Письмо Медведева Януковичу. Draft

Уважаемый Виктор Федорович! Чрезвычайно благодарен за Ваше письмо...

Уважаемый Виктор Федорович!

Чрезвычайно благодарен за Ваше письмо. Я расцениваю его не иначе как отчет о проделанной работе над ошибками истинного друга Российской Федерации.

Действительно, ровно год назад я обратился к вашему предшественнику как письменно, так и посредством моего любимого в последнее время вида коммуникации – видео-блога. Цель тогдашнего обращения была столь же чистой и благородной, как недавний визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Украину: прекратить наметившуюся во время президентства известной нами личности деградацию в украинско-российском диалоге. В моем послании я достаточно четко изложил все претензии к бывшему президенту Украины. Вынужден признаться: в тот момент я даже подумать не мог, что главные наши замечания будут сняты вами с повестки дня в таком быстром темпе.

Сегодня могу с уверенностью сказать, что не ошибся, сделав ставку во время президентских выборов на Украине именно на Вас. Хотя, как Вам, наверно, известно, далеко не все в руководстве Российской Федерации испытывали подобный оптимизм по поводу Вашего избрания на президентский пост.

Уже в первые сто дней свого президентства Вы продемонстрировали, что готовы служить не только Украине, но и нашему единому народу. Вы четко дали понять, что «Украина для людей» в вашем понимании – это, прежде всего, Украина для русских людей. Без особого хирургического вмешательства с нашей стороны Вы вытащили из отношений Украины и России две самые большие занозы: маниакальное желание украинской верхушки двигаться в сторону НАТО и не менее упрямые попытки выдворить из Севастополя его кормильца и гордость – Черноморский Флот Российской Федерации.

Мы, конечно же, не могли не заметить Ваших усилий по прекращению тех испытаний, которым подвергалась в последние годы общая история двух стран. Вами был решительно остановлен процесс героизации нацистских пособников. Националистически окрашенные трактовки массового голода в СССР в 1932-33 годах, присущие для Вашего предшественника, канули в Лету. Пагубная практика вмешательства украинского государства в дела православной церкви зарублена на корню.

Вы являетесь, пожалуй, единственным президентом, который охотно и без лишних вопросов поддержал мою главную международную инициативу – Договор о европейской безопасности. Вы, в отличие от многих других партнеров России, не стали дожидаться, пока новая европейская система коллективной безопасности станет реальностью, а, даже к нашему удивлению, закрепили ее в недавно принятых украинским парламентом приоритетах своей внутренней и внешней политики.

В то же время, у меня как президента Российской Федерации остаются некоторые опасения по поводу динамики развития наших отношений, а также отдельных деструктивных элементов, наметившихся в нашем диалоге. Мой почти отпускной дресс-код и отсутствие соответствующего символического фона (все-таки корабль Черноморского Флота за моей спиной был весьма кстати в прошлый раз) не позволяет мне обратиться к вам с помощью видео-блога, поэтому воспользуюсь исключительно эпистолярным жанром. Надеюсь, что мои замечания станут для вас такой же настольной книгой, как и мое обращение годичной давности.

Во-первых, вопрос так называемой внеблоковости Украины. Я как юрист готов был закрыть глаза на отсутствие такого термина в международной юридической терминологии. Но только в том случае, когда эта внеблоковость гарантирует невступление Украины в НАТО. Однако, насколько верно я проинформирован, под невступлением Украины в любой из существующих военно-политических союзов вы имели ввиду также неприсоединение к такой перспективной организации как ОДКБ. Чтобы убрать это недоразумение и сделать путь для Украины в Организацию договора коллективной безопасности открытым, хочу обратить внимание на следующий момент: ОДКБ не является военно-политическим союзом. Это международная организация, нацеленная, в первую очередь, на миротворческую деятельность.

Я рад, что вы прислушались к совету моего политического напарника В.Путина более четко артикулировать свою позицию по отношению к НАТО. Однако одного Закона с фиксируемой внеблоковостью явно недостаточно. Нам нужны дополнительные гарантии того, что новая украинская власть не начнет процесс повторного втягивания Украины в чуждый истинно славянским и православным ценностям союз. Моя рекомендация – подкрепить нынешний внеблоковый статус на всенародном украинском референдуме.

Мы внимательно следим за развитием отношений между украинской властью и режимом Саакашвили, варварски напавшим два года назад на Южную Осетию. Мы с пониманием отнеслись к нежеланию Украины признать Абхазию и Южную Осетию, но нам не до конца понятно, почему в Киеве постоянно околачиваются пособники режима Саакашвили, включая и приезд последнего. Новое политическое руководство Украины должно помнить, что раны, нанесенные украинским оружием во время войны в Грузии, еще не зажили в российском и югоосетинском обществе. Вы должны понимать, что любая поддержка режима Саакашвили может трактоваться как поддержка украинской властью совершенных им преступлений.

Отдельного внимания заслуживает вопрос так называемой евроинтеграции Украины. Мы спокойно восприняли тот факт, что нынешняя украинская власть оставила процесс приближения к Европейскому Союзу главным приоритетом своей внешней политики. Зная наших украинских друзей, мы прекрасно понимаем: декларировать – не значит интегрировать. В то же время, чтобы избежать каких-либо трений в наших отношениях в дальнейшем, хотел бы сразу предупредить: процесс евроинтеграции Украины должен быть синхронизирован с процессом евроинтеграции России. А значит – конечной целью нашего общего движения к ЕС должно стать получение безвизового режима для граждан наших стран. В этом контексте позволю себе напомнить, что подобный процесс требует от Украины делимитации и демаркации государственных границ с соседними государствами. Россия заинтересована в том, чтобы родственные нам украинцы как можно скорее почувствовали на себе преимущества свободного передвижения по странам Евросоюза, поэтому мы готовы ускорить переговоры по делимитации морской границы на условиях, предложенных российской стороной.

Одной из препон развития наших отношений являются попытки вытеснить русский язык не только из общественной жизни, культуры, средств массовой информации, но и политической жизни Украины. Нам, например, не до конца понятно, что (или кто) вынуждает премьер-министра Украины предпринимать титанические усилия для того, чтобы озвучивать свои выступления на украинском, а не родном для него и понятном для всех граждан Украины русском языке.

Мы оценили то, с какой оперативностью по просьбе патриарха Кирилла была переименована часть улицы Мазепы в столице Украины, но в вашей стране еще остаются города, где центральные улицы по-прежнему названы именем Степана Бандеры и других недостойных президентского упоминания исторических персонажей.

Подлинные чаяния наших народов требуют от нас раз и навсегда избавиться от тяжелого наследия «оранжевой власти». Нас должны объединить не только общая история, культура и религия, но и общие политические и исторические цели. Мы должны воссоздать новую Русь: как две страны и единый народ.

С уважением,

Дмитрий Медведев

P.S. Сегодня ровно год, как Дмитрий Медведев обратился со своим нашумевшим посланием к украинскому коллеге, тогда еще президенту Виктору Ющенко. Директор Института мировой политики Алена Гетьманчук в блоге на «УП» позволила себе немного пофантазировать, как подобное письмо уже к новому президенту Украину могло бы выглядеть сегодня. То, о чем, в свою очередь, мог бы написать российскому коллеге Виктор Янукович, читайте здесь.