. По-друге, якщо говорити про джерела конфлікту, то був Ющенко, а була Тимошенко – два центри. У Януковича немає такого другого центру, який міг би усунути певне угруповання чи тим більше всіх разом. Янукович поки один на цьому електоральному полі. Якби був живий той же Євген Кушнарьов, тоді можна було б говорити інакше.