Владимир Яцуба: «Долг руководителя, в том числе и мой, создать условия, чтобы каждый украинец мог построить свой дом»

Назначение народного депутата, заместителя председателя Партии регионов Владимира Яцубы на пост главы Министерства регионального развития и строительства политологи оценили как логичное продолжение

Назначение народного депутата, заместителя председателя Партии регионов Владимира Яцубы на пост главы Министерства регионального развития и строительства политологи оценили как логичное продолжение биографии первого замглавы канцелярии президента Леонида Кучмы, министра правительства Виктора Януковича, губернатора Днепропетровщины. В своем первом интервью на этом посту для журнала «Профиль» он признался, что нынешние министерские заботы для него гораздо привлекательнее парламентских будней.

Какие надежды и опасения у Министерства регионального развития касательно первоочередных задач, стоящих перед государством?

Я боюсь одного, чтобы зуд реформ в данной ситуации не погубил хрупкого равновесия слаженной политики, которое необходимо не только структурам управления, но и простым людям. Нужны хотя бы маленькие позитивные изменения, прежде всего в бюджетной сфере. Как известно, бюджет страны, его доходную и расходную части формируют регионы-доноры и так называемые депрессивные области. И это разделение, унаследованное нами от Советского Союза, – главная причина отсутствия желания регионов зарабатывать деньги, которые им же потом можно будет частично оставлять на развитие. Когда у тех, кто зарабатывает, средства забирают и поровну делят, то у первых появляется искушение меньше делать, чтобы в результате больше получить, а у других – меньше делать, чтобы ничего не забирали. Десять лет я настаиваю: структура власти для того и существует, чтобы перераспределять средства, стимулируя все без исключения регионы. Собственно, речь идет о принципе, по которому работала вся Украина в 2003–2004 годах, когда при перевыполнении доходной части бюджета в любом регионе половину этих средств оставляли области, а другая часть пополняла центральный бюджет. К примеру, я тогда был губернатором Днепропетровской области, и таким образом мы получили дополнительно 69 млн. грн – 2% от суммы перевыполнения. Мы на сессии областного совета приняли решение и 90% этих средств направили на строительство школ. За полтора года построили четыре сельских школы. Заинтересованность и депрессивного региона, и донора должна быть обязательно, иначе теряется стимул к работе. Помню, в Днепропетровской области три раза меняли цифру изъятия из бюджета – такого просто не должно быть никогда! Еще при Брежневе у руководителей регионов для решения собственных проблем был один выход – брать чемоданы и ехать в столицу. Уже давно нет той системы, а принцип остался – и только по причине централизации финансов в государственном бюджете. Поэтому главная сегодняшняя задача – приблизить время, когда регионы действительно получат надежду и возможность самостоятельно зарабатывать.

Какова роль в связи с этим руководителей на местах?

Принципиально важная. Задача у всех одна: чтобы каждый регион активно участвовал в поиске возможных ресурсов для обретения финансовой стабильности, решения вопросов наполнения бюджета. Из центра это сделать невозможно. Хотя ситуация в регионах разная, все зависит от руководителя, это мой еще днепропетровский опыт. И, к слову, политический окрас профессионала меня не волнует, если этот руководитель обеспечивает благополучие людей, глубоко понимает региональные проблемы. Скажем, не перестаю поддерживать профессионализм винницкого губернатора Александра Домбровского, который «болеет» делом. Многое успел сделать Валерий Асадчев на Полтавщине, Вера Ульянченко стабилизировала ситуацию в Киевской области.

По поводу строительства: вы на днях заявили, что в текущем году объемы возведения жилых объектов в стране увеличатся на 25%. Этот резонансный прогноз эксперты уже подвергли сомнениям. То есть, по вашему мнению, кризис в строительной отрасли уже завершился?

Да, хочу сказать именно об этом. Всего в строительной отрасли у нас осваивалось, округляю цифры, до 800 млрд. грн в год. Нам удалось построить в 2008-м 10,5 млн. кв. м. жилья. Последующее падение произошло по двум причинам. Первая – это перегретый рынок, особенно в Киеве, доведенный до абсурда. И желание получить дивиденды не столько строителями, сколько теми, кто вокруг этого строительства крутились – многочисленными посредниками. Да, на сегодняшний день в стране зарегистрировано 85 тыс. строительных фирм, если не ошибаюсь, в 80-е годы в Украине было всего 400 строительных организаций. Но, что интересно и вселяет в меня уверенность в прогнозе, в нынешнем году количество бизнес-структур, которые хотят заниматься строительством, получить соответствующие лицензии, не уменьшается, а растет.

Вторая составляющая, которая дает мне основания говорить, что наступила стабилизация – увеличение и предложений, и спроса на рынке жилья. Тем более что мы, наконец, полностью разобрались с недостроенным жильем по всей Украине. Это 650 домов, готовых на 50%, и 250 – на 70%. Цена вопроса для достройки и тех, и других – 12 млрд. грн. Глава Нацбанка на совещании в моем министерстве обещал, что поможет решить вопрос за счет капитализации и государственных, и частных банков – есть перспектива добиться и для строителей, и для инвесторов, потенциальных покупателей кредитов в 6–7% годовых. Естественно, мы ставим вопрос о том, что такие льготные кредиты должны быть для надежных застройщиков с хорошей кредитной историей, и мы готовы дать список таких строительных фирм с надежной репутацией, за которых ручаемся. И для покупателей – на кредитование квартир 100 и не более кв. м, – и для семей с двумя детьми, в основном это молодые семьи.

К тому же ситуация на рынке жилья свидетельствует, что цена в 4 200 грн за 1 кв. м жилья стабилизировалась по всей Украине. Кроме, конечно, Киева, но здесь $1 200–1 500 за 1 кв. м тоже без перспективы изменения. Так что хочу порекомендовать тем вашим читателям, кто не разрешил свои жилищные проблемы: решайте их сейчас. Ведь в строительстве особенно важен фактор времени, поскольку оно имеет трехгодичный цикл – документация, выделение и покупка земли, возведение коробки, отделка. При этом в послекризисное состояние на рынке всегда уменьшается предложение. Готового жилья на рынке уже не так и много. А после стабилизации цен обычно начинается их повышение.

Каковы возможности у министерства по контролю ситуации на рынке жилья?

Мы по опыту Москвы хотим при муниципалитетах создать такие организации, которые будут контролировать правильность оформления договора и целевого использования средств на строящиеся в городе объекты. Ведь в ситуации, когда инвестор дает застройщику деньги из рук в руки, государство не может вмешиваться – речь идет только о юридическом консультировании. Вот, скажем, на рынке вы видите мясо, можете его выбрать, а в строительстве покупаете в лучшем случае фундамент или даже просто картинку в рекламном буклете. Именно поэтому многие попали в ловушку: купили землю, построили коробку, а потом у них не хватило средств достроить дом. Так что именно государство должно подумать, как оградить гражданина от недобросовестных застройщиков и других возможных рисков. Сейчас мы готовим предложения по изменениям в законодательство и подзаконные акты именно для такой защиты. Знаете, в России по поручению Путина была разработана программа «Мой дом». Ведь у них этого чувства потребности в собственном жилье не было исторически, это не Украина, где генетически заложено: вот я, а вот – моя хата. И чтобы была обмазана, побелена – это в крови. За годы советской власти это чувство хозяина в нашем народе было изуродовано, но не вытравлено. Поэтому сейчас долг руководителя, в том числе и мой, создать условия, чтобы каждый украинец мог построить свой дом. Никакое бюджетное обеспечение не создаст строительный бум. Только мы сами. Помню, как после войны строились. От предприятия, где работал папа, давали шлак мартеновский, формы и известь, и мы вот так сами возводили дом, на саночках шлакоблоки таскали, я маленький, помню, песок возил. Так и построились. Да, нас приучили, что государство должно давать квартиры – не будет уже этого! В стране 1 млн. 250 тыс. очередников, к 65-ой годовщине Великой Отечественной войны собираемся дать квартиры ветеранам. Им уже далеко за 80, а они до сих пор достойного жилья не получили. Так вот, путь решения непростого жилищного вопроса один – квартиры от государства полагается получать только льготникам – инвалидам детства, войны и так далее. Все остальные граждане должны иметь возможность заработать на квартиры.

То есть жилья «от государства» больше не будет?

В каждом конкретном случае следует найти решение проблемы. Например, в сельских школах Украины сегодня не хватает 24 тыс. учителей. А мы еще ждем повышения рождаемости на селе! И выпускники педагогических вузов, сколько бы их ни заманивали или обязывали отрабатывать, не едут под любыми предлогами. А чего удивляться, почему в сельские школы не едут учителя. А когда у молодого специалиста с первого же дня работы будет новая квартира – совсем другое настроение. Ведь проблема в селах не в наличии жилья – в его качестве. Хаты пустые есть, но педагог или врач хочет не топить печь дровами, а иметь душ, туалет и Интернет. Мне вчера принесли проекты домиков для сельских учителей при школах – в 60 кв. м, с мансардой, стоимостью $17 тыс. Будем строить (хотя бы для эксперимента) и в западных регионах, и в восточных.

Если дать общую оценку экономической ситуации в областях, где она более-менее стабильна?

Очень хорошо развиваются области, преимущественно ориентированные на поступления от торговли – это Черновицкая, Хмельницкая, Одесская. Но даже там есть районы, где сбор налога от производства в бюджет меньше, чем от физических лиц. То есть районы, где фактически отсутствует экономическая основа. Понимаю, что есть регионы, которые хотели бы полностью заниматься, к примеру, зеленым туризмом, но это же не может быть за счет других, где как раз из-за крупных промышленных объектов требуется срочно решать проблему загрязнения окружающей среды.

А какие области имеют шанс на прорыв в обозримом будущем? Дает ли должный толчок строительство объектов Евро-2012?

Сегодня самое провальное положение при подготовке к Евро во Львовской области. Там отсутствует понятие компромисса, хотя делить заказчику и подрядчику, по сути, нечего – и дороги, и аэропорты финансируются из бюджета, ни один бизнесмен ни копейки не вкладывает. Там грызня идет на пустом месте. Но первое, о чем вице-премьер-министр Борис Колесников сообщил, так это то, что вопрос о переносе Евро-2012 из Львова не стоит: город будет принимать чемпионат и правительство не просто организует, а заставит закончить все объекты в срок. Из-за Львова не будет ставиться под сомнение проведение Евро во всей Украине! Так что, когда мы увидели разногласия между заказчиком и подрядчиком, было принято решение в течение недели об их замене. Что же касается стадиона в Киеве – это отдельный вопрос. Поставлена задача за два месяца войти в график. Если Киевгорстрой этого не сделает, думаю, поступим так же, как и со Львовом. Хочу подчеркнуть, очень многое зависит от слаженной работы, ведь Украина никогда таких объектов не сдавала – четыре аэропорта и столько же стадионов, еще и в условиях острой нехватки бюджетного финансирования. Но мы задачу выполним.