Крым – козырная карта в руках Вашингтона
Президент США Барак Обама в ходе официального визита в Германию заявил, что он и канцлер ФРГ Ангела Меркель имеют единую позицию по войне на востоке Украины
Президент США Барак Обама в ходе официального визита в Германию заявил, что он и канцлер ФРГ Ангела Меркель имеют единую позицию по войне на востоке Украины. Минск-2 должен быть выполнен полностью. Только в этом случае с Кремля снимут санкции. Некоторых украинских экспертов насторожило, что глава сильнейшей страны мира не упомянул об аннексированном Крыме, с которого и началось нынешнее противостояние Москвы и Вашингтона. На самом деле его призыв был адресован не столько руководству России, сколько той части элиты, которая еще не утратила связи с реальностью.
Для российских пропагандистов высказывание президента Обамы стало неожиданным. Если судить по их активности в блогосфере, на этот раз нужных «методичек» не оказалось. Пришлось импровизировать, смешивая старые тезисы. Прикормленные комментаторы невнятно пробурчали, что Вашингтон и Берлин «окончательно забыли» о Крыме. Причиной этому стали якобы «успехи России в Сирии». Охранители опять вооружились тезисом двухлетней давности. При каждом удобном случае они повторяют, что санкции – «благо». Их отмена якобы крайне нежелательна для экономики. Российские «геббельсы» уже сейчас готовят общественное мнение к тому, что экономическое давление Запада будет только усиливаться, выдавая это за очередную личную «победу» президента Владимира Путина.
Ситуация гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Президент Обама начал большое турне по странам-союзникам, чтобы сверить позиции по ключевым вопросам. Он уже побывал в Саудовской Аравии, Британии, потом направился в немецкий Ганновер, где встретился с госпожой Меркель. Далее по списку идут Япония, Канада, Польша, Китай и некоторые другие страны. Учитывая, что нынешняя администрация завершает работу осенью текущего года, график более чем плотный. Основными темами его визита в Германию были не столько Украина или Сирия, сколько перспектива подписания пакта о свободной торговле между США и ЕС. Поэтому вопрос захваченного украинского полуострова объективно мог на время отойти на второй план, и в этом нет ничего страшного.
Фактически нынешний глава американского государства работает на победу кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон, которой, по всей видимости, и придется принимать окончательное решение по Донбассу и Крыму. Уже сейчас закладываются основы для следующего этапа давления на агрессора. Значительным достижением нынешней администрации является уже то, что они смогли сохранить консенсус со странами ЕС по вопросу санкций. Без этого невозможно представить дальнейшую работу по освобождению полуострова. Не стоит забывать, что в США проживает много выходцев из Прибалтики, Польши и Украины. Например, во Флориде живут тысячи выходцев из Восточной Европы. Они внимательно присматриваются к тому, как кандидаты в президенты оценивают нынешнее состояние американско-российских отношений. То есть официальный Вашингтон объективно не может абстрагироваться от того, что происходит на восточных рубежах нашей страны.
Крым остается козырной картой в руках западного сообщества, которую разыграют в наиболее подходящий момент. Московские «стратеги» наивно полагали, что европейцы будут только на словах протестовать против аннексии, сохранив прежние экономические связи. В Кремле не рассчитывали, что столь наглое пренебрежение международным правом приведет к фундаментальному противостоянию с Западом. Почему у них был такой настрой – вопрос для психологов или психиатров. Команда президента Путина делает все возможное, чтобы заморозить ситуацию, надеясь на скорый «развал» Украины. К этому сводятся все «хитрые планы», но реальность и проблемы в экономике заставляют искать выход из ситуации. Во всяком случае, кремлевские функционеры уже ведут себя не настолько самоуверенно, как прежде. Финансовые потери делают их более сговорчивыми.
Кстати, президент Петр Порошенко сообщил в эфире украинских телеканалов, что Москва согласилась на ввод на захваченные районы востока Украины полицейской миссии ОБСЕ. Если Кремль не опровергнет слова главы украинского руководства, то можно будет говорить о готовности Москвы начать (пусть и в замедленной форме) реальное, а не декларативное выполнение Минска-2. Российские власти пока упираются, рассказывая, что де не имеют никаких обязательств, хотя под текстом соглашения стоит подпись их посла Михаила Зурабова. То есть на скорое снятие санкций им рассчитывать не стоит.
В настоящее время террористические «республики» Донбасса – это огромный бизнес-проект для путинского окружения. Силовики кормятся с военных поставок, «гуманитарных конвоев». Так называемые «системные либералы» в правительстве осваивают средства, которые идут по серым схемам на «социальное обеспечение» оккупированных районов. Ранее немецкое издание «Bild» опубликовало разгромный материал, сообщив, что Кремль устроил ползучую аннексию Донбасса, создал несколько комиссий, которые де-факто из Москвы заправляют делами в ОРДЛО. На первый взгляд, это противоречит воплям так называемой российской патриотической оппозиции, которая со всех углов кричит, что Путин «слил» террористические «ДНР» и «ЛНР». На самом деле, тут нет никакого противоречия. Кремль не ведет государственного строительства на захваченной территории, а технично «распиливает» деньги и украинские предприятия, вывозя их на территорию России. Московские клептократы не хотят и не могут развивать Крым, не говоря уже о выжженной земле на востоке Украины.
Пока же господин Обама и канцлер Меркель показали россиянам «морковку». Несмотря на громкость заявления, оно не адресовано персонально российскому президенту. Основной адресат – российская элита. Точнее, та ее часть, которая еще не утратила связи с реальностью и не настолько близка к Кремлю, чтобы получать от него «жирные» государственные заказы. Владимир Путин сам себя подвесил на крымский крючок. Как показали прошедшие два года, аннексия – инфантильный шаг, в котором не было никакого стратегического расчета. Глупо «присоединять» территорию, не обеспечив международно-правового прикрытия. Его имидж испорчен настолько, что ни о каком возвращении Кремля к прежним отношениям с Западом речь давно не идет.