Коалиция притормозит?

После недельного перерыва ряды коалиции пополнил еще один бютовец – Владимир Иваненко, который довел число коалициантов до 241

После недельного перерыва ряды коалиции пополнил еще один бютовец – Владимир Иваненко, который довел число коалициантов до 241. Это, конечно, не 10 и не 20 перебежчиков, как прогнозировали сами депутаты, но мало кто сомневается, что в ближайшее время ряды «стабилизаторов и реформаторов» расширятся до числа, за которым уже просматривается горизонт конституционного большинства в 300 голосов. Но нужно ли самим регионалам перешагивать эту черту?

Казалось бы, ответ очевиден – уж точно не помешает, поскольку это позволит вносить изменения в Конституцию, что, с учетом ручного Конституционного Суда, делает власть регионалов поистине безграничной. К Основному Закону у крупнейшей фракции парламента всегда было достаточно претензий – и незавершенная судебная реформа, и необходимость реформы местного самоуправления. А уж невозможность сделать русский язык вторым государственным (более того, даже начать что-то делать в этом направлении, поскольку для отправки соответствующего законопроекта в КС необходимы те же самые 300 голосов) вовсе стала любимой байкой регионалов.

Однако регионалы прекрасно помнят, чем закончилась попытка собрать конституционное большинство в 2007-м году. Тогда Александр Мороз якобы с подачи Андрея Клюева бравировал перед телекамерами, что расширение коалиции до 300 депутатов – вопрос практически решенный. Виктор Ющенко узрел в этом угрозу узурпации власти, проявил невиданную для себя силу воли и, несмотря на ярое сопротивление Мороза, разогнал парламент и уломал ПР на досрочные выборы. Регионалы еще долго вспоминали несдержанность Сан Саныча незлым тихим словом. Один из высокопоставленных представителей партии с раздражением вспоминал затем: «Кто просил Мороза ляпать языком, что все эти депутаты войдут в коалицию?! У нас бы и так было 300 голосов, но на вполне законных основаниях – без вхождения этих депутатов в коалицию». Теперь же регионалам и им сочувствующим из других фракций вроде бы опасаться нечего – КС благословил слияния и поглощения в любых формах, а новый Президент с большим удовольствием примет новые подношения.

– Конечно же, и сейчас перед ними стоит задача собрать 300 голосов, причем они могут собрать их еще до каникул, – не сомневается бютовец Сергей Мищенко. – Не знаю, правда, с какой целью, это уже у регионалов надо спросить.

– С их стороны это был бы, скорее, психологический ход – показать, что они полностью контролируют процесс, – уверен один из немногочисленных критиков регионалов внутри коалиции коммунист Леонид Грач. – Достаточно посмотреть, как они повели себя с нами при распределении не только губернаторских постов, но даже глав райадминистраций. Дать коммунистам несколько должностей им бы практически ничего не стоило, но они пошли на принцип.

Сами регионалы в высказываниях о возможных 300 голосах крайне осторожны.

– Мы ничего для этого не делаем, – в один голос утверждают «бело-голубые». – Если кто-то хочет присоединяться, то пусть, но самоцели собрать конституционное большинство нет, мы на этом уже когда-то обожглись. Хотя сам процесс нас, конечно, воодушевляет – чем больше голосов, тем лучше, поскольку это создает запас и позволяет не так зависеть от партнеров по коалиции, которые иногда выступают с «особым мнением». И вообще – хорошим людям плохая Конституция – не помеха! Это раньше все искали прорехи в ней для борьбы между собой, а какой смысл это делать сейчас, когда всегда можно договориться?»

Но хотя регионалы и получают удовольствие от процесса, вариант с тремя сотнями они держат в уме. Причем опять же – «оформлять» эти голоса вовсе не обязательно. Верховная Рада – один из немногих государственных органов, пока не контролируемых новой властью на 100 %, и юридически оформленный контроль над двумя третями депутатов накладывает на регионалов слишком большие обязательства. Например, политолог Виктор Небоженко считает, что это раззадорит аппетиты Кремля в его требованиях к Виктору Януковичу (например, вопросы русского языка, нахождения на территории Украины военных баз, двойного гражданства). Поэтому Небоженко уверен, что процесс расширения коалиции застопорится на отметке 260 – 270 голосов.

Его коллега Владимир Фесенко уверен, что если бы у регионалов стояла задача рекрутировать в ряды своих соратников 300 человек, то процесс вербовки шел бы гораздо интенсивнее:

– Давайте посмотрим: если на этой неделе ряды коалиции пополнят не более десяти человек, то «массового перелета в скворечник регионалов», о котором говорил Михаил Чечетов, не будет. То есть регионалам уже нужно будет прилагать усилия для расширения коалиции, но я пока не вижу предпосылок для 300 голосов.

Если регионалам и понадобится конституционное большинство, то только для превентивных ударов. Например, если Виктору Януковичу, которому пока ничего не угрожает, или его окружению захочется поменять форму правления на президентско-парламентскую. Казалось бы, в этом не должны быть заинтересованы депутаты, таким образом умножающие себя на ноль, но, по мнению Фесенко, у них может не хватить духа чинить Президенту препятствия. Особенно с учетом того, что у Банковой будут под контролем все силовые структуры.

Впрочем, удержать в узде такое количество разношерстных и собранных с миру по нитке нардепов может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд. Самый яркий и имевший далеко идущие последствия пример того, что голосования за изменения в Конституцию могут срываться в последний момент, датирован 8 апреля 2004 года. Тогда депутаты уже во втором чтении благополучно завалили пресловутую политреформу от покидавшего президентский пост Леонида Кучмы («за» – 294), причем нескольких необходимых голосов не додала как раз правящая коалиция.

Не стоит забывать и об экзотическом, но куда более явном способе аккумулировать необходимое количество голосов – ПР плюс БЮТ. Как показало голосование по отправке в КС законопроекта об унификации местных выборов, эти две фракции вполне могут находить общий язык.

Но темп, взятый регионалами после победы на президентских выборах, похоже, вымотал их самих, и на глобальную перекройку Основного Закона у новой власти пока просто нет сил.