Андрей Портнов: У нас началась новая история. Если кто-то это не поймет, будет искать себе более легкую работу

Продолжение интервью "Украинской правде" нового заместителя главы администрации президента по судебной реформе Андрея Портнова.

Продолжение интервью "Украинской правде" нового заместителя главы администрации президента по судебной реформе Андрея Портнова.

Первую часть читайте здесь: «Андрей Портнов: Я не вступал в Партию регионов - я закончил политическую деятельность»

- Работая в БЮТ, вы стали носителем конфиденциальной информации, которая может компрометировать Тимошенко. Где гарантии, что вы не будете сдавать ее новой власти?

- Я человек, который имеет честь и имеет достоинство. И буду действовать исключительно в рамках такой линии поведения.

- Вы привыкли выполнять конкретную работу, не задумываясь над тем, насколько политически это правильно. Есть какие-то моральные обстоятельства, которые помешают вам исполнить приказ своего руководства?

- Конечно, и так в моей жизни было всегда. Именно из-за этого формируется непонимание с теми или иными людьми. Потому что я могу сказать «нет».

К примеру, адвокатская компания, которую вы часто привязываете ко мне, в которой работают мои коллеги, не имела и не имеет ни одного договора на обслуживание госпредприятий.

Хотя мы были властью, и уж если бы я захотел, наши юристы получили бы юридические контракты и с «Энергоатомом», и с НАК «Нефтегаз Украины», и с «Хлебом Украины», с любой государственной компанией. Для этого достаточно было бы звонка. Это один из критериев нашей деятельности.

- Вы являетесь олицетворением того, что юридическим путем можно добиться чего угодно - отменить или применить любую абсурдную норму. И это всегда будет выглядеть грамотно. Не станет ли Портнов пособником власти в репрессиях против оппозиции, в давлении на СМИ?

- Я отвечаю в администрации президента за судебную реформу. Эта работа не связана с политическими репрессиями, не связана с представительством в судах, с назначением кадров.

- Но если вас завтра попросят помочь: «Можете на пару дней отвлечься, нам тут надо пару оппозиционеров поставить на место?».

- Я не планирую заниматься незаконной деятельностью, тем более, участвовать в репрессиях.

- Но это не будет «незаконно»!

- Если это будет законная деятельность, конечно же, я буду ею заниматься.

- Если вы будете видеть незаконные действия нынешней власти, сможете ли вы сказать: «Я и с этой властью не хочу рабо тать»?

- Это слишком абстрактный термин - незаконная деятельность. Если я посчитаю необходимым для себя уйти, и к этому будут предпосылки, наступающие на мои мировоззренческие и жизненные позиции, то я, конечно, не буду задерживаться. За 15 минут собрал портфель и уволился с должности.

- Как вы думаете, почему Юлия Тимошенко проиграла президентские выборы?

- Во-первых, значительную роль сыграл экономический кризис. Во-вторых, неслаженные действия политической команды. И, в-третьих, накопилась некая усталость общества от постоянной конфликтности.

Команда, в которой я пребывал, все-таки была более конфликтной, агрессивной и радикальной. Оппозиционную борьбу нужно строить на критике своих оппонентов, но не переходя на оскорбления. Мне кажется, в этом была ошибка. Но признаюсь, что я недостаточно компетентен в политической и агитационно-информационной сфере.

- Вы участвовали в переговорах по созданию широкой коалиция между БЮТ и Партией регионов в 2008-2009 годах?

- В больших переговорах участвовало только высшее политическое руководство. Я участвовал в рабочих встречах, которые касались совместной подготовки законопроектов от Партии регионов и БЮТ. Позже они за авторством Лавриновича и Портнова были представлены парламенту и становились законами Украины.

- Как вы считаете, такая «широкая коалиция» была бы благом или нет?

- Я являлся сторонником коалиции с Партией регионов и заявлял об этом публично. Напомню, что и сама Юлия Владимировна выступала сторонником коалиции с Партией регионов. Это было всего год назад!

Абсолютное большинство своих законопроектов я регистрировал совместно с членами Партии регионов, что позволяло проводить их через парламент. Пренебрегать этим правилом значит обречь себя на работу в мусорную корзину. Более того, помимо своих профессиональных задач, я часто сотрудничал с Партией регионов по прямому поручению лидеров БЮТ.

- Кто разрабатывал новую редакцию Конституции?

- Я ее не разрабатывал, и с этим документом был ознакомлен так же, как и все.

- Что вам известно о роли Медведчука в этих переговорах о широкой коалиции?

- Виктор Владимирович Медведчук является моим товарищем. Я с уважением отношусь к этому человеку. Об этом я говорю публично несколько лет подряд, поэтому рассказывать что-то о нем не считаю целесообразным. Вы можете обратиться лично к нему.

- Как показывает опыт последних четырех лет, обратиться к нему невозможно...

- Я могу с вами поделиться его контактами, и вы обратитесь.

- Вы не боитесь, что вас теперь могут презентовать как «руку Виктора Медведчука» в новой власти?

- Для меня вообще не имеет значения, как меня будут презентовать. Вот, например, народный депутат Пилипенко сам родом из Львова, а его ассоциируют как «руку Москвы». Потому что в какой-то день его карточка в его отсутствие проголосовала за 80-летие комсомола. И львовские газеты написали, что он – «рука Москвы».

Точно так же как карточка Андрея Портнова проголосовала за празднования 100-летие Бандеры. Хотя я бы никогда не проголосовал за это, если бы не лежал в этот день в больнице и находился в парламенте. Есть ситуации, когда тебя называют чьей-то «рукой» или «ногой», а для тебя это просто не имеет значения.

-- Коррупцию нельзя побороть высокими зарплатами судьям

- Давайте поговорим о ваших новых обязанностях в администрации президента. По-вашему, что является коренным злом в судебной системе страны, которое надо искоренять?

- Первое - это длительность судебных процедур и невозможность гражданина, предпринимателя дойти до правосудия и быстро получить судебное решение. Это самое главное.

Второе - это, конечно, уровень коррупции. И было бы примитивно считать, что коррупцию можно побороть через высокую зарплату судье. Необходимо вносить изменения в процессуальные законы, совмещая их с активизацией правоохранительных органов.

Мои предложения состоят в том, чтобы для большого количества судебных дел установить двух-трехнедельный срок для вынесения решения. Более того, мелкие дела с пожарниками, санстанцией и тому подобными заканчивать в первой судебной инстанции, без апелляции. Действующая Конституция позволяет этого добиться, если такой порядок будет установлен законом.

- А если суд принял неправильное решение, как тогда гражданин сможет защитить свои права?

- Эта судебная доктрина действует в очень многих странах. Сначала гражданин обращается в тот административный орган, который должен выдать ему лицензию или разрешить осуществлять какие-то действия. Если орган нарушил закон, то суд в двухнедельный срок должен рассмотреть и принять решение.

Кроме того, будем предлагать более жесткую дисциплинарную систему: усиление дисциплинарных органов, Высшей квалификационной комиссии и Высшего совета юстиции.

Я уверен, что мы так выстроим свою работу, что судьи не посмеют незаконно вмешиваться в деятельность главы государства и государственного аппарата. Вряд ли мукачевскому судье удастся своим определением запретить публиковать закон Украины, как это было при президенте Ющенко...

- Может, тогда и в Донецком суде не будет выноситься решение об отмене указа президента о награждении Бандеры?

- Я не владею материалами данного дела. Убежден, что судебная реформа не позволит судье поставить свои личные интересы выше интересов лиц, которые обратились в суд.

- Вы принципиально не хотите комментировать вопрос о Бандере? Ведь это как раз пример того, как неуполномоченный суд отменил указ президента!

- Я просто занимаюсь судебной реформой. При чем тут Бандера? Кроме того, я не изучал это дело. Вы как любой гражданин можете подать жалобу в Высший совет юстиции. И я буду ходатайствовать, чтобы Сергей Лещенко и Мустафа Найем присутствовали на заседании Высшего совета юстиции, когда будет рассматриваться эта жалоба.

- Вы сторонник избрания судей жителями соответствующих территорий?

- Нет. Действительно, в некоторых развитых странах судьи избираются народом. Там в связи с этим общество предъявляет претензии законодателю: за полгода-год до окончания своих полномочий судьи выходят на митинги, баллотируются, обещают разные яства, начинают в своих решениях основываться не на законе, а на необходимости социальной поддержки.

Кроме того, в этих странах у людей есть вопросы: а за чей счет ведется агитационная кампания? Есть подозрение, что некоторые политические партии финансируют судей перед их избранием, и потом они обязаны это отрабатывать.

В Украине пока есть конституционные нормы: в первый раз судья назначается президентом, а через пять лет он парламентом бессрочно избирается судьей.

- Но это противоречит идее независимости судебной власти от исполнительной!

- Абсолютно точно. Во всем цивилизованном мире принято считать, что на судебную власть должна влиять только сама судебная власть. А законодательная - только через принятие законов, регулирующих судоустройство и процессуальные законы.

С другой стороны, в Украине как раз нет проблемы с тем, кто назначает судьями первый раз. Основная борьба идет за административные должности в судебной системе. Кто будет на них назначать: президент ли, парламент, Высший совет юстиции, советы судей или собрание судей соответствующего суда?

Это - борьба за влияние. Потому что от председателей судов зависит, как расписывается дело, к какому судье оно попадет? В итоге у председателя суда появляется возможность торга с судьями. Он может показывать исковое заявление и спрашивать: «Здравствуйте, а кто вот этот иск может удовлетворить или отказать в рассмотрении?».

Поэтому мы будем предлагать уменьшение полномочий председателей судов, и как следствие, уменьшение мотивации борьбы за эту должность.

-- Два-три одиозных судьи должны поменять свое удобное место жительства

- Что будет с распределением дел между судьями?

- Будем предлагать имплементацию автоматической системы распределения дел. Пока такая норма действует только для админсудов и не исполняется. Ведь как сегодня действует закон о распределении дел в админсудах? Путем подбрасывания в компьютер вымышленных исков под фамилии судей, которые прогнозируются за 2-3 дня!

Поэтому мы предложим активизировать правоохранительные органы в этом вопросе. Чтобы у отдельных глав судов было лучшее понимание законов.

- Вы уверены, что единственный способ борьбы с коррупцией в судебной системе - карательная система?

- Я уверен, что в том числе. Почему раньше было тяжело уволить судью? Потому что было масса центров влияния во власти. С одной стороны - премьер-министр с крупной парламентской фракцией и со своими политическими интересами. С другой - президент. С третьей - сильная оппозиция, контролирующая целый ряд органов в системе юстиции и крупнейшую парламентскую фракцию. С четвертой - правоохранительные органы со своими центрами влияния.

И если одна государственная рука кого-то ловила за хвост, то пойманный знал, что надо бежать в противоположную политическую силу. И там, даже если ты полный подонок, можешь получить политическую поддержку. Только потому, что ты - дополнительный ресурс для борьбы с политическими оппонентами.

Именно так от наказаний уходили судьи, которые выносили самые разнообразные решения.

Я думаю, что в сложившемся формате власти мы должны так выстроить свою работу, чтобы два-три наиболее одиозных персонажа судебной системы в ближайшее время поменяли свое удобное место жительства на менее комфортабельные условия. И это станет дополнительным фактором для уменьшения коррупционных явлений.

- Но ведь и у вас есть друзья в судебной системе, которым вы многим обязаны! Потому как они в свое время реализовывали волю руководства БЮТ. Например, судья Келеберда, который принимал решение об отмене досрочных парламентских выборов 2008 года!

- Я считаю, что такое положение дел больше невозможно. Конфликты политиков, которые делали судий заложниками политической борьбы, остались в прошлом. Уверен, что этого больше не будет. Кому это будет непонятно, тот будет искать себе более легкую работу. В стране началась новая история.

- Какой должна быть роль Верховного суда в вашей судебной реформе?

- Решение будет приниматься только после серьезного научного и экспертного изучения. Ряд экспертов считают, что судебные разбирательства должны происходить быстро, Верховный суд должен стать меньшим по численности и рассматривать только жалобы по исключительным обстоятельствам. Когда, например, решениями международных судов устанавливаются факты, влияющие на права граждан Украины. Но мнения по этому поводу расходятся.

- Мы правильно понимаем, что сейчас Василий Онопенко практически лишился всех своих полномочий?

- Это вытекает из последнего решения Конституционного суда, который установил, что повторная кассация Верховного суда противоречит Конституции, и кассация возможна только одна - это высший специализированный суд.

В связи с этим, в научных кругах обсуждается необходимость создать в стране Высший уголовный суд и Высший гражданский суд, чтобы привести законодательство в соответствие с Конституцией. Высший хозяйственный и Высший административный суды уже есть.

- Но ведь многие судьи Верховного суда избраны бессрочно...

- Уверен, если такая идея будет реализована, то переходными положениями закона будет предложено судий Верховного суда сделать автоматически судьями высших специализированных судов.

- Будет ли подниматься вопрос о законности назначения Василия Онопенко главой Верховного суда?

- Я буду заниматься судебной реформой. И с этой минуты я не планирую обсуждать или реализовывать каких-либо политических сценариев либо кадровых предпочтений.

-- Мои личные суды с Ющенко продолжатся

- Можете внести ясность о своей работе в 2004-м году: помогали ли вы Виктору Януковичу отстаивать его интересы в Верховном суде?

- В 2004 году я работал на государственной службе, был членом Комиссии по ценным бумагам. То есть я не занимался избирательной кампанией или представительством в судах. Но, без сомнения, я поддерживал личные отношения со многими членами Партии регионов.

Это сотрудничество основывалось на системном критическом отношении к деятельности Ющенко Виктора Андреевича. Я ни разу эту позицию не поменял. И с Юлией Тимошенко стал сотрудничать с сентября 2005 года, после того, как она перестала быть премьер-министром и перешла в оппозицию к президенту Ющенко. Вот такая история.

- Кто вас познакомил с Юлией Тимошенко?

- В 2005 году с Тимошенко меня познакомил Турчинов. Тогда наша юридическая команда защищала Александра Валентиновича в уголовных процессах, которые против него возбудила прокуратура по поручению президента Ющенко.

- Почему тогда вы пошли не в Партию регионов, а в БЮТ?

- В Партию регионов никто не приглашал.

- Будете ли вы продолжать судиться с Виктором Ющенко и представлять интересы вкладчиков банка «Украина»?

- Относительно вкладчиков «Украины» - нет, потому что я перешел на государственную службу. Но есть те, кто продолжит эту деятельность. Что касается моих личных судов с экс-президентом Ющенко за клевету, они продолжаются. Каждый должен отвечать за свои слова.

- Вы выступаете за восстановление уголовной ответственности за клевету?

- Нет. У человека, которого оклеветали, есть возможности судебной защиты. А если установить за это уголовную ответственность, то неизвестно, где будет грань. И это однозначно повлияет на свободу слова.

- Это правда, что вас взяли заниматься судебной реформой, потому что вы знаете, как обманывать эту систему. Грубо говоря, это как если бы хакера наняли для борьбы с компьютерными взломами. И теперь вы будете разрабатывать систему защиты...

- Когда человек работает юристом, он пользуется недостатками законов, чтобы защитить позицию, которую он представляет. Это его основная функция. Цель человека, который на государственной службе занимается судебной реформой - бороться с теми, кто эту основную функцию применяет. Теперь это моя новая задача.

- То есть, сейчас вы будете бороться против себе подобных, но пятилетней давности?

- Да. Но разница между этими двумя случаями хорошо описана в Конституции. Госслужащий может делать только то, что прямо предусмотрено Конституцией и законами. А обычный гражданин может делать все, что законом не запрещено.