«Батькивщина» сменит лидера?
В Украину пришла мода на заморские праймериз
Эта политическая осень будет уникальна во многом. Помимо всем известных новаций с местными выборами, несколько политических сил заинтриговали проведением внутрипартийных праймериз.
В Википедии можно найти такую расшифровку этого термина:
«Праймериз – предварительные выборы – тип голосования, в котором выбирается один кандидат от партии. Смысл «праймериз» состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не «отбирали» друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Проигравшие в «праймериз» иногда всё же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии». Праймериз могут быть закрытыми, когда участие в голосование принимают только партийцы, и открытыми, когда таких ограничений нет.
Данная технология широко распространена в Соединенных Штатах. О том, что два «финальных» кандидата в президенты от республиканцев и демократов отбираются как раз после нескольких раундов предварительных выборов, наслышаны даже те, кто не особо интересуется политикой. Так Барак Обама выиграл внутрипартийную борьбу у Хилари Клинтон, а Джон Маккейн – у Сары Пэйлин.
Имеется соответствующий опыт и в близких нам странах Восточной Европы и в России. А, например, в Италии в свое время в избрании руководства правящей Демократической партии приняли участие более 3 миллионов человек.
Наши политики, наслушавшись обвинений в непрозрачности и закрытости списков, громко заявляют о том, что будут перенимать этот опыт. Так, на сайте «Сильной Украины» Сергея Тигипко появилось заявление, что списки партии будут сформированы по результатам партийного голосования.
«Проводя предварительные партийные выборы, мы хотим оценить потенциал кандидатов от нашей партии. Дело ведь не в том, чтобы поставить в список «нужных» людей. Мы хотим знать, кто сегодня пользуется реальным доверием на местах. Мы ищем новых лидеров», – цитирует сайт своего рулевого.
Принять участие в голосовании может любой желающий, а голоса можно будет отдать в Интернете и в мобильных пунктах партии с 10 по 31 августа. Результаты обещают разместить на сайте в сентябре.
Но абы кто таким образом в ряды «силачей» не попадет. К наполнению своей пока бутафорной партии живыми партийцами в «Сильной Украине» относятся подчеркнуто серьезно. Зампредседателя «СУ» Александра Кужель даже сказала, что всех желающих присоединиться к партии проверяет внутренняя разведка. Заявки от потенциальных кандидатов в депутаты принимаются с 20 по 31 июля.
Юлия Тимошенко также говорит о праймериз, правда, не при составлении избирательных списков, а при избрании местных лидеров «Батькивщины». Примечательно, что первый раз Юлия Владимировна упомянула об этой технологии на представлении нового главы харьковской организации партии Арсена Авакова, который занял место доселе главного местного «бютовца» Александра Фельдмана. Эта скандальная рокировка, вызвавшая неоднозначную реакцию среди харьковских партийцев, произошла как раз в лучших традициях партийного авторитаризма, прививкой от которого и должны стать внутрипартийные выборы.
На текущей неделе Тимошенко вспомнила о праймериз снова: «Мы готовимся сейчас принять устав на сентябрьском съезде, по которому избрание всех лидеров всех уровней будет идти через праймериз, что очень важно, включая и лидера партии». Как минимум, интересно будет посмотреть на тех, кто, даже ради демократической показухи, составит Тимошенко конкуренцию на этом посту. Но, как нам сказал глава житомирской организации «Батькивщины» Сергей Пашинский, на первом месте сейчас выборы в местные советы и вовсю идет выдвижение кандидатов в депутаты на местах:
«Сейчас идет перестройка партии. Мы отказались от практики навязывания кандидатов сверху, как раньше. Решения принимают местные организации путем опросов, голосований, и центральный аппарат не вмешивается. На этих выборах мы должны взять власть и испытать новые методы работы».
«Бютовцы» признают, что пока лишь находятся в поисках конкретной процедуры выбора «списочников». Лидер крымских «бело-сердечных» Андрей Сенченко разъяснил «Главкому» лишь примерные механизмы:
«Раньше как было? Партийная конференция, скорее, имела право вето на наиболее спорных персон из списка. Сейчас мы действуем от обратного: местная партийная организация выдвигает своих претендентов, они проходят проверку на уголовное прошлое и тому подобное, а затем на конференции заслушивается каждый из них и принимается решение об их включении в список. Может быть, введем предварительное голосование на сайте нашей партийной организации. Выборы же лидеров местных ячеек будут корреспондироваться с кампаниями в местные советы. Просто если организация по тем или иным причинам останется без руководства, будут проводиться праймериз».
Все попытки внедрять в Украине полноценные внутрипартийные выборы ранее были единичными. Чем-то подобным в начале 2000-х баловалась партия «Реформы и порядок», когда наибольший рейтинг доверия внутри партии получил Николай Томенко, что, впрочем, не особо сказалось на его росте в партийной иерархии.
В 2008 перед досрочными выборами столичного главы Блок Кличко обратился к коллегам-демократам с предложением выставить единого кандидата против действующего мэра. Методом выбора единого кандидата должны были стать праймериз в виде соцопроса, который определил бы уровень доверия киевлян к ключевым претендентам. Но в БЮТ к этой идее прогнозируемо отнеслись с прохладцей.
«Были некоторые эксперименты с праймериз в областях при создании списков – людям давали выбрать фаворитов, но это не имело последствий, – говорит политолог Виталий Кулик. – Условно так называли избрание кандидатов в список на партийной конференции рейтинговым голосованием, но это все были спектакли. Пойти сейчас на праймериз было бы полезно Партии регионов и коммунистам, и в 2007-м у КПУ была такая идея».
Но ни регионалы, ни коммунисты термин «праймериз» пока стараются не использовать.
«Мы будем выдвигать хороших и умных кандидатов, – пообещал «Главкому» регионал Михаил Чечетов. – Хуже, как некоторые, выдвигать дураков за деньги, а потом то педофилы среди них оказываются, то Лозинский. Для нас ключевыми являются профессионализм, управленческий и организационный опыт. Кандидатуры согласовываются с партийным активом и утверждаются на партийной конференции. Никто сверху никого не спускает».
Коммунисты говорят, что у них действует похожая схема выдвижения кандидатов через партийные организации, более того, кандидатуры для партийных списков в регионах уже практически утверждены. Дело лишь за распределением мажоритарных округов между представителями Союза левых сил.
«А вот это якобы декларируемое проведение праймериз – лишь технология, пиар-ход, – уверен депутат от КПУ Александр Голуб. – Насколько я слышал от людей, имеющих отношение к партии Тигипко, там уже давно все решено».
Слухи о том, что у «Сильной Украины» уже есть прейскурант на включение в список, действительно ходят в политсреде очень активно, а совместить продажу мест с праймериз – задача довольно проблематичная. Но так как спрос на открытую политику в обществе имеется, любая попытка повернуться к избирателю лицом должна, по идее, добавлять политику симпатий.
Правда, загадочная кампания Владимира Литвина о привлечении в ряды Народной партии новых партийцев, которые могли бы затем стать депутатами местных советов, как-то тихо сошла на нет.
«Это, конечно, был хороший призыв, но каждый ведь думает, что лучше пойти в ту силу, у которой больше шансов на победу, – сокрушается «литвиновец» Валерий Баранов. – Есть, конечно, те, кто остается, но большинство – случайные попутчики. Если рейтинг растет, партия укрепляется, если падает – все разбегаются. А наш рейтинг после парламентских выборов уменьшился».
Политолог Владимир Фесенко называет праймериз новой политической модой и видит в этой процедуре свои риски в наших диких политических условиях:
«У нас праймериз могут быть использованы против тех, кто их устроил. Например, в парторганизации зарегистрируются представители политических оппонентов, которые будут голосовать против конкретных людей. В Европе, конечно, не принято использовать такие черные технологии, но у нас такие ушлые политтехнологи…»
За примером того, что сам процесс праймериз может привести к конфликтам, далеко ходить не надо. В российском Нижнем Новгороде скандалом закончились выборы кандидатов на включение в списки «Единой России» разного уровня. Сразу несколько кандидатов заявили о многочисленных нарушениях в ходе голосования (одновременно с партийными были проведены и «народные» праймериз, в которых мог принять участие любой желающий) и отправили Владимиру Путину письмо с просьбой отменить результаты.
Так что сама по себе эта процедура – отнюдь не панацея от внутрипартийных разборок, которые традиционно сопровождают составление избирательных списков.
«Я сам уже года два как предлагаю перенять этот опыт европейских партий, – говорит Фесенко. – Например, таким образом избираются руководители партий и партийных организаций в Италии, Испании, Израиле… Но это очень тонкая процедура, и излишняя ее формализация может дискредитировать саму идею. Поэтому нужно подходить к ней очень тщательно».
Главное, чтобы игры в партийную демократию не заканчивались так, как это было в «Нашей Украине» и производным от нее блокам. Даже слишком демократические процессы в партии, в том числе, по выдвижению кандидатур, заканчивались тем, что в последний момент ее почетный глава переписывал уже составленные списки по своему усмотрению, чем вызывал, мягко говоря, недоумение соратников. Много скепсиса и в отношении бравурных заявлений Тимошенко и Тигипко.
«В БЮТ на самом деле масса недовольных партийным начальством, поэтому внедрение праймериз для Тимошенко смерти подобно, – уверен Виталий Кулик. – У Тигипко же только начался процесс строения партии, и до праймериз сейчас дело не дойдет. Об этом можно будет говорить, когда уже появятся партийные лидеры и будет из кого выбирать».