На чей ладан дышит Янукович?
Легенда о религиозности Виктора Федоровича начинается с глубокого детства, когда бабушка водила его в церковь.
Набожность Виктора Януковича давно стала элементом его политического образа, к которому особо чувствителен православный электорат. В Партии регионов есть представители, которые занимаются связями с церковью, а некоторые сотрудники Администрации Президента (Геннадий Васильев) известны системной поддержкой церкви и патронатом над православными телеканалами.
На заседании Гуманитарной Рады Янукович высказывался о равенстве всех церквей и о том, что государство не должно вмешиваться в церковные дела. Однако первые шаги Януковича как Президента были не очень лояльны по отношению к прихожанам украинских конфессий. Факт приезда на инаугурацию нового украинского Президента главы РПЦ Патриарха Кирилла, который провел в этот день молебен в Лавре, был воспринят, мягко говоря, неоднозначно. И, несмотря на риторику о невмешательстве в церковные дела, Януковичу еще предстоит выработать отношение к процессам, которые сопровождают бурное становление украинских религиозных институтов. Завершающийся визит Кирилла и его обещание наведываться в Украину регулярно только подстегнут дискуссию о роли церкви как политического фактора. А эта дискуссия была очень непростой для всех предшественников Виктора Федоровича.
Не будь посильной помощи первого украинского Президента Леонида Кравчука – возможно, не было бы и Украинской православной церкви Киевского патриархата в ее нынешнем виде. В 1992 году митрополит Филарет, заручившись поддержкой Леонида Макаровича, отдалявшегося от Москвы, провел Всеукраинский православный собор, на котором и состоялось объединение УАПЦ и части УПЦ в УПЦ КП. На президентских выборах 1994-го Филарет прогнозируемо поддержал Кравчука, но победил «красный директор» Леонид Кучма.
-- Хитрый Кучма
В первую свою каденцию Кучма открыто симпатизировал УПЦ МП, что вылилось в передачу ей значительной части церковного имущества, но во время религиозных праздников он демонстрировал толерантность, принимая участие в богослужениях четырех церквей (как, кстати, и позже Ющенко).
Именно при Кучме – в 1995-м – произошел один из самых громких скандалов с религиозным привкусом, так называемый «кровавый вторник». Попытка захоронить тело Патриарха УПЦ КП Владимира на территории Собора Святой Софии вылилась в драку участников похоронной процессии с правоохранительными органами.
Со временем осторожный Леонид Данилович все чаще поглядывал на неизведанный для него доселе запад страны и налаживал отношения с УПЦ КП, несмотря на анафемы, которые оглашали «раскольникам» из Москвы. Например, в 1997-м Президент поддержал инициативу Филарета и подписал указ о возрождении Михайловского собора в Киеве.
Когда Кучма шел на второй срок, он уже заручился поддержкой Филарета, который к тому времени после смертей Предстоятелей УПЦ КП Мстислава и Владимира единолично возглавил церковь. Хотя Филарет придерживался достаточно радикальных взглядов и поддерживал соответствующие политические силы, это не мешало ему получать ордена от государства.
При Кучме состоялось и еще одно неординарное событие в жизни католической части украинского духовенства – визит Папы Римского, прошедший вопреки ожесточенному сопротивлению Московского Патриархата. Президент лично встречал понтифика у трапа самолета и провел с ним ряд бесед. Раздались мнения, что визит Папы может укрепить позиции Кучмы, находившегося на тот момент в некоторой международной изоляции. Впрочем, дальнейшее развитие событий показало, что особых вистов участие в подтанцовке у ватиканского гостя Кучме не принесло. Но, в целом, в области религии Леонид Данилович старался угождать всем понемногу. Показательной стала неожиданная передача в аренду Андреевской церкви украинским автокефалам.
-- «Поместный» Ющенко
Виктор Ющенко старался быть лояльным ко всем конфессиям, но ближе ему была УПЦ КП. Ющенко активно поддерживал идею Филарета о создании поместной национальной церкви. Для этого Виктор Андреевич пытался «легализовать» Киевский патриархат во главе с Филаретом, но ни у Константинополя, ни тем более у Москвы поддержки не нашел.
Большие надежды возлагались на широко анонсированный визит к 1020-летию Крещения Руси Константинопольского Патриарха Варфоломея I, но никаких подвижек он не принес. Затем Ющенко уже сам приезжал к Варфоломею в Стамбул и к Папе Римскому Бенедикту XVI в Ватикан. Что интересно, даже на встрече с Папой Ющенко заговорил о создании поместной церкви.
Встречался Ющенко и с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. На этой встрече он поднимал вопрос о снятии анафемы с Ивана Мазепы, на что получил отказ. Покойный ныне Патриарх высказался о недопустимости выхода Украинской православной церкви из Московского Патриархата.
Увлечение Президента духовными делами было настолько велико, что за чистую монету принимались слухи, что новосозданную поместную церковь возглавит его брат – Петр Ющенко.
Экс-глава Секретариата Президента Виктор Балога вспоминает сейчас, что создание поместной церкви при президентстве Ющенко не состоялось, в том числе, из-за позиции Филарета. Хотя «сантехники» с Банковой со своей стороны проделали в этом деликатном деле всю черновую работу.
«По моему глубокому убеждению, не суть важно, кого бы избрал (главой церкви) Синод, – намекает Балога на амбиции Филарета. – Само по себе объединение, образно говоря, Лавры и Владимирского собора было бы фантастическим. Мы могли этот вопрос решить еще в 2008 году. А возможность была! По поручению Президента я лично занимался этим. Была проведена колоссальная работа, подготовлены все необходимые бумаги. Лично не раз ездил к Варфоломею». (УНИАН)
Но, в итоге, по словам Балоги, «на тот момент он (Филарет) неискренне ответил на вопросы, которые поднял Вселенский Патриарх».
-- Прямолинейный Янукович
То, что в светском государстве чиновничья машина работает на церковные проекты, уже воспринимается как само собой разумеющееся. После прихода к власти Виктора Януковича мало кто сомневается, что процессы объединения церквей, начатые при Ющенко, будут спущены на тормозах. Но сторонники автокефалии больше опасаются иного – ситуация усугубится вовлечением в так называемый «русский мир», о чем без устали вещает Патриарх Кирилл. Поводы для волнения дает нескрываемый пиетет Януковича к московскому православию, а например, из недр УПЦ МП уже раздаются призывы к Януковичу ликвидировать Киевский Патриархат как таковой.
Легенда о религиозности Виктора Федоровича начинается с глубокого детства, когда бабушка водила его в церковь. Путь будущего Президента к истине очень подробно расписан в многочисленных предвыборных полуагитках, многие из которых печатались совсем недавно в центральной прессе. Оказывается, в бытность руководителем крупного предприятия Янукович не стеснялся носить крестик, что в атеистической среде было смелым шагом. А переворот в его сознании произошел после встречи с легендарным старцем Донбасса – отцом Зосимой. Сам Виктор Федорович вспоминает, как расплакался на первой в своей жизни исповеди, которая длилась два часа. Далее идет перечисление добрых дел и пожертвований, которые сделал донецкий губернатор и премьер-министр на богоугодные дела.
Уже традиционно Янукович пользуется негласной поддержкой Московского патриархата, а тот же митрополит Донецкий Илларион (его прочат в руководство УПЦ МП после отхода Владимира) и некоторые его коллеги заявляют о ней открыто. Во время предвыборных поездок по регионам обязательным пунктом программы Януковича было посещение церкви МП. Вписывается в общий православный образ и его скандальная поездка к афонским старцам уже в президентском статусе за бюджетные деньги.
Политолог Дмитрий Выдрин предлагает свой рецепт вычисления искренности и глубины веры высокопоставленных лиц.
«Если человек по-настоящему религиозен, ему не нужно выстраивать отношения с церковью, поскольку церковь – это лишь инструмент, – говорит он. – Если же это показная религиозность, то человеку не хватает молитвы для связи с Богом, а нужны связи с иерархами. Я исхожу из презумпции нравственности, поэтому верю, что нынешний Президент действительно искренне верует, стоит по пять часов в церкви и ездит на Афон. Вот предыдущий Президент, мне кажется, стремился не к вере, а к ритуалам веры, а любую неискренность люди не прощают».
Впрочем, Янукович не только рядовой верующий, но и государев муж, которому желательно не наломать дров в чувствительной сфере и не допустить еще большего раздрая в украинской церковной среде. Нынешняя показная «одновекторность» ему явно в этом не помощник.