Януковичу не дадут полномочий Кучмы
Если Президент таки добьется отмены политреформы, то вряд ли получит второй срок
Отмена политической реформы 2004 года отнюдь не означает, что Виктор Янукович получит полномочия Кучмы. Согласно логике конституционного процесса, и, что самое главное, заверениям юристов из Партии регионов, новые рычаги влияния получит лишь избранный на следующих выборах Президент.
-- План «А» - через референдум
О том, что команда Виктора Януковича будет пытаться отменить конституционные изменения 2004 года, говорили еще до президентских выборов. Но публично эту идею до лета 2010 года никто озвучить не решался. Впервые тема отката до Конституции в редакции 1996 года стала предметом жесткой политической дискуссии лишь в начале июня, когда Верховная Рада проголосовала в первом чтении проект закона о всеукраинском референдуме. «Главком» тогда привлек внимание к тому, что одним из основных положений законопроекта была возможность отмены конституционных изменений 2004 года на референдуме. Чуть позже глава Минюста Александр Лавринович в интервью «Главкому» фактически подтвердил возможность отката политреформы именно таким способом. А уже в начале июля глава президентской администрации Сергей Левечкин публично выразил намерение вернуться к старой.
Судя по действиям власти, планом «А» для отмены политреформы был именно инструмент всеукраинского плебисцита. Его, в случае принятия закона о референдуме, должны были провести вместе с местными выборами 31 октября 2010 года. Но коммунисты и Блок Литвина, понимая пагубность такого развития событий для своего политического будущего, в прошлую субботу заблокировали его принятие. Благо, голосов тушек пока не достаточно, чтобы в случае необходимости заменить взбунтовавшиеся фракции.
-- План «Б» - через Конституционный суд
Но, как оказалось, этот сценарий не был единственным в арсенале президентских юристов. Еще на прошлой пленарной неделе, до провала закона о референдуме, регионалы по-тихому собирали подписи за некое обращение в КС. Руководители фракции скрывали предмет судебного представления даже от своих подопечных, а потому дело даже дошло до конфликта. Некоторые депутаты от Партии регионов, в частности, Юрий Болдырев, по данным источников «Главкома», поначалу отказывались ставить подписи на пустых листах.
В Администрации Президента ожидали демарша коммунистов и Литвина по референдуму, а потому подстраховывались, подготовившись к внедрению плана «Б» до того, как депутаты разъедутся на отдых. Не удивительно, что как только в Раде стало понятно, что закон не пройдет, Александр Ефремов заявил журналистам, что юристы Партии регионов найдут другой способ отменить политреформу. Не прошло и трех дней, как в Конституционном суде зарегистрировали обращение 252 народных депутатов по поводу неконституционности закона №2222-IV, которым 8 декабря 2004 года были внесены изменения в Конституцию Украины.
-- Как это делал Ющенко
Идея отмены политреформы через Конституционный суд не нова, и первым намеревался провернуть такую комбинацию еще Президент Ющенко. Сразу после избрания главой государства, Виктору Андреевичу начали советовать обратиться в КС, чтобы тот из-за нарушений процедуры внесения изменений в Конституцию отменил закон №2222-IV. Ющенко для этого даже создал специальную Национальную комиссию по усилению демократии и утверждению верховенства права под руководством тогдашнего министра юстиции Сергея Головатого. Комиссия посовещалась и постановила, что поправки в Конституцию были внесены с нарушением статьи 159 Конституции Украины. Не будем подробно расписывать все нюансы нарушения процедуры, каждый может ознакомиться с ними по указанной ссылке, но, по утверждению большинства украинских конституционалистов, она таки были.
И с этим полностью согласен один из самых авторитетных экспертов в области конституционного права Украины, бывший судья КС Николай Козюбра. «Есть все основания для отмены политреформы. Были грубо нарушены процедуры внесения изменений в Основной Закон, предусмотренные Конституцией», - заявлял в конце 2006 года экс-судья.
Во-первых, после того, как КС одобрил законопроект о внесении изменений в Основной Закон, парламент внес в него десяток существенных поправок. Согласно процедуре, после этого законопроект снова надо было направить на экспертизу в КС, но депутаты этого не сделали. Более того, весной 2004 года парламент уже пытался проголосовать закон о внесении изменений в Конституцию под номером 4105. Набрать 300 голосов под него не удалось, но его положения практически повторяли нормы принятого закона №2222-IV. А Конституция запрещает голосовать за изменения тех же норм раньше, чем за год после предыдущей попытки.
Как бы то ни было, если бы соответствующий иск КС рассмотрел в 2005 году, то конституционную реформу могли отменить уже тогда. Положения закона 2222-IV юридической силы еще не набрали, а потому особых коллизий в связи с отменой политреформы практически не было бы. Но тогда жесточайшее сопротивление президентским планам оказали спикер парламента Владимир Литвин, Александр Мороз и Юлия Тимошенко. У большинства судей КС в 2005 году закончился срок полномочий, и они физически не могли рассмотреть представление об отмене политреформы. А парламент, прекрасно понимая это, блокировал принятие присяги новыми судьями КС.
Ситуацию удалось разрешить лишь 4 августа 2006 года, когда вместе с назначением Виктора Януковича премьер-министром, присягу приняли все назначенные судьи, и КС наконец-то заработал. Но расстановка сил радикально изменилась – правительство и «антикризисная коалиция» имели все рычаги, чтобы не допустить отмены политреформы через КС.
Сейчас ситуация снова изменилось, и главные политические игроки поменялись местами. Теперь на президентском троне сидит Виктор Янукович, и отмена политреформы в его интересах. У Президента в руках оказались все возможности, чтобы его инициатива была более удачна, чем у Ющенко. В понедельник главой КС избрали близкого к регионалам Анатолия Головина, который раньше публично высказывался о возможности отмены политреформы. Также власть взяла под контроль большинство судей Конституционного суда, а потому опасаться, что там не будет принято «нужное решение», Президенту не стоит.
Но на дворе уже 2010 год, а Основного Закона в редакции 1996 года уже пять лет, как нет. Пятый год украинское общество и главные институты власти работают по новым правилам и по новому распределению полномочий между Президентом, правительством и Верховной Радой. А потому отмена конституционной реформы чревата немалым количеством серьезных юридических коллизий.
-- Хороша конфетка, да не для Януковича
Еще до провала закона о референдуме спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что в случае отмены политреформы страна окажется в очень сложной ситуации.
«Сегодня нет закона о внесении изменений в Конституцию №2222. Есть Конституция с изменениями, внесенными настоящим законом. Кроме того, в разделе 13 Конституции определен порядок изменений в Конституцию», - сказал он о самой очевидной коллизии. Его мнение поддерживают много конституционных юристов, считающих, что закон стал телом Конституции, и отменять его, как простой закон, уже нельзя. Но мы ведь хорошо знаем изворотливость нынешнего состава КС, а потому вряд ли они не найдут нужной формулировки, чтобы таки обосновать отмену политреформы.
Но в этом случае удар, в первую очередь, мог быть нанесен по самой Верховной Раде. «Если гипотетически предположить, что произойдет отмена закона о внесении изменений в Конституцию, то я хочу подчеркнуть: выборы в Верховную Раду состоятся в марте 2011 года, – считает Литвин, объясняя это нормами Конституции 1996 года. – Согласно Конституции 1996 года, а там есть четкая позиция, выборы Верховной Рады должны состояться в марте четвертого года полномочий парламента».
Сложно судить, кому и настолько выгоден сценарий проведения парламентских выборов в марте 2011-го, но, отрицая такой вариант развития событий, один из главных юристов Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов, сам того не желая, приоткрыл нам завесу будущей аргументации КС по поводу отмены политреформы.
«Депутаты этого созыва избраны на 5 лет, и их правовое положение не позволяет ухудшить их положение», – сказал Кивалов в эфире «5 канала» 8 июля. Получается, даже если конституционную реформу 2004 года отменят, то депутаты все равно должны доработать положенный пятилетний срок – до 2012 года. В принципе, это соответствует юридической логике. Исходя из предыдущих решений Конституционного суда, судьи всегда выступали против продления или уменьшения срока полномочий действующих на тот момент органов власти. Когда их в 2004 году спрашивали, можно ли продлить полномочия избранного в 2002 году парламента до пяти лет, КС постановил, что нет. Тогда их позиция состояла в том, что новый срок полномочий получит избранный после внесения изменений в Конституцию парламент.
Но, погодите! Если в Партии регионов признают эту юридическую логику, то имеем совсем уж неожиданный поворот – а даст ли отмена политреформы Президенту увеличение полномочий уже сейчас? Ведь Виктор Янукович был избран согласно действующей по состоянию на 7 февраля 2010 года Конституции. Люди давали ему четко обозначенные полномочия, и никто не имеет права ни увеличивать их, ни сокращать. Если уж депутаты будут работать 5 лет, так и полномочия Кучмы после отмены политреформы сможет получить лишь избранный на новых президентских выборах глава государства.
Чтобы уточнить этот момент в стратегии поведения Партии регионов при отмене политреформе «Главком» обратился к Сергею Кивалову.
«Никто не имеет права сократить срок полномочий депутатов, их избирали на 5 лет. Единственное основание, которое записано в Конституции – проведение досрочных выборов согласно прописанных в Основном Законе процедур. Основания досрочного прекращения полномочий отдельного депутата также четко прописаны. Если даже теоретически предположить, что политреформу отменят, то полномочия и срок работы парламента изменится со следующей каденции», - уточнил Кивалов свою позицию по срокам полномочий Верховной Рады.
«Таким же образом и Президент Украины получит новые полномочия только со следующей каденции. То есть, полномочия по Конституции в редакции 1996 года сможет получить лишь избранный на следующих после отмены политреформы выборах Президент», - доступно и просто объяснил регионал, что Януковичу полномочия Кучмы в нынешнюю каденцию уж точно не светят.
А кто сейчас может сказать, что будет с рейтингом Янукович через пять лет, и кто тогда будет во главе правительства контролировать исполнительную власть? К тому же, когда на кону президентских выборов будут стоять полномочия Кучмы, а не Ющенко образца 2010 года, то далеко не факт, что главные олигархи страны сделают ставку на Януковича. Ведь уже сейчас многие из них не в восторге от Виктора Федоровича, а команда Президента понемногу начинает трещать по швам.