Онлайн-регистрация vs беспорядок и очереди
Вступительная кампания-2010 в воспроизведении СМИ запомнится предлинными очередями, беспорядками, нервотрепкой и толчеей в приемных комиссиях.
Вступительная кампания-2010 в воспроизведении СМИ запомнится предлинными очередями, беспорядками, нервотрепкой и толчеей в приемных комиссиях. Впрочем, у руководства Киевского национального университета им. Т.Шевченко свой взгляд на события.
— Журналисты в этом году, освещая вступительную кампанию, слишком уж увлеклись черными красками, — убежден проректор по научно-педагогической работе Владимир БУГРОВ. — Показывая и рассказывая о проблеме очередей в приемных комиссиях, нужно было называть конкретные вузы, а не обобщать и утверждать, будто бы это общегосударственная тенденция. Поэтому всем представили искаженную картину. Насколько мне известно, очереди были во многих вузах, но ведь далеко не во всех. У подавляющего большинства таких случаев не было. А если журналисты видели проблему, то о ней надо было говорить конкретно, чтобы руководство МОН могло спросить у конкретного вуза, почему он не справился со своей задачей.
Между тем почему-то почти никто не говорил и не писал о настоящих особенностях нынешней вступительной кампании. А они достаточно важны. В текущем году установлен лимит на количество мест подачи заявлений: если в 2008 — 2009 гг. абитуриенты могли подавать их в великое множество вузов без ограничения специальностей, то сейчас человек имеет право подать заявления максимум в пять учебных заведений на три направления подготовки в каждом из них. К сумме баллов сертификата внешнего независимого оценивания (ВНО) добавляется также средний балл аттестата о полном общем среднем образовании, что будет способствовать повышению уровня успеваемости в школах. В нынешнем году разрешено принимать сертификаты ВНО не только 2010-го, но и 2009-го и 2008 годов. Кроме того, лицам, окончившим школу до 2007-го, то есть до внедрения ВНО, позволили на заочное, вечернее и дистанционное обучение поступать по результатам вступительных экзаменов, а не по сертификатам. (Логично, по моему мнению, ведь эти люди не проходили подготовку к такой форме оценивания знаний, как тестирование.) И еще одна нынешняя особенность — вузам разрешено устанавливать пороговую планку проходного балла по профильной или профильным дисциплинам. Например, в КНУ большинство факультетов установили по таким дисциплинам минимальный балл сертификата 160 — 170 баллов. И это дало возможность уже на начальном этапе отобрать действительно одаренных абитуриентов, готовых к качественному овладению программой фундаментального классического университета.
Учитывая опыт вступительной кампании-2009, в нынешнем году МОН позволило вузам для приема абитуриентов социальных льготных категорий установить квоту до 25%. Ведь в прошлом году бывали ситуации, когда абитуриенты с высокими баллами сертификатов не могли поступить на учебу по госзаказу, потому что все места были заняты льготниками. Сейчас высшее учебное заведение может в определенной степени регулировать этот процесс. Кроме того, возможность устанавливать упомянутый выше минимальный проходной балл распространяется и на абитуриентов-льготников. Бесспорно, это даст возможность повысить качество студенческого коллектива. Ведь известны досадные случаи, когда абитуриенты поступали на основании льгот, и уже после первой сессии мы были вынуждены отчислять их из-за неуспеваемости.Учитывая прошлогодний опыт, сейчас мы увеличили количество сотрудников приемных комиссий. В этом году приемная комиссия университета во всех своих подразделениях насчитывает свыше 900 человек, из них почти 400 занимаются непосредственно приемом документов. Примерно за полгода до начала работы мы провели ряд учебных тренингов с сотрудниками приемных комиссий, создали для них детальные инструкции. Кроме того, увеличили количество мест приема документов: заявления принимают в семи корпусах; если, например, у абитуриентов юрфака в прошлом году их принимали в пяти кабинетах, то сейчас — в двенадцати. Считаю, мы создали и все необходимые материально-бытовые условия как для сотрудников, так и для абитуриентов. С первого дня работы открыли двери всех корпусов, чтобы никто не ожидал решения своих вопросов под жгучим солнцем. К услугам всех желающих — столовая, пять буфетов, необходимые информационные указатели.
Одно из главных наших нововведений — внедрение системы электронной регистрации абитуриентов. Если в прошлом году ею могли воспользоваться только потенциальные бакалавры, то в нынешнем — и магистры, и специалисты. (Характерно, что свыше 80% заявлений от претендентов на получение звания магистра или специалиста подано именно через Интернет.) Это дало возможность сократить время подачи документов, избежать очередей, нервотрепки и других неприятностей.
— После введения правил, в соответствии с которыми абитуриент может подавать заявления во многие вузы, возникла проблема пропускной способности приемных комиссий, — к разговору подключается начальник Информационно-вычислительного центра КНУ Юрий БОЙКО. — Возник вопрос: как приемной комиссии обеспечить прием заявлений без очередей? Руководство университета решило автоматизировать этот процесс, предложив систему удаленной регистрации абитуриентов.
Это, во-первых, дает возможность абитуриентам подготовить свои документы дома в спокойной обстановке, чтобы, придя потом в университет лично, уже иметь на руках полный комплект необходимых бумаг. Ведь когда человек попадает в приемную комиссию, в нервную очередь, он иногда забывает абсолютно все, даже свой адрес. А дома можно все тщательно проверить, исправить ошибки. Даже если абитуриент не хочет регистрироваться онлайн, у него есть возможность распечатать все документы (бланки есть на нашем сайте) и также заполнить их дома.
Во-вторых, онлайн-регистрация достаточно важна для нас. Она начинается где-то за полгода до начала вступительной кампании. Поэтому, проанализировав анкеты абитуриентов, декан соответствующего факультета может сориентироваться, каковы нынешние претенденты на обучение, каков уровень знаний этих детей, откуда они, и в целом спрогнозировать ситуацию. Благодаря нововведению, в частности, удается определить, сколько детей из школ, попавших в сферу наших интересов, проявляют пассивность: заявлений от их выпускников мало или их нет совсем. Следовательно, туда нужно посылать университетский «десант», агитировать поступать на соответствующий факультет вуза. Кроме того, зарегистрированные абитуриенты могут общаться с деканом в виртуальном режиме, задавать ему вопросы. Это тоже весьма важно и нужно — общение руководителя факультета с теми, у кого уже сформировались профессиональная ориентация и соответствующая мотивация к обучению именно на конкретном направлении подготовки.В-третьих, система онлайн-регистрации дает возможность сформировать график визитов абитуриентов в приемную комиссию — то есть назначить точное время для каждого. В прошлом году, когда мы запустили эту систему, определили и минимальное время приема документов, предварительно поданных через Интернет, — шесть минут. До нововведения на это тратили не менее 20 минут.
Согласно текущим данным, в нынешнем году свыше 40% абитуриентов воспользовались для подачи документов в университет системой удаленной регистрации. Конечно, было бы лучше, если бы таких детей становилось больше. С другой стороны, остается и традиционная возможность подавать документы, заполняя вручную все бумаги в приемной комиссии. Это выбор самого абитуриента. По нашему мнению, людей надо заинтересовывать оптимизацией процесса, и электронная система регистрации для поступления в университет имеет свои перспективы.
— Конечно, онлайн-регистрация существенно облегчает жизнь и абитуриентам, и нам, — считает директор Института журналистики КНУ Владимир РИЗУН. — Единственное, от чего, по моему глубокому убеждению, следует категорично и как можно быстрее отказываться, — так это от «бумажной версии», иначе произойдет дублирование. Но эту проблему можно решить только на законодательном уровне: в стране должна системно измениться технология приема документов.
Что же касается нашего института, то в этом году у нас традиционно проводится творческий конкурс на направление «журналистика». Его задача — выяснить, кто из абитуриентов способен к журналистскому труду, а кто — нет. Конечно, мы не должны идеализировать эти методы и способы проверки, но именно они помогают сориентироваться, готов ли абитуриент в данный момент к такому виду работы. (И это, разумеется, не означает, что у ребенка, который не продемонстрирует эту способность сегодня, нет шансов стать журналистом завтра.)
Прежде всего мы проверяем способность человека точно, без искажений и полно воссоздавать информацию. Ведь чего-чего, а креативности абитуриентам хватает. И мне кажется, именно она иногда совсем не туда заносит наших работников СМИ, вследствие чего жизнь отображается неадекватно. А журналист прежде всего должен уметь работать с фактами, документами, его логика должна основываться на убедительных аргументах. Этому нужно учить, но если нет способностей, то, возможно, вообще стоит подумать о другой специальности. Говорите, берите и учите? Конечно, будем учить, ведь есть из кого выбирать: у нас конкурс семь человек на место. Возьмем тех, кто может точно воссоздавать увиденное и услышанное, и будем воспитывать будущее украинской журналистики.