Богатырева обезопасит Януковича
Устроившись в президентском кресле, Виктор Янукович вспомнил, что у него в непосредственном подчинении есть такой орган, как Совет национальной безопасности и обороны
Устроившись в президентском кресле, Виктор Янукович вспомнил, что у него в непосредственном подчинении есть такой орган, как Совет национальной безопасности и обороны, переназначил его руководителем неоднозначную для регионалов Раису Богатыреву и потребовал навести в этой загадочной структуре порядок.
При разных президентах и Секретарях СНБО этот орган выполнял разные задачи и работал с разной степенью интенсивности. Да и запомнились из его руководителей далеко не все. Например, при первом пришествии Владимира Горбулина СНБО был реальной дискуссионной площадкой и аналитическим центром (даже сам Леонид Кучма признавал, что его функции были слишком обширными), при Евгении Марчуке – ушел в тень и потерял былую влиятельность, при Петре Порошенко претендовал на то, чтобы стать «вторым Кабмином», при Раисе Богатыревой – вовсе стал невидимкой.
Вообще, помимо Богатыревой, во время президентства Виктора Ющенко у руля СНБО успели побывать пять Секретарей – Петр Порошенко, Анатолий Кинах, Владимир Горбулин, Виталий Гайдук, Иван Плющ, в то время как за все предыдущие годы независимости их было всего трое.
Такая ротация при Ющенко объяснялась тем, что он долго пытался выстроить систему сдержек и противовесов. Порошенко был внедрен в СНБО с целью сдерживания Юлии Тимошенко, Гайдук – как противовес «другим донецким», Плющ – как компромиссная и комфортная лично для Ющенко фигура. Назначение Богатыревой в 2007-м знаменовало налаживание отношений с Ринатом Ахметовым, хотя не все в ПР оценили такое самопожертвование одного из первых лиц партии, которым на тот момент была Богатырева.
Но со времен Петра Порошенко, который вел себя на посту даже слишком активно, спровоцировав конфликты и знаменитую пресс-конференцию Александра Зинченко, деятельность СНБО все больше уходила в тень. Конечно, такая интимная сфера, как национальная безопасность, не предполагает большой публичности, но вряд ли даже среди экспертов найдется много тех, кто может внятно рассказать, чем занимался СНБО все эти годы. Сходу вспоминаются попытка решением СНБО уволить министров Нестора Шуфрича и Николая Рудьковского, показательная порка, которую устроили Юлии Тимошенко на заседании Совета за подписанные в Москве газовые контракты, и стычка Юрия Луценко с Леонидом Черновецким, которая произошла как раз после заседания Совета. Даже полулегальный, с точки зрения Конституции, Секретариат Президента со всеми его «сантехниками» куда больше упоминался в информпространстве и считался более влиятельным, чем орган, о котором говорится в Основном Законе в отдельной статье!
Ющенко с переменным успехом пытался использовать СНБО для точечных атак и «отмывания решений», когда его члены голосованием брали на себя коллективную ответственность, а Президент подписывал соответствующий указ, ссылаясь на волю этого органа. Плюс использовал штат этого органа для пристраивания лояльных себе чиновников, которым не нашлось места в исполнительной власти.
Когда перед Новым годом «Главком» интересовался у экспертов, какой орган власти они считают самым бесполезным и неэффективным в минувшем году, большинство назвало именно СНБО.
– Возможности влияния на внешнюю и внутреннюю политику у него огромны, но он фактически превратился в отстойник для транзитных пассажиров, тех, кто переходит из одной силы в другую, – говорил тогда политолог Виктор Небоженко. – За год Советом не издано ни одного серьезного теоретического документа – своего рода «белой книги», шаги по решению газового конфликта не выдерживали никакой критики, не обновлена концепция безопасности.
Но очевидно, что неэффективность СНБО стала следствием всеобщей чехарды в системе власти. Нынешний глава Института стратегических исследований Андрей Ермолаев утверждал, что невозможно эффективно координировать то, что неэффективно управлялось.
Теперь же, по идее, есть предпосылки для изменения ситуации. Янукович уже успел поставить в упрек Совету «несистемный и фрагментарный» характер работы и, в частности, деградацию украинской армии и эпидемию свиного гриппа.
«СНБО должен в кратчайшие сроки превратиться в боеспособный орган, который координирует работу власти в секторе безопасности и обороны, – отгремели слова Виктора Федоровича на вторничном заседании Совета. – Имитация работы или ее игнорирование – недопустимы».
Янукович представил и новый состав СНБО: премьер Николай Азаров, министр юстиции Александр Лавринович, министр обороны Михаил Ежель, министр иностранных дел Константин Грищенко, спикер парламента Владимир Литвин, глава Администрации Президента Сергей Левочкин, глава НБУ Владимир Стельмах, министр внутренних дел Анатолий Могилев, глава СБУ Валерий Хорошковский и генпрокурор Александр Медведько.
Раиса Богатырева осталась на своем посту, а Президент даже мягко выгородил ее, отметив, что СНБО так плохо выполнял свои функции из-за непоследовательности политического курса предшественников и противостояния Президента и правительства. Но первый мини-прокол при обновлении Совета уже произошел – на заседание не пригласили Нестора Шуфрича. Хотя по закону министр по чрезвычайным ситуациям не входит в постоянный состав СНБО, текущая ситуация с паводком – что это, как не угроза безопасности?
Чемодан без ручки?
Политолог Владимир Фесенко думает, что новая власть пока сама не понимает, что ей делать с СНБО:
– Если при Ющенко Совет был в прострации, то в такой же прострации он находится и сейчас. Если Ющенко использовал СНБО для противостояния с Тимошенко и для контроля над исполнительной властью, то зачем это регионалам? К тому же, Януковича нельзя назвать специалистом по национальной безопасности, и Богатырева, судя по всему, им так и не стала. Так о каких переменах может идти речь?
– Ющенко убивал в СНБО научное направление, затем – аналитику, проводил политические чистки, и, в итоге, этот орган превратился в своего рода «пенсионный клуб», – говорит политолог Виталий Кулик. – Один из руководителей СНБО даже известен фразой примерно такого содержания: «Студенты и аспиранты напишут мне аналитику лучше, чем все ваши институты». Поэтому у меня есть большие сомнения, что нынешний состав аппарата сможет реализовать задачи, которые ставит Президент.
Пока загадка, кто после ликвидации Института проблем национальной безопасности и Национального института проблем международной безопасности будет вести необходимую аналитическую работу и, по сути, готовить проекты решений для СНБО.
Непонятно, как именно разработка антикоррупционных мер в недрах СНБО будет перекликаться с недавно созданным при Секретариате Президента Антикоррупционным комитетом, которым будет руководить та же Богатырева. Функции он должен выполнять схожие, но, в отличие от СНБО, упоминается лишь в недавнем президентском указе.
– Глядя на состав СНБО, я не верю, что там произойдут кардинальные изменения, – разводит руками Виктор Небоженко. – При той концентрации власти, которая сейчас есть у Януковича, зачем ему делать из СНБО лишнего сильного конкурента? Ведь усиление должно происходит за счет чьего-то ослабления. Например, вице-премьера, курирующего силовиков, губернаторского корпуса, Администрации Президента, особенно по судебно-правовому направлению… Это сейчас власти не нужно. Может быть, где-то через год Януковичу станет ясно, что нет политики как раз в сфере безопасности, но это уже будет совсем другой указ и совсем другие слова, чем те, что мы сейчас услышали.
Страховка для Президента
Другое дело, что не стоит недооценивать возможное зреющее недоверие нового Президента (о паранойе пока говорить вряд ли уместно) по отношению к своим нынешним соратникам. Вошедший в общественный гуманитарный совет при Президенте Кость Бондаренко считает, что СНБО очень даже необходим Президенту для особого контроля над исполнительной властью:
– Это сейчас, когда они пришли к власти, выглядят единой командой, а дальше никто не застрахован от разногласий.
СНБО действительно не помешает в качестве метода контроля слишком самостоятельных чиновников. Совет может создавать межведомственные комиссии, и если ведомство не будет должным образом реагировать на его решения и рекомендации, обращать на это внимание тех же КРУ и Генпрокуратуры.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов уверен, что при желании из СНБО можно сделать вполне боеспособную структуру:
– То, что Ющенко использовал его в частных целях, осталось в прошлом. Из услышанного от Януковича можно сделать вывод, что он хочет восстановить изначальные конституционные функции СНБО. Хотя любой Президент будет пытаться усилить роль Совета.
Тем более что под расплывчатое понятие «национальная безопасность» теоретически попадает очень обширный перечень проблем, чем пользовался тот же Виктор Ющенко. Помнится, Роман Зварич, защищая Тимошенко после упомянутого выше «сеанса разоблачения», эмоционально заявлял, что «не собачье дело» СНБО лезть в экономические вопросы, и предлагал законодательно урегулировать его деятельность.
Однозначно сказать, в каком качестве будет новый Президент использовать СНБО и насколько кардинально реорганизует его работу, сейчас невозможно. Хотя предпосылок к тому, что центр принятия решений в ближайшее время переместится в здание на Командарма Каменева, практически нет. Пока?