Развилка Саакашвили
Зачем объединяются «Демальянс» и «Сила людей»?
Пока парламентарии разъехались на майские каникулы, главными ньюсмейкерами стали те, кто только собирается занять их место. Так активисты общественной платформы «Нова країна» распространили заявление с призывом к партиям «Демальянс» и «Сила людей» объединиться в одну силу. Сразу же стали ширится разговоры, что это – прообраз той самой политической силы под Михаэла Саакашвили, финансированием которой займется олигарх Константин Григоришин.
«Мы уже доказали сами себе, что способны объединиться, – говорится в заявлении «Новой країни». – Тотально заменить политическую элиту в стране, «выдавить» олигархические кланы из парламента и других государственных институтов может только политическая организация – партия, которая сплотит вокруг себя людей, идеи и ресурсы и получит победу на выборах в Верховную Раду».
«Еврооптимист» Мустафа Найем в своем «фейсбуке» также намекнул на объединение двух сил: «Этого ждут многие люди по всей стране. Уверен, у ребят все получится. Немного знаком с процессом и, если я правильно все понимаю, нас ждут по-настоящему хорошие новости».
Впрочем, пассаж по поводу «многих людей по всей стране» пока звучит слишком оптимистически. И «Демальянс», и «Сила людей», конечно, симпатичные партии без особо одиозных персонажей, не связанные с олигархами, но их общий рейтинг пока не позволяет говорить не то что о победе на выборах, а о преодолении проходного барьера. И масштаб известности этих сил, а также их лидеров за пределами «фейсбука» не стоит переоценивать. Но сам факт объединения, если оно таки состоится, безусловно, увеличит перспективы подобного проекта. Пусть «Демальянс» позиционирует себя как христианско-демократическая партия, а «Сила людей» – «партия для создания среднего класса».
Но еще больше увеличивает их шансы внедрение в объединенный проект Михаэла Саакашвили – разговоры о том, что потенциальной партийной площадкой для одесского губернатора станет «Демальянс», ходят давно. Интересно, что накануне экс-зам Генпрокурора Давид Сакварелидзе на лекции в Киевском национальном университете имени Шевченко неожиданно заявил, что «Рух за очищення», одним из драйверов которого был Саакашвили, свое дело сделал. Также Сакварелидзе анонсировал создание в ближайшее время новой партии, в которую будут входить «талантливые» и «некоррумпированные» люди. Сам же Саакашвили пока о собственном проекте молчит, хотя и пожаловался, что в Минюсте кто-то регистрирует партию его имени, к которой он сам не имеет отношения.
«Рух за очищення» не собирался уже много месяцев, – рассказывает входящая в него депутат от «Батькивщины» Алена Шкрум. – Поэтому я знаю либо публичную информацию, либо ту, которая упоминается во внутреннем чате Координационного совета. Кстати, господин Сакварелидзе в него не входит. И в нашем чате разговоры о том, что «Рух» уже выполнил свои функции, вообще не поднимались».
Вбросы о том, что «партия под Саакашвили» вот-вот будет оформлена, не новы. В середине марта о намерении создать что-то такое заявил заместитель одесского губернатора Саша Боровик, но позже и Саакашвили, и Боровик это поспешили опровергнуть. Пока ни в «Демальянсе», ни в «Силе людей» не подтверждают, что Саакашвили будет иметь отношение к их объединенному проекту. Хотя и оговариваются, что будут рады видеть в своих рядах всех достойных.
«Последние пять месяцев я ложусь и просыпаюсь с идеей объединения, – говорит лидер «Демальянса» Василий Гацько. – Мы ей очень предметно занимаемся – и это объединение должно стать платформой для прогрессивных здоровых сил в стране. Чем завершится интеграционный процесс, кто будет в нем принимать участие и будем ли на выходе иметь один политический субъект или несколько, сейчас сказать сложно. Мы же не БПП с «Ударом», где два человека могут за полчаса за рюмочкой водки договориться об объединении, а абсолютно живые организации со структурами. Поэтому про какие-то графики я не рискну сейчас публично говорить. Когда после Майдана новые силы, которые должны были взять на себя ответственность, разбежались по десяткам политических проектов, они потеряли влияние. Сейчас мы активно исправляем эту ошибку».
Среди тех, кто может пополнить ряды новосоздаваемой «платформы», Гацько называет депутатов объединения «Еврооптимисты», представителей гражданского общества и экспертной среды: «Да и вне этих сообществ есть масса людей, которые нам очень нужны, но сегодня не имеют «точки сбора». Поэтому задача перед нами серьезней, чем просто объединение двух партий».
Насчет возможного присоединения к проекту Саакашвили глава «Демальянса» осторожничает: «Я не могу сказать, что у нас с ним идут переговоры, но мы абсолютно открыты для дискуссий. Думаю, Саакашвили нам, как минимум, союзник и он один из тех, кто намерен ломать систему и проводить реформы. Может ли он быть частью объединенной партии, покажет время».
Глава политсовета «Силы людей» Виталий Ковтун заявляет, что его партия всегда была открытой платформой для любых инициатив, общественных организаций и команд: «Примером этому – наши успехи на местных выборах в Мариуполе, Кривом Роге, других регионах. Мы построены снизу вверх, у нас есть социальные лифты. Вопрос участия Саакашвили в этом процессе нужно задавать ему, но, если он разделяет ценности построения новых стандартов политики, мы открыты».
Сам же Саакашвили сейчас находится в подвисшей ситуации. Он то критикует процесс формирования правительства и грозит уйти в отставку, то после встречи с президентом и новым премьером никуда не уходит, а сейчас одесский губернатор сконцентрировался на своей «войне» с мэром Одессы Геннадием Трухановым, которая в последние дни вошла в «горячую фазу».
Но это пока личная медийная активность Саакашвили, а вот с размахом запустившийся «Рух за очищення» в последнее время действительно сдулся. Самая свежая новость на «фейсбук»-страничке Антикоррупционного форума датируется 27 марта (анонс акции под АП с требованием уволить Шокина), а поездки по регионам, которые проводили Саакашвили и Ко, прекратились еще раньше. При этом члены Антикоррупционного форума не на диктофон сетуют, что Саакашвили не сделал ничего, чтобы использовать «форумы» для вербовки потенциального партийного актива на местах: «Михо уверен, что его дело – это толкать речи, а на рутинную партийную работу, если что, всегда найдутся желающие под его имя».
Складывается впечатление, что в окружении Саакашвили до сих пор нет единого мнения о дальнейшей стратегии, тем более что досрочные выборы пока откладываются на неопределенный срок. Похоже, такие персонажи как Боровик и оставшийся не у дел Сакварелидзе настроены более радикально и оппозиционно, чем сам Михо, который, несмотря на иногда прорывающееся недовольство, не готов идти с шашкой наголо непосредственно на Порошенко. Пока что. Поэтому и колеблется насчет обозначения своих амбиций партийного лидера, в то время как некоторые члены команды его подгоняют.
«Партийный проект для Саакашвили нужен только под выборы, – считает политолог Владимир Фесенко. – Создавать его заранее – это получить кучу проблем, интриг и потенциальных конфликтов, которые могут только дискредитировать начинание. С темпераментом Саакашвили и неопределенностью его отношений с Порошенко было бы рискованно выстраивать долгоиграющий партийный проект. Пока достаточно иметь каркас и маленькую команду, а саму партию создать или переименовать уже под выборы в зависимости от конкретной ситуации».
При этом Фесенко допускает, что «Демальянс», «Сила людей» и им сочувствующие нащупывают возможность объединения безотносительно персоны Саакашвили: «У новых молодых демократов есть интерес в объединении в достаточно крупную и системную новую политическую силу. Те же «еврооптимисты» сейчас обсуждают, идти ли им с Саакашвили или самостоятельно. Но в этом проекте вопрос – кто станет движущей силой? Все ведь сразу начинают думать про Саакашвили, потому что он – готовый лидер, а в той среде такого лидера пока нет».
Но в том то и загвоздка, что зашкаливающие лидерские качества Михаэла Николозовича как раз могут стать проблемой для «младодемократов», которые на словах пытаются строить «социальные лифты» и разводить внутреннюю демократию. Любая партия, в которой очутится Саакашвили, автоматически станет лидерской – иначе не получится. А это рано или поздно вызовет ропот новых реформаторов с их особыми идеалами.