«Конференция чертей». Блиц-криг против «Генпрокурора Луценко»
Быстрое формирование органов прокурорского самоуправления сводит шансы «Генпрокурора Луценко» к нулю?
До конца недели в системе прокуратуры появятся органы самоуправления – Совет прокуроров и Квалификационно-дисциплинарная комиссия. Их изберет начавшаяся вчера Всеукраинская конференция сотрудников прокуратуры. Новые структуры лишат будущего генпрокурора – кто бы им ни стал – многих полномочий, в первую очередь, связанных с кадровыми решениями: от назначения заместителей главы ГПУ до ротации региональных прокуроров. До вчерашнего дня существовала высокая вероятность того, что запуск прокурорского самоуправления перенесут на год. Соответствующий законопроект поступит в Верховную Раду сразу после майских праздников, и в случае принятия, позволит главе Генпрокуратуры, которого вот-вот назначат, сохранить право на расстановку ключевых кадров в системе. Однако, широкая поддержка самой идеи самоуправления у прокуроров, число которых на вчерашней конференции едва не достигало полтысячи делегатов, вероятнее всего, уже не позволит ее заморозить.
Участников Всеукраинской конференции сотрудников прокуратуры, на которую приехало 463 делегата со всех областей страны у стен Генпрокуратуры встречали митингующие против прокурорского самоуправления, а внутри – торжественная атмосфера, предвещавшая большие перемены: создание независимого органа, который, по задумке, избавит от уже традиционного давления политиков и ручного управления органами прокуратуры.
Во внутреннем дворе ГПУ на прибывающую шумную прокурорскую толпу издали грустно смотрел народный депутат Игорь Мосийчук. На прошлой неделе он горячо обсуждал на профильном парламентском комитете вопросы создания прокурорского самоуправления, но вчера нардепу было не до того – подозреваемый во взяточничестве, он в очередной раз пришел в Генпрокуратуру по вызову следователя.
На его фоне прокуроры, казалось, особенно излучали оптимизм. Прокурор запорожской местной прокуратуры №2 Роман Мазурык уверял «Главком», что самоуправление позволит передать рычаги авторитетным и профессиональным людям, которые сделают систему прокуратуры независимой.
Разговор с запорожским прокурором происходил в холле нового корпуса Генпрокуратуры, высотки, на строительстве которой экс-генпрокурор Виктор Пшонка и его окружение несколько лет назад присвоили свыше 60 млн гривен. Символичность места проведения конференции должны были заметить не только журналисты. Некоторые из присутствующих прокуроров, войдя в конференц-зал на втором этаже, могли припомнить, например, как три – четыре года назад здесь стоя аплодировали человеку-символу коррупции в ГПУ – Виктору Пшонке – и певцу Иво Бобулу, исполнявших со сцены советский шлягер «Товарищ Песня». Видеозапись выступления этого «дуэта» появилась в интернете совсем недавно.
Тем не менее, именно новая структура управления в системе прокуратуры, как уверял журналистов и. о. генпрокурора Юрий Севрук, должна прервать порочный круг коррупции и прессинга.
Задача первой в истории Украины всеукраинской конференции сотрудников прокуратуры в соответствии с законом «О прокуратуре» - формирование органов прокурорского самоуправления, которые словами Севрука «обеспечат аполитичность прокуроров и исключат давление на них со стороны руководства органов прокуратуры».
Эти законодательные новшества, принятые полтора года назад, вступили в силу с 15 апреля 2016 года. В двухнедельный срок, то есть, до 29 апреля конференция должна сформировать Совет прокуроров Украины (члены избираются сроком на 5 лет), а также Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров (члены избираются на 3 года).
По новому порядку, все назначения на административные должности руководителей прокуратуры – от районного уровня до заместителей Генерального прокурора – будут происходить на основании рекомендации Совета прокуроров (СП). Также в руках СП - внедрение мероприятий по обеспечению независимости прокуроров, социальной и правовой защиты прокуроров, их семей и т.д. Главными задачами Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров - дисциплинарные производства в отношении прокуроров, отбор кандидатов на должность прокурора впервые и перевод прокуроров между различными органами прокуратуры.
Для проведения конференции от каждой местной и региональной прокуратуры за предыдущие две недели было выбрано по три делегата. «Это - молодые люди, и значительная их часть достаточно не долго работает в органах прокуратуры», - отметил Севрук.
На 24 вакантных места в органах самоуправления (13 - в Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров и 11 – в Совете прокуроров) выдвинули свои кандидатуры две сотни человек. Это прокуроры среднего звена, не занимающие административных должностей. Их молодость – основной аргумент прокуратуры на упреки в том, что Генпрокуратура пытается усадить в органы самоуправления одиозных людей. В то же время молодость – вызывает другие сомнения – эти кандидаты не известны широкой публике и могут находиться в зависимости от непосредственного руководства на местах.
Согласно изменениям в закон о прокуратуре, высшим органом прокурорского самоуправления является Совет прокуроров Украины. В его состав входит два представителя Генпрокуратуры, четыре прокурора региональных и пять - местных прокуратур, а также двое ученых, избранных съездом высших юридических учебных заведений.
Совет прокуроров рекомендует назначение кандидатов на административные должности, что раньше находилось в компетенции ГПУ. Генпрокурор может не согласиться с Советом прокуроров.
В Квалификационно-дисциплинарную комиссию войдут пять прокуроров, три представителя уполномоченного по правам человека, один юрист (выдвинутый съездом адвокатов), два кандидата от съезда юридических вузов.
Ее функция – просеивать кандидатов на любые должности в органах прокуратуры, поскольку именно эта структура оценивает профессиональную подготовку претендентов, организует систему тестирования и решает вопросы по дисциплинарной ответственности. В ее компетенции – вопросы перевода на другие должности и и увольнения.
Далеко не все видят радужные перспективы в «самоуправляемой» прокуратуре. «Конференция чертей не может избрать ангелов, - заявил накануне лидер фракции БПП Юрий Луценко. - Целая Генпрокуратура занимается Шабуниным (Виталий Шабунин – руководитель ГО «Центра по противодействию коррупции», которую в ГПУ подозревают в нецелевом расходовании средств, выделенных на реформирование прокуратуры, – «Главком»), назначают Стоянова (прокурором Одесской области – «Главком») и эти люди будут самоуправляться?!».
Аналогичное мнение высказывали также представитель «Народного фронта» Антон Геращенко и «Самопомощи» Егор Соболев. «Это финальный акт большой пьесы, которую Петр Порошенко вместе с Виктором Шокиным, Виталием Яремой разыграли перед украинским обществом. Название пьесы – «Как реформировать прокуратуру, чтобы там ничего не изменилось». Они оставили всех старых людей еще со времен Януковича, просто переставили их местами, и теперь говорят, что прокуратура реформирована, остается выполнить последнюю норму закона, дать прокурорам свободу и независимость», - комментировал Соболев.
Стоит отметить, что у таких противников прокурорского самоуправления, как Луценко и Геращенко, есть свои интерес.
Юрию Луценко уже месяц приходится отшучиваться от иронии парламентских коллег, приветствующих его не иначе как «генеральный прокурор». О том, что именно его кандидатуру президент Петр Порошенко планирует внести в парламент как кандидата на пост генпрокурора - давно не секрет. Более того, партнеры из шаткой коалиции – фракция «Народный фронт» - готова поддержать коллегу из БПП при условии, что первым замом главы ГПУ станет «фронтовик», экс-глава Госисполнительной службы Дмитрий Сторожук, близкий к министру юстиции Павлу Петренко. В рамках договоренностей даже обсуждалось, что под будущего первого зама Генпрокурора перекроят полномочия и отдадут курировать следствие.
Для внесения президентом кандидатуры Луценко в парламент не хватало одного – изменений в закон о прокуратуре, согласно которому должность «Генерального» сможет занять человек без юробразования и опыта работы в области права.
Такие правки учтены в так называемом законопроекте «Алексеева - Князевича» (авторы документа – депутаты Сергей Алексеев и Руслан Князевич). Они предлагали заменить эту норму на формулировку «имеет высшее образование и стаж работы в области права или опыт работы в законодательном и правоохранительном органе не меньше пяти лет». Последнему пункту депутат и бывший министр внутренних дел Юрий Луценко соответствует.
Еще один важный момент – законопроектом предлагалось отложить введение прокурорского самоуправления на один год. Если бы закон «Алексеева - Князевича» приняли на прошлой неделе, то на этой – никакой прокурорской конференции, возможно, и не состоялось бы.
Но парламент в четверг даже не внес его в повестку дня и документ был отправлен на доработку.
Геращенко ранее заявлял, что документ повторно попытаются внести в парламент 10 мая. Как сообщил вчера «Главкому» соавтор законопроекта Сергей Алексеев, он о таких планах не слышал.
Юрий Луценко пока сохраняет амплуа безальтернативного кандидата на пост Генпрокурора. Хотя накануне и заявлял о том, что после старта прокурорского самоуправления у него не будет мотивации садиться в кресло Генпрокурора. Даже если на этом месте окажется другой человек, должность новому главе ГПУ уже наверняка достанется с урезанными полномочиями.
Широкая поддержка самой идеи самоуправления у прокуроров, число которых на вчерашней конференции едва не достигало полтысячи делегатов, вероятнее всего, уже не позволит ее заморозить.
Фото: пресс-служба ГПУ