Яценюк и Тигипко: кто лучше устроился?
Для новых лиц украинской политики ключевой стала не столько подзабытая уже президентская кампания, сколько поствыборный период.
Для новых лиц украинской политики ключевой стала не столько подзабытая уже президентская кампания, сколько поствыборный период. Основные надежды сторонников «третьей силы» – Арсений Яценюк и Сергей Тигипко – рассматривали президентские выборы как площадку для раскрутки собственных партийных проектов и фиксации своих образов в топе лидеров народных симпатий. Один строил компанию в образе успешного банкира-мачо, другой – в образе всезнающего очкарика с закосами под того же мачо. У Тигипко это получилось лучше, у Яценюка – хуже, но интересно было, как они поведут себя дальше.
Весенние местные выборы, на которых новичкам могли бы пригодиться заработанная капитализация их имен, были перенесены на осень. Более того, поговаривают, что и дата 31 октября еще не окончательная, поскольку ЦИК может запутаться в массе юридических нестыковок, которыми кишит принятый на скорую руку закон о местных выборах.
И Тигипко, и Яценюк понимали, что для того, чтобы держать своего, во многом ситуативного, избирателя в тонусе между избирательными кампаниями, потребуется немало усилий и ресурсов. В итоге, эти двое избрали различные тактики. Яценюк ушел в оппозицию, которую называют то конструктивной, то карманной, Тигипко же внедрился во власть. Причем, как и предсказывалось многими, на многое в ней не влияет, что и позволяет ему занимать в Кабмине «особую позицию». Попробуем разобраться, что принесла каждому из них выбранная тактика.
-- Проблемный фронтмэн
О том, что Яценюк, доверившись спонсорам и российским технологам, профукал свой впечатляющий стартовый рейтинг, высказались уже все. Тем не менее, 7 % поддержки, которые он получил в первом туре, позволяют ему выдвигать претензии на лидерство во втором эшелоне украинской политики.
Коллеги-конкуренты с демократического фланга недолюбливают Яценюка за высокомерие и пойманную звездочку. Что делает его весьма недоговороспособным. С другой стороны, учитывая персоны тех, кто пытается заигрывать с Яценюком, его осторожность вполне объяснима. Показательно дорожащий репутацией Яценюк явно не в восторге от того, что его имя будут ассоциировать с теми же Виктором Балогой или Николаем Мартыненко. Юлия Тимошенко же в ходе предвыборной гонки пыталась «макнуть» своего младоконкурента связями с Дмитрием Фирташем, от чего Яценюк яростно открещивался.
После выборов фигуру Арсения Петровича пытались использовать в раскладах новоформирующейся власти. Группа «любих друзив» активно лоббировала его кандидатуру на пост премьера или вице-премьера с широкими полномочиями, обещая регионалам взамен привести в коалицию строптивую фракцию НУНС. Арсений Петрович даже стал ходить на заседания фракции и общаться с коллегами. Не вышло, и Яценюк, после странных консультаций с Виктором Януковичем, отказался от некой должности в правительстве и принял решение уйти в оппозицию. Тимошенковцы сразу усмотрели в этом коварный план власти, делящую таким образом оппозицию на ручную и идейную.
В оппозиции Яценюк действительно сразу принялся критиковать и власть, и другую оппозицию. Для начала он перехватил инициативу у Тимошенко в создании собственного теневого правительства. Пусть ни одного мало-мальски известного лица в «Уряде змин» не наблюдается, ну так и Тимошенко набрала в теневые соратники не ахти каких харизматиков. А учитывая, что оппозиционное правительство не имеет в Украине никаких прав, меряться силами, какое из них оппозиционней, нет смысла. Решения и резолюции, которые принимаются на таких заседаниях, вызывают у власти, в лучшем случае, снисходительную усмешку.
Непонятные эмоции вызывает и рассылка Фронта змин, которую получают многие СМИ. Арсению Петровичу и его пресс-службе, конечно, можно поаплодировать за оперативную реакцию практически по любому информповоду. Но опять же непонятно, к кому обращены все его требования, предостережения и призывы, если власть не снисходит даже до ритуальных встреч с представителями оппозиции.
Ситуация для Яценюка усугубилась еще и постоянным дефицитом финансирования. Показательной стала история, как с ним судились собственные юристы, с которыми не рассчитались по результатам кампании. И, конечно, главный удар под дых фронтмэну нанес новый закон о местных выборах, согласно которому принимать в них участие могут лишь партийные ячейки, зарегистрированные за год до выборов. У «Фронта змин» таких лишь 19 из 686. Частично ситуацию может спасти альянс «фронтовиков» с одной из не очень амбициозных партий-старожилов. Еще до принятия закона Яценюк вел переговоры с «Единым центром» Виктора Балоги, который хочет остаться в большой игре хотя бы таким образом. Не скрывает своих попыток договориться с Яценюком и глава одной из старейших партий – УРП Собор – Анатолий Матвиенко. Такое объединение должно решить проблемы Яценюка и с деньгами и с медиаприсутствием, поскольку за проектом маячит фигура затаившегося Петра Порошенко. Но, в целом, оппозиционные потуги Яценюка пока не впечатляют даже на фоне общего декаданса украинской оппозиции. Что интересно, на днях «Фронт змин» внес изменения в устав, изменив цели партии на более привычные для украинских демократов. От намерений сделать из Киева новую колыбель цивилизаций Яценюк отказался.
-- Застрявший во власти
Как Яценюк пока не нашел себе места в оппозиции, так не особо проявил себя во власти Сергей Тигипко.
«Согласие Тигипко стать вице-премьером в правительстве Азарова огорчает не только потому, что это ставит под сомнение политическое будущее политика Тигипко. Огорчает больше всего, что это в очередной раз уничтожает восточноукраинский демократический проект», – так говорил о хождении Сергея Леонидовича во власть ярый оппозиционер Юрий Луценко.
Согласие Тигипко на пост в правительстве с расплывчатыми полномочиями действительно выглядело несколько странным, учитывая, что между первым и вторым туром оба кандидата соблазняли да так и не соблазнили его постом премьера. Эксперты утверждали, что либерал Тигипко в правительстве ретрограда Азарова долго не протянет и скоро уйдет, хлопнув дверью.
Начало деятельности вице-премьера в Кабмине довольно быстро вызвало негодование коалициантов – Петр Симоненко назвал Тигипко политическим шоуменом. Досталось ему и за «оранжевую» ложь о том, что «богатые будут платить за бедных», и за позицию относительно Таможенного союза. Из последних стрел, пущенных лидером коммунистов в адрес Тигипко, – несовершенный проект Налогового кодекса, в разработке которого он якобы участвовал. Хотя именно к предложенному и раскритикованному всеми документу Тигипко имеет весьма косвенное отношение.
Казалось бы, чиновничья должность дает Тигипко большие возможности для пиара. Но, по правде говоря, лучше бы иногда у него была лишняя возможность промолчать. Сразу после назначения Тигипко источники в Кабмине говорили, что именно ему будет поручено комментировать все непопулярные инициативы правительства вроде повышения цен и тарифов. Не скрывали планов сделать при случае из молодого конкурента козла отпущения и сами регионалы. Тигипко это прекрасно понимает, но несильно комплексует по поводу непопулярных заявлений вроде недавнего, что неплательщиков по новым коммунальным тарифам будут нещадно штрафовать.
– Наш народ понимает, что не Тигипко виноват в непопулярных решениях, которые озвучивает. На самом деле, и Тигипко во власти, и Яценюка в оппозиции можно охарактеризовать известным выражением «свой среди чужих, чужой среди своих», – говорит замруководителя партийного проекта Тигипко «Сильная Украина» Кость Бондаренко. – Все понимают, что пребывание Тигипко в правительстве мало связано с правящим курсом, а нашу партию нельзя назвать партией власти. Но если на момент выборов он будет находиться во власти, то и на выборы пойдет из власти, во всяком случае, демаршей предпринимать не будет. И пока что нет поводов говорить, что он скоро уйдет из правительства.
Утверждает, что «будет держаться за свою позицию» и сам Тигипко: «У меня очень хороший сектор, у меня та же налоговая реформа. Сейчас мне еще добавили, скорее всего, пенсионную реформу. Сейчас мы очень активно будем заниматься бюджетными вопросами, фондовым рынком». Пока основным достижением вице-премьера можно назвать успешные переговоры с Международным валютным фондом. Его публичный имидж либерала и сторонника реформ действительно пригодился правительству Азарова. Другое дело, что в этом Кабмине Тигипко выглядит одиночкой. И не упускает возможности кинуть камень в правительственный огород, заявляя, например, о том, что реформы тормозит отсутствие политической воли и нехватка «молодых, прогрессивных, образованных» специалистов.
Вспоминаются и локальные бои с главой Госкомпредпринимательства Михаилом Бродским, которые вела свежеиспеченная однопартийка Тигипко Александра Кужель. Но, в целом, деятельность прогрессивного вице-премьера пока мало чем запомнилась, и даже разговоры о создании в парламенте некой ориентирующейся на него депутатской группы так и остались разговорами.
Тем не менее, в отличие от упаднических настроений Яценюка, от самого Тигипко по поводу будущих местных выборов исходит оптимизм. Появились в приличном количестве и ситилайты с его изображением и эмблемой партии. С финансами у «Сильной Украины» также ситуация получше: якобы Тигипко заручился поддержкой своего давнего знакомого Игоря Коломойского. Да и новая норма закона о местных выборах бьет по партии не так сильно – его требованиям отвечают почти две трети зарегистрированных местных организаций. А в тех регионах, где Сильная Украина не представлена, она будет договариваться о выдвижении своих представителей с другими партиями. Задача – получить в ряде регионов от 20 до более 30% голосов и общее второе место по стране. Уже сейчас «силачи» не скрывают, что в местных советах нацелены на участие в большинстве. А с легкой руки Нестора Шуфрича даже пошла информация, что одна из групп в Партии регионов рассматривает кандидатуру Тигипко в качестве преемника Виктора Януковича.
-- Не дотягивают
Одно из последних социсследований КМИС дает «Сильной Украине» на местных выборах 8%, «Фронту змин» – 4,3%. При этом тот же Бондаренко утверждает, что реальный рейтинг его партии достигает 13–14%. Что интересно, Яценюк и Тигипко практически не ведут полемики непосредственно друг с другом. Как показали президентские выборы, электорат Яценюка сконцентрирован на Западе и в Центре, а Тигипко – на густонаселенном Востоке. Что уже дает Сергею Леонидовичу преимущество, во всяком случае, конкурентов на его поле явно меньше.
Однако цифры КМИС показывают, что ни Тигипко, ни Яценюку пока не удалось дотянуть результаты своих партий до результатов, которые не так давно показали сами их лидеры в президентской гонке. Проблема еще и в том, что партийные проекты пока не стали полноценными партиями и непонятно, кто стоит за спиной у раскрученных политиков. Ходят слухи, что списки «Сильной Украины» на местных выборах уже практически заполнены «нужными людьми», а объявленные партией праймериз – лишь технология для отвода глаз.
Но обоих политиков объединяет очень узкое пространство для маневров, которое полностью контролирует нынешняя власть. Пока им остается выжидать.