«Люби друзи» выходят из подполья

Бывшее окружение Ющенко думает, как угодить новой власти.

«Мы никогда не пойдем на нарушение Конституции – формирование или участие «душками» в коалиции», – рассказывал Давид Жвания в телеэфире еще в начале весны.

Давид Важаевич выдвигал свои условия членства в большинстве – это или свой премьер, или максимальное влияние «на формирование политики, которое выведет страну из кризиса».

«Мы сведем наши программы, выпишем разногласия и будем принимать решение… Если не удастся этого всего сделать, то мы пойдем на выборы… Есть действия политиков, а не базарных баб», – уверял он с горящим взором.

Позже ситуация изменилась, и карточка Жвании в унисон с коалицией голосовала за ратификацию скандальных харьковских соглашений, а на прошлой неделе один из бывших спонсоров «Народной самообороны» формально вошел в коалицию вместе с группой товарищей по движению. Вчера же Жвания огласил о создании парламентской группы «Право выбора», в которую на последних до каникул пленарных неделях планируется массовая миграция депутатов как из НУНС, так и из БЮТ. Причем, в отличие от бутафорской внутрикоалиционной группы экс-бютовца Игоря Рыбакова, «Право выбора» намерено всячески выпячивать свою исключительность и позиционироваться как «надсмотрщик» за властью внутри самой власти.

«Жвания создал украинский перпетум мобиле, – рассуждает политолог Виктор Небоженко. – Его группа называется «Право выбора», значит, по идее, он может по несколько раз то входить в коалицию, то выходить из нее. На месте регионалов я бы призадумался, а нужны ли им в коалиции такие непостоянные партнеры».

Впрочем, такое желание усидеть сразу на нескольких стульях свойственно не только Жвании, но и всей компании так называемых «любих друзив» Виктора Ющенко. Этот термин с подачи Юлии Тимошенко стал широко распространен после знаменитой пресс-конференции ныне покойного Александра Зинченко, на которой он обвинил президентское окружение в коррумпированности и попрании «идеалов Майдана». Тогда в эту компанию были записаны Петр Порошенко, Николай Мартыненко и Александр Третьяков.

Сейчас их дороги разошлись, и каждый из них обеспокоен поисками нового политического пристанища. Иногда они даже пытаются действовать сообща. Это проявилось, например, в общем желании усадить в кресло премьера Арсения Яценюка, под которого они пытались преподнести регионалам 37 голосов фракции НУНС для создания коалиции. Не вышло. Весной бродили слухи о новом партийном проекте, который бы возглавил, пожалуй, самый публичный из этой когорты Петр Порошенко. Благо, он сумел довольно успешно очистить свой имидж, подпорченный после той самой пресс-конференции. И даже ничего особо нового не пришлось бы в таком случае придумывать, достаточно было расконсервировать и перезапустить его старую «Солидарность». Но дальше неофициальных разговоров дело не дошло.

Разочаровавшийся в Юрии Луценко Жвания все это время грезил собственным партийным проектом, и первый шаг к нему уже сделан в виде формирования «Права выбора». Николай Мартыненко, по нашей информации, готов поучаствовать в этой затее, Александр Третьяков, как выражаются близкие к Жвании люди, «пока в астрале» и о его планах ничего не известно.

Сам Жвания подтвердил «Главкому», что собирается создавать на базе парламентской группы партию, но те, кому поручено заниматься реализацией этой идеи, похоже, пока сами не до конца понимают всю «глубину глубин». Идеология нового образования напоминает анекдотичный «единоцентризм» Виктора Балоги, и непонятно, например, какое прогрессивное партийное будущее можно построить с такими аксакалами как Александр Омельченко и Иван Плющ. Но для Жвании, похоже, пока важен сам процесс. Тем более такая форма внедрения в коалицию позволяет хотя бы формально сохранить лицо.

«Лично Жвания вербовкой депутатов в коалицию увеличил свою капитализацию в глазах регионалов и нарисовал себе неплохие политические перспективы. Чего не скажешь о тех, кого он туда привел, – говорит один из немногих «самооборонщиков», не ставших «тушкой», Олесь Доний. – На самом деле очень мало примеров удачного сотрудничества бывших демократов с регионалами. Можно вспомнить Лавриновича, но тот же Головатый в рядах своих новых соратников не пользуется большой популярностью. К тому же, я просто не вижу, кто будет голосовать за какой-то новый проект Жвании».

Предыдущая игра Давида Важаевича в партстроительство была довольно удачной, поскольку он вовремя сделал ставку на локомотив в лице набиравшего тогда популярность Юрия Луценко. Сейчас «люби друзи» (сюда можно приплюсовать и Виктора Балогу) пытаются «упасть на хвост» тому же Яценюку, а кое-кто – Сергею Тигипко. Но за глаза все называют Яценюка слишком амбициозным и не могущим сложить себе цену. Впрочем, тут переборчивость Арсения Петровича вполне оправдана – не для того он так тщательно выстраивал свой имидж политика новой генерации, чтобы брать себе прицепом таких одиозных персон. К тому же очень переменчивых.

Консолидацией сил вокруг персоны бывшего спикера занимается и нунсовец Анатолий Матвиенко. Еще в начале апреля Матвиенко рассказывал «Главкому», что идет процесс создания «идеологической командной политической силы». На данный момент, со слов депутата, процесс все еще находится «в активной стадии».

«И Порошенко, и Мартыненко, и тот же Шлапак участвуют в поиске формулы объединения, Жвании там нет, – говорит Матвиенко. – Но пока нельзя сказать, что мы пришли к общему знаменателю».

На замечание, что уже на носу местные выборы, Матвиенко отметил, что спешить в таком деликатном деле не стоит.

Если для Жвании, помимо сохранения бизнеса, важен и некий политический драйв, то остальным бывшим «денежным мешкам» Виктора Ющенко милее вещи более приземленные. Николай Мартыненко, хотя и является формальным главой фракции НУНС, никогда не стремился к особой публичности, а сейчас вовсе залег на дно. Петру Порошенко, при всей его своеобразной харизме, ближе кулуарные договоренности и получение должностей, как было в случае с его назначением в МИД.

Давид Жвания мечтает о вхождении его группы в коалицию вместо коммунистов и, надо понимать, перераспределении постов, которые сейчас заняты по квоте Компартии. Хотя понимая, что им лично и их ставленникам самые хлебные места вряд ли светят, «люби друзи» будут делать ставку на расстановку в госорганах неприметных, но исполнительных заместителей.

Не все из «друзив», кстати, разорвали отношения с «Нашей Украиной». Например, Петр Порошенко получил в свое время пост министра иностранных дел не без содействия тогдашней главы Секретариата Президента Веры Ульянченко. А Николай Мартыненко до последнего уламывал Виктора Ющенко, чтобы тот дал депутатам сигнал о вхождении в коалицию с регионалами. Но неприятие «любих друзив» в задумавшей грандиозное «очищение» «Нашей Украине» настолько велико, что попытаться сохранить какое-то влияние на эту силу они могут разве что кулуарными путями. Всегда готовая помочь, чем может, Вера Ивановна ведь все еще на своем месте. К тому же, есть мнения, что «Наша Украина» собирается выползать из сугубо националистической ниши, в которой бизнес-крыло чувствует себя не очень гармонично, и делать ставку на либеральную риторику – что-то вроде российского Союза правых сил.

Нашеукраинцы, с которыми пообщался «Главком», утверждают, что хотя у «любих друзив» и были непростые отношения с Ющенко, он всем им дал возможность заработать и реализоваться. Сейчас же им нужен новый сюзерен, которого они могут использовать.

Может быть грубовато, но очевидно, что бывшее бизнес-крыло «оранжевых» находятся в поиске схемы сосуществования с новой властью. То, что ее нужно искать, очень хорошо понимает тот же Петр Порошенко, на бизнес которого, по разговорам, вовсю засматриваются регионалы. Эксперты не исключают даже варианта, что особо преуспевшие из бывшего окружения бывшего Президента могут рассчитывать на места в списке ПР.

Многое покажут следующие недели, на которых так называемая «группа Жвании» в парламенте должна пополниться толпой новых, причем неожиданных, штыков. Тогда и будет видно, насколько анонсированная Давидом Важаевичем «особая позиция» группы соответствует действительности. И оставят ли за ней то самое «право выбора».