Тимошенко меняет внешность
Раздробленность демократического фланга и амбиции его лидеров – еще один расчет регионалов с их запретом блоков.
Норма о запрете блоков, которую протащили регионалы в новом законе о выборах, явно задумывалась как бомба под их главного оппонента – Юлию Тимошенко. Что бы при этом не говорили «бело-голубые» - о необходимости структуризации политикума и прочих правильных вещах, которыми при желании можно оправдать любое деяние, направленное против других.
Давно не секрет, что вся мощь политической силы Тимошенко держится на самой ЮВТ. Магия ее имени хотя и пережила уже свой пик, но все равно остается достаточной , чтобы на бренд «Тимошенко» в бюллетене клюнул приличный процент избирателей. С партией «Батькивщина», пусть она и имеет десятилетнюю историю, достучаться до электората априори будет сложнее. Вопрос только в том, насколько. Времени для создания в сознании масс цепочки «Батькивщина» – Тимошенко в обрез.
Неслучайно некоторые из партийцев даже предполагали, что «Батькивщина» может быть переименована в партию «БЮТ» (как вариант в «Батьківщину Юлії Тимошенко»), но неминуемые проблемы с перерегистрацией заставили отказаться от этой идеи. Сама Тимошенко подтвердила, что партия пойдет на выборы самостоятельно «и под своим названием, которое она носит уже 11 лет». Несмотря на свою длительную историю, «Батькивщина» еще ни разу не участвовала в выборах как автономный субъект. На всех выборах, начиная с 2002-го, партия пряталась под зонтиком Блока Юлии Тимошенко, где, впрочем, ее лидеры занимали доминирующее положение.
Собственно, весь груз организационной работы как на парламентских и местных, так и на президентских выборах всегда ложился на региональные партийные ячейки. Встречались, конечно, и факты саботажа в некоторых региональных отделениях «Батькивщины». На это, например, жаловались после поражения Тимошенко на президентских выборах соратники из партии «Реформы и порядок». А смена руководства львовской «Батькивщины» заблокирована столичным Печерским судом, поговаривают, не без участия экс-бютовца Андрея Портнова.
Но, в целом, структура партии функционирует нормально, к тому же, «Батькивщина» не столкнется с теми трудностями, которые есть у партийных проектов Сергея Тигипко, Арсения Яценюка, Вячеслава Кириленко, Анатолия Гриценко, которые не успевают зарегистрировать в нужный срок региональные партийные ячейки для участия в выборах. Так что коалицианты даже немного подсобили Тимошенко, отпугнув ее младоконкурентов соответствующей нормой закона. Кстати, запрет блоков также ударит практически по каждому из них. В отличие от имен, раскрученных во время президентской кампании, что за звери такие «Сильная Украина» и «Гражданская позиция» знает далеко не каждый избиратель.
Основная же задача для партии Тимошенко – добиться идентификации «Батькивщины» с ее лидером. А это дополнительные усилия и затраты. «Им нужно вести избирательную кампанию с максимальной привязкой на агитационной продукции этих двух брендов», – рассуждает в беседе с «Главкомом» один из политтехнологов. – Даже можно оставить в рекламе аббревиатуру БЮТ, которая будет расшифровываться как «Батькивщина». Юлия Тимошенко».
Лидер крымской «Батькивщины» Андрей Сенченко считает, что это – вообще не проблема:
«Все почему-то обсуждают какие-то технологические сложности, но на самом деле этим законом о выборах создается инструмент формирования авторитарного государства. Мы будем доносить информацию о партии Тимошенко листовками под двери, да как угодно, не понимаю проблемы. Свои проценты мы возьмем, и они будут очень огорчительны для Партии регионов».
Запрет блоков бьет и по нынешним партнерам БЮТ по блоку – ПРП и УСДП. Особенно тяжело будет расставаться с собственным лицом легендарной партии «Реформы и порядок», которая старше «Батькивщины». Глава ПРП Сергей Соболев напустил тумана, что его партия будет участвовать в выборах, согласовывая действия с «Батькивщиной». Он заявил, что найдены некие прорехи в законе, благодаря которым, партии, входящие в блок, могут формировать общий список. «А на уровне мажоритариев мы будем так распределять округа, чтобы на одном округе не было одновременно представителей нашей партии и «Батькивщины», – спрогнозировал он в разговоре с «Главкомом».
Его однопартиец Владимир Бондаренко намекает, что слияние партий – лишь дело времени:
«На местном уровне наши партийцы наверняка пойдут по спискам «Батькивщины» – кто-то как беспартийные, кто-то как члены ПРП, но, в целом, будет взят курс на объединение».
Если Соболев так и не дал четкого ответа на вопрос, будет ли ПРП представлен в бюллетенях как отдельный участник избирательного процесса, то лидер УСДП Евгений Корнийчук категорически заверил «Главком», что на политсовете партии было принято решение идти на выборы самостоятельно: «Координировать действия с нашими партнерами мы можем, но в бюллетенях наша партия будет записана отдельно от «Батькивщины». Договоренность об этом с Юлией Владимировной есть».
Перед выбором и новые союзники Тимошенко – Народный Рух, «Народная самооборона» и толпа гетманчиков с диванными партиями, которые на самом деле составляют псевдообъединенние. Потому как каждый занят одним – максимальным сохранением себя во власти. Удовлетворение аппетитов каждого из них может оказаться не таким простым делом, как кажется сейчас. И декларируемые намерения не путаться друг у друга под ногами в мажоритарных округах могут так и остаться намерениями.
Раздробленность демократического фланга и амбиции его лидеров – еще один расчет регионалов с их запретом блоков. «Они не хотят объединения демократических, патриотических партий в одну силу, а хотят, чтобы все шли раздробленно, разъединенно и не преодолевали проходной барьер», – раскрыла коварные планы власти Тимошенко.
Главные же проблемы у ведущей оппозиционерки начнутся уже после выборов при формировании коалиций в местных советах. Радикально очистить ряды, что обещала ЮВТ, за оставшееся время вряд ли удастся, а мажоритарии, к тому же собранные с миру по нитке, должны прогнозируемо стать «слабым звеном», которое может соблазниться сотрудничеством с властью. Да и власть заблаговременно открыла двери для такого сценария, отменив институт императивного мандата.