Разборки с местными
Депутаты определяются с системой выборов
Местные выборы, похоже, плавно переносятся на следующий год. Парламент направил в Конституционный суд проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно сроков полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей)». Причем депутаты на этот раз продемонстрировали редкое единодушие – кнопку «за» нажал 401 парламентарий. Законопроектом предполагается унификация проведения выборов в местные советы. После пресловутой политреформы полномочия Рады и местных советов продлились до пяти лет, в то время как срок полномочий председателей местных советов не изменился (четыре года). Согласно задумке, теперь все будут выбираться одновременно и на пять лет. Также в документе заложена новая дата местных выборов – 27 марта 2011 года. Таким образом депутаты попытались выбраться из правовой коллизии, которую они создали, отменив местные выборы 30 мая и не назвав новой даты. Тогда это решение было мотивировано отсутствием бюджета.
В дальнейшем дата 27 марта может трансформироваться в «последнее воскресенье марта», но она еще далеко не окончательная, и хватает сторонников проведения выборов уже этой осенью. Но если КС, как просит Рада, рассмотрит этот проект как безотлагательный и вынесет положительное решение до 15 июня, а парламент одобрит его, то для внесения конституционных изменений необходимо будет повторное голосование на следующей сессии уже после летних каникул. Соответственно, времени на подготовку к осенним выборам остается мало.
Помимо даты выборов интрига также в том, по какой системе они будут проводиться. Порочность нынешней пропорционалки на всех уровнях вроде бы никем не оспаривается, но и единого видения изменений нет. Сейчас в профильном парламентском комитете зарегистрировано с полсотни законопроектов на эту тему. Кто-то предлагает ввести открытые списки, кто-то – вернуть мажоритарку, кто-то – смешанную систему, кто-то – все это в комплексе. Этот и многие другие вопросы предлагается прописать в Избирательном кодексе, в который будет сведено все разношерстное избирательное законодательство. Базовый Проект кодекса внесли в Раду парламентарии Юрий Ключковский (НУНС), Сергей Подгорный (БЮТ), Сергей Гриневецкий и Виктор Синченко (оба – фракция Блока Литвина).
Владимир Литвин даже выразил надежду, что Избирательный Кодекс будет принят еще до окончания текущей сессии. При этом предложил тщательно согласовать его между политическими силами, чтобы не «спалить». Сейчас проект роздан депутатам, и кипит некая согласовательная работа. Авторы кодекса утверждают, что это пока черновой презентационный вариант, который после обсуждения и доработок будет вынесен на повторное первое чтение.
– На данном этапе задача – почувствовать настроение партий, какую систему они готовы поддержать, – говорит «Главкому» Сергей Гриневецкий. Его Блок Литвина всеми частями тела за возвращение мажоритарки. Вроде бы не против и коммунисты, но с обязательными для себя оговорками.
– Я, честно говоря, это кодекс еще в глаза не видел, – утверждает коммунист Спиридон Килинкаров. – Но процесс обсуждения сейчас в самом начале. Наша партия выступает за введение мажоритарки на местных выборах, но очень важно при этом нивелировать влияние админресурса, которое при пропорциональной системе не настолько заметное. Конечно, много будет зависеть от двух основных политических сил – БЮТ и ПР, которые сейчас контролируют большинство в облсоветах и могут разыграть ситуацию «на двоих». Им-то, по большому счету, мажоритарка невыгодна, что они сами признают в разговорах.
– Понятно, что крупные фракции после введения мажоритарной системы потеряют в весе, – вторит ему Гриневецкий. – Но им нужно думать не только о себе, все-таки по поводу несовершенства ныне существующей избирательной системы есть и решение Венецианской комиссии, и ПАСЕ.
Представитель такой «крупной фракции» регионал Владимир Рыбак подтвердил «Главкому», что сформировавшейся позиции по этому вопросу у ПР нет.
– Ну давайте посмотрим – на Юго-Востоке мы сохраним свое представительство при любой системе, – загибает пальцы Рыбак. – А вот на Западе можем потерять даже те проценты, которые у нас там есть, поскольку там нет сильных кандидатур, которые могли бы рассчитывать на поддержку по мажоритарке. Будем изучать ситуацию в центральной Украине, и выйдем, в итоге, на какое-то решение. Кстати, тут же вопрос не только в системе выборов, неплохо бы еще прописать в этом кодексе такие вещи, как, например, процедура отзыва депутата и т.д.
Не определились пока и в БЮТ. И.о. главы комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Ольга Боднар, отметив, что это – ее личное мнение, предлагает сохранить пропорциональную систему на всех уровнях, кроме сельских советов, где не всегда есть партийные ячейки. Но при этом ввести открытые или рейтинговые списки.
– Некоторые мои коллеги говорят глупости, что избирательную систему обязательно нужно прописывать в Конституции. Зачем? – недоумевает Боднар.
– А я объясню зачем, – парирует нунсовец Юрий Кармазин, говоривший с трибуны о внесении мажоритарной системы в Основной Закон. – Чтобы получить стабильность и чтобы не вносились изменения в избирательное законодательство за два дня до выборов. Другое дело, что политической воли для этого я в этом парламенте не вижу.
Но если пока не видать политической воли даже для принятия соответствующего закона, то что говорить о сложной процедуре внесения изменений в Конституцию? Тем более что новая власть очень заинтересована в «гибком» избирательном законодательстве, допускающем оперативное вмешательство.
Пока же все рацпредложения и замечания «с мест» предложено направлять в парламент, где 12 мая пройдут парламентские слушания на тему «Реформирование законодательства Украины о местных выборах в интересах территориальных общин».