Почему Портнов?

Версии ухода экс-главного юриста БЮТ в команду Януковича

Известие о том, что бютовец Андрей Портнов назначен заместителем Главы Администрации Президента по вопросам судебной реформы, появилась на сайте Президента и в лентах информагентств поздним вечером в Страстую пятницу. Обычно так поступают с потенциально резонансными новостями, которые хотят уберечь от вполне очевидных, но от этого не менее нежелательных комментариев.

Впрочем, комментарии тут излишни. БЮТ сыплется. Если до сего момента из рядов тимошенковцев уходили в основном неизвестные широкой общественности депутаты (единственным исключением стал разве что создатель «Украинского прорыва» Юрий Полунеев), то на сей раз речь идет о знаковой для БЮТ личности. Портнов не один год был главным юристом блока. Он был идеологом и исполнителем беспрецедентной юридической операции – отмены назначенных Виктором Ющенко досрочных парламентских выборов осенью 2008 года. Он был вхожим в кабинет Юлии Тимошенко, его называли одним из самых доверенных лиц лидера БЮТ.

И именно он, а не, скажем, Богдан Губский, чьи эмиссары давно и плодотворно работают на благо «стабильности и реформ», не Василий Онопенко, чье влияние на отечественную судебную систему усилиями новой власти сжимается подобно шагреневой коже, не кто-то из «перевоспитанных» Юлией Владимировной в 2005-м олигархов стал первым «большим» бютовцем, перешедшим на сторону оппонентов.

О разногласиях с руководством БЮТ у Портнова и группы близких к нему депутатов было известно уже не первый день. В последнее время «портновцы» демонстративно не посещали заседания родной фракции. Однако, согласно поступающей из бютовской среды информации, ни о каких демонстративных шагах вроде вхождения в состав коалиции речи не шло. На сегодняшний день имеется несколько версий того, что подвигло Портнова на столь радикальный шаг, вызвавший нервную, чтобы не сказать агрессивную реакцию со стороны БЮТ.

Согласно первой из них, количество разногласий между Портновым и лидерами БЮТ просто-напросто достигло критичного количества, он просто перестал понимать логику действий своей политсилы. Политику Тимошенко в последнее время и впрямь назвать логичной и прогнозированной было довольно сложно. Она ввязалась в бесперспективный процесс обжалования результатов президентских выборов в Высшем административном суде. Она покинула страну в момент, когда должна была лично сформировать платформу сопротивления новой власти. В конце концов, она не нашла ничего лучшего, чем оппонировать команде Януковича при помощи старых деструктивных инструментов – популизма, не подтвержденных доказательствами обвинений, блокированием трибуны. В этой ситуации Портнов просто-напросто решил уйти из активной политики и сконцентрироваться на своих старых разработках на тему реформирования украинской системы судоустройства. При всем противоречивом отношении к Портнову должное его профессиональным качествам отдают и соратники, и оппоненты – вот его способности и пригодились новой власти, которая провозгласила реформу системы правосудия одним из своих приоритетов…

Вторая версия, которая, отметим, нисколько не противоречит первой, основывается на общеизвестном стратегическом противостоянии внутри Блока Юлии Тимошенко. Не секрет, что взгляды Андрея Портнова на реформу правосудия – то есть, сферу, которую он будет курировать на Банковой, – находили гораздо больше поддержки в рядах регионалов, чем среди членов его собственной политсилы. Особенно напряженными были отношения Портнова с другим знатным выходцем из БЮТ – главой Верховного суда Василием Онопенко. Поэтому назначение на ответственный пост в Администрацию Президента идейного оппонента Василия Васильевича вполне может трактоваться как открытие второго фронта (на первом давно и довольно успешно борьбу против Онопенко ведет глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов) в войне за влияние на судебную систему страны. А какую стратегическую цель будут преследовать творцы реформы системы судопроизводства – прекратить беспредел, царящий в судах страны, или «выстроить» под Банковую всю систему правосудия Украины – станет ясно со временем…

Третью версию – о том, что вхождение Портнова во власть «паровозом» затянет в состав коалиции целый ряд ориентирующихся на него депутатов, некоторые из которых получат хлебные должности, освободившиеся в парламентских комитетах, опровергают сами «портновцы». Дескать, мухи отдельно, котлеты отдельно, и то, что один из «наших» будет профессионально исполнять свои обязанности во власти, вовсе не значит, что мы дружными рядами пополним ряды коалиции.

Четвертая версия объяснения поступка Портнова гласит, что его назначение в команду Президента – не что иное, как подготовка почвы для нового стратегического сближения БЮТ и Партии регионов. Андрей Владимирович якобы должен припомнить свою роль в формировании неудачных «больших коалиций» и постараться, дабы хоть на этот раз объединение двух тяжеловесов украинской политики оказалось результативным. Впрочем, эту версию впору называть конспирологической – и в силу уже упомянутой резкой реакции БЮТ на это назначение, и из-за неоднозначной его оценики отдельными представителями регионалов (а там выразить несогласие с решением Лидера много стоит), и, в конце концов, из-за того, что роль Портнова в предыдущих попытках слияния бело-синих и бело-сердечных часто банально переоценивают…

Наконец, пятая версия выглядит еще более нереальной, чем предыдущая. Согласно ей, назначение Андрея Портнова в Администрацию Президента – это первый этап инспирированной никем иным, как Виктором Медведчуком, спецоперации, конечной целью которой является отмена политреформы через признание неконституционной процедуры внесения изменений в Основной Закон от 8 декабря 2004 года. Не отрицая того, что отмена изменений в Конституцию может стать одной из ключевых тем политической жизни уже в ближайшее время, рассмотрение назначения Портнова именно в этом ключе кажется нам не совсем логичным. Однако привычка околополитической тусовки искать в любой политической интриге зловещую руку не менее зловещего Медведчука заставляет нас вспомнить и о наличии этой версии…

Как бы то ни было, сам по себе уход Портнова в ряды новой власти независимо от его причин может расцениваться как один из явных признаков закономерного поствыборного переформатирования отечественного политикума. Украинские политические команды всегда формировались не по идеологическим, а по персональным, финансовым, профессиональным критериям, поэтому удивляться заметным изменениям в составе этих команд по итогам любых выборов не приходится. Наша политика становится все больше похожей на профессиональный футбол: тот, кто имеет больше ресурсов, может привлекать в свою команду самых лучших игроков из других команд – и ничего личного.

В сухом остатке провластный лагерь заполучил в свои ряды прекрасного юриста, но в то же время посеял зерна конфликтов внутри и так не слишком монолитной команды: слишком много юридических войн с регионалами Портнов провел и слишком много «доброжелателей» у него там имеется.

Оппозиция же утратила знаковую фигуру, которая, и эта утрата, посмеем предположить, станет не последней, независимо от того, реализует Юлия Тимошенко свое сегодняшнее обещание провести партийные чистки или нет. Но в то же время переформатирование политикума дает шанс украинской оппозиции шанс на качественное обновление, формирование не сугубо лидерской, популистской платформы сопротивления новой власти, а идеологической оппозиции европейского образца. И если с этой задачей не справится сама Юлия Владимировна, то беспощадная логика политического процесса просто отодвинет ее на маргинес политической жизни страны…