Независимость Украины: 19 лет в цифрах и фактах

Так кто же съедал и съедает украинскую колбасу?

Злободневный вопрос всех 19 лет независимости:

«Так кто же съедал и съедает украинскую колбасу?»

Злободневный ответ 2010 г.:

«Никто, кроме самих украинцев никогда этим не занимался» .

Чтобы понять, на сколько приобрела Украина или проиграла от обретения экономической свободы и жизни на вольных хлебах (пусть это называется официально Обретение Независимости), я решил обратиться к цифрам и сопоставить факты.

С чем страна пришла на старт своего самостоятельного пути и то, с чем она пришла к кризису 2008 г.заявляли о том, кто кого кормит, кто за чей счет живет и кто кому чего должен. Мы жили в большой стране СССР с населением на конец его существования в 1991 г. в 290,10 млн. советских граждан. Украина, будучи частью СССР в качестве одной из 15-ти союзных республик, занимала действительно без преувеличения ведущую роль в советской экономике. Статистика базируется на данных Госкомстата Украины, поэтому все данные, которыми я оперировал, входят в официальные сводки данных, одним словом, как есть.Многие за годы независимости и еще во времена заката Перестройки.

В наследство от СССР к Украине, как правопреемнице УССР, перешла зрелая индустриальная экономика, которая имела фактически все виды промышленности, развитые пути сообщения, устоявшиеся рынки сбыта. Все в той экономике шло по накатанному пути и ни о чем не надо было думать, заботиться о повышении конкурентоспособности.

После 1991 г. перед украинцам, оказавшимися на тот момент во главе страны, встал логичный вопрос: «Что со всем этим делать и как управляться со всем хозяйством?». Вот здесь, я считаю, было сделано главное: мы смогли вписать все советские наработки в новый уклад жизни. Безусловно, многое было потеряно, страна, как потом стало понятно, оказалась не готова к столь непосильной ноше и самостоятельной жизни. Ведь как мы помним, экономика СССР строилась по территориально-экономическому принципу, а УССР была разделена на три экономических района, каждый из которых был частью общей союзной экономики и по отдельности от всесоюзной системы, даже в составе автономной «украинской тройки» не мог существовать.

С чем подошла Украина, в которой проживало 51,944 млн. граждан к своему независимому пути от 1991 г. к 2008 г.?

В УССР проживало 17,90% всего населения Советского Союза. Фактически — каждый пятый житель СССР, а на долю 14-ти союзных республик СССР (в совокупном исчислении) приходилось 238,056 млн. человек. В 14 республиках населения проживало больше, чем на Украине в 4,63 раза. Я сразу хочу отбросить эмоции и заявления, что мы кормили всех и вся. Да, мы были интегрированы в АПК Советского Союза и в носили свою лепту в совокупный ВВП, однако все было на паритетных началах.

Никого мы не кормили больше, чем мы съедали сами и частично экспортировали в другие союзные республики в рамках своих квот, точно также как и мы получали от других республик в рамках их квот.

За 19 лет независимости Украине пришлось полностью перестраивать все внутренние процессы, интегрироваться в мировую экономику, создавать свою финансовую, банковскую систему, выходить со своей продукцией на внешние рынки и бороться за свое место под солнцем, учиться самостоятельно принимать решения без команды «сверху», отвечать за принятие решение и их последствия.Вот о таких данных в разрезе производимой продукции приводятся Госкомстатом, на основании которых я оперировал.

Почему взяты именно эти категории? Потому что это «хлеб насущный» и реальная экономика, которую всем легко прочувствовать и понять. Я не брал эфемерные калоши-телевизоры и количество зубных щеток. Колбаса, масло, сахар, продукция металлургии. Своей целью я на ставил делать глубокий разноплановый срез экономики, можно было уйти в глубокие дебри, потому что страна трансформировалась, трансформируется и еще будет изменяться. Не хочу затрагивать процессы упадка сельского хозяйства, сокращения поголовья скота и прочее.

Контрольные факты:

Таблица 1 Рейтинг категорий по объемам производства (снижение объемов):

Что в этой таблице? Производство продукции в 1990 г. и 2008 г. Брал данные 2008 г. лишь потому что 2009 г. — это кризис и данные будут не совсем объективными. «Упало все!» , как говорилось в одном известном телеинтервью 2009 г., потому как год 2008 г. был «дембельским аккордом» экономического спокойствия.Так вот, если посмотрим на таблицу 1, я составил рейтинг снижения объемов продукции года 2008 г. к году 1990 г. Факт упадка — на лицо. На сколько изменилось («просело») в процентном процентном соотношении и на сколько это все раз изменилось — см. таблицу 1.По результатам выборки я построил диаграммы по категориям: 1990 г. и 2008 г.

Рис. 1. — производство колбасы, масла, сахара в УССР и Украине.

Рис. 2. — производство тканей, обуви, минеральных удобрений в УССР и Украине.

Рис. 3. — производство цемента, металлопроката, труб в УССР и Украине.

Если посмотреть на диаграммы — то видно (красным цветом, для наглядности — советский период) — сколько производилось каждой продукции по категориям. Кажется — да, красиво, много. Не спорю. Но не стоит забывать — что это было в масштабах СССР. Украина была частью системы, а не только ее донором, поэтому я хочу сразу доказать несостоятельность истерии отдельных спикеров мнений и заявления о том, что «кто съел нашу колбасу» . Никто ее не съел. Ее попросту перестали производить в таких количествах, как это было при СССР. За не надобностью. Равно как и все остальные товарные категории.

Украина, замкнувшись в своем суверенитете и оставшись одна на один с мировой экономикой, ощутила колоссальный провал и разрыв в ожиданиях. Оторвавшись от СССР, который обеспечивал ей полноценный рынок сбыта, а следовательно — вытягивал всю промышленность, которая работала и что-то производила, страна поняла — ее продукция никому не нужна, а в тех самых производимых количествах до 1991 г. — и на внутреннем рынке. Поэтому пошел спад. Система начала пропорционально уравновешиваться, в том числе и количеством «ртов».

Если в 1991 г. в УССР проживало 51,944 млн. населения (прекрасная была реклама лет 10 тому назад — «Нас 52 мільйони»), то к 01.07.2010 г. страна подошла с численностью населения 45,859 млн. жителей. Сокращение числа проживающих в стране сократилось на 11,70%. Фактически, каждый 10-й житель УССР покинул современную Украину. Как мы знаем, была большая волна миграции, наши гастарбайтеры разъехались по всему миру, начался колоссальный демографический кризис. Объективные факторы.

Как это сказалось на экономике? Фактически, на 12% Украине надо было производить меньше продукции пищевой промышленности (в нашем случае смотрим на графиу — это колбаса, масло, сахар). Плюс ко всему покупательская способность населения и тотальное снижение уровня жизни и заработков сыграли свою роль. Иными словами — большая часть населения стала малоимущими, а также у нас появился такой позорный факт как нищета, чего не было при СССР.Согласно данным статистики (большое спасибо за данные уважаемой varjag_2007, у которой увидел картинку из газеты «Сегодня»), украинцы обнищали в 15 раз. Даже посравнению с данным за 1971 г. :

По покупательской способности зарплаты «украинцев независимых» стали ниже в 15! раз, чем у «украинцев советских». Жизнь подорожала в 15 раз.Как это отразилось на экономике? Она тоже пошла в свое пике.

Если посмотрим на таблицу 1, то увидим, что на первом месте по объемам падения (год 2008/год1991) находится производство тканей, 90,99%. Объясняется все просто: кто сегодня что-то шьет и у кого дома есть хотя бы такой уже раритет как бытовая швейная машинка? У единиц. Раньше девушка если не умела шить — она была не хозяйкой. Сегодняшние хозяйки, порой, пуговицу не умеют пришить, приученные одеваться сначала во времена «лихих 1990-х» на вещевых рынках, в последствии, вкусившие прелести новой жизни, в стоковых магазинах, ассортимент которых состоит, как и на рынках, из продукции импортного производства.

Выборку по объемам импорта я уже не делал, но очевидно — к нам стало завозиться больше одежды, чем нужно было производить нашей легкой промышенности тканей. Поэтому отрасль со временем так «заглохла». Следующим по объемам падения (таблица 1.) оказалось производство обуви (тоже логическое объяснение — все перешли от советских сапог-босоножек на импортные товары, а существующий мелкий бизнес в полном объеме не покрывает потребность внутреннего рынка, промышленное производство перестало существовать). Да и «гламурнее», как это говорят глянцевые журналы, «со всем миром» носить импортное, создавая в Украину мощный поток импорта и чужой продукции. Вот и сокращение.Такое же сокращение произошло и в категории продуктов питания: упало производство масла, колбасы.

Однако я заметил интересный факт, который наглядно виден в таблице 2.

Составляя рейтинг по объемам производства (в порядке убывания) в 1990 г. ив 2008 г. я увидел факт, который меня заставил по-иному смотреть на вопрос «кто ел нашу колбасу». Сначала, начиная работать над этой статьей, я думал, следуя эмоциям, вот — как было при СССР и как стало сегодня, но более детально разложив события, увидел, что ничего не изменилось. Все скорректировалось на уровень сжатия экономики и падения уровня жизни.

Примечательно, что первая тройка по объемам производства что в 1990 г., что в 2008 г. включала (в разных комбинациях) сахар, трубы и удобрения. При чем трубы — как были на втором месте, так и остались! Вот и весь ответ — все относиельно и в сравнении. Сахарная промышленность скорректировалась на объемы экспорта, который упал (из УССР сахар экспортировался во все союзные республики, а с возведением таможенных заборов и размежевания нас попросту послали и перешли на иные рынки закупок, покупать сахар уже в рамках не плановой командно-административной экономики стало у нас не выгодно и отрасль «ссохлась).

К тому же к нам хлынул импортный тростниковый сахар, который по себестоимости оказался ниже, чем наш свекловичный, поэтому местная сахарная промышленность стала семимильными шагами сворачиваться и корректироваться на существующие экономические условия.

Внешне, безусловно, это выглядело как упадок, однако в экономических категориях — коррекция в пределах макросреды.

Вторая «тройка» категорий (ткани, колбасные изделия, сливочное масло) тоже не изменилась, изменилась лишь рокировка внутри группы. Сокращение производства сакральной «колбасы» я объясняю тем, что, во-первых, произошло сокращение сельского хозяйства, во-вторых, мы стали питаться товарным импортом (мясо из Польши, курятина «Ножки Буша»), колбаса «со вкусом мяса») дали о себе знать, поэтому данная категория в рейтинге 2008 г. поднялась выше (просела больше), чем в 1990 г. К тому же в рамках вступления в 2008 г. в ВТО мы стали хорошим рынком сбыта для других стран, ввиду чего наша мясо-молочная промышленность начала сокращать свой объем.

Производство тканей упало по причине ненадобности (импорт стал удовлетворять потребности, китайские вещи удовлетворили самые истосковавшиеся по «гламуру» вкусы украинцев, я уже об этом упоминал. Сливочного масла мы стали производить тоже меньше по причине «ненадобности» на внутреннем рынке, уложенной нищетой населения и отсутствием экспорта этой категории, которая оказалась неконкурентоспособной по себестоимости, к тому же когда к нам пришла «Рама», и прочая пищевая дешевая пищевая химия в виде спрэдов и «как бы масла».

Интересен тот факт, что в УССР проживало в 4,63 раза меньше населения, чем во всем Союзе. А теперь предлагаю посмотреть на табл. 1. и пройтись вниз по правой колонке «Изменение в раз». Что видим? Рейтинг падения характеризует нашу экономику: ткани (не нужны) , производство сократилось в 11 раз. Обувь — туда же, в 9 раз. А вот теперь попрошу внимания:— производство сливочного масла упало в 5 раз — производство сахара упало в 3 раза — производство той самой «колбасы» тоже снизилось в 3 раза.

Если сопоставить с тем, что у нас стало жить на 11,70% населения меньше, чем в УССР, а в УССР жило, как я уже говорил, в 4,63 раза меньше населения, чем в Союзе — то, очевиден факт — никто нашу колбасу (нынешнюю) не съел, никто сахар не сжевал, никто маслом сливочным не закусил. Просто упало все пропорционально объемам экспорта в пределах союзных республик, плюс ко всему произошла частичная диверсификация рынков сбыта и кое-куда таки Украине удается втиснуть свою производимую «колбасу». Однако, учитывая падение уровня жизни, которое также сюда накладывается, вывод очевиден снова — экономика в пределах «суверенного рынка потребеления» сжалась пропорционально сокращению рынку сбыта. Так что говорить о том, что при СССР было ого-го в масштабах, а сейчас у-у-у-у в объемах — не совсем экономически корректно. Все подобно, как в теореме о подобии треугольников. Вот печальнее тот факт, кто экономика за 19 суверенных лет как отрасль пришла в упадок, а это очевидно находит отражение на каждом украинце, поэтому факт восприятия процесса «в СССР» и «в Украине» — разнятся.

Тогда жилось лучше, потому что мы были богаче, все вокруг работало, страну уважали, а труд человека достойно оплачивался и был в почете. Произошел переворот системы ценностей, человек труда стал считаться холопом и «средством производства капиталов».

Имея рынки сбыта в виде республик СССР и не имея рынков сбыта с меньшим количеством населения — экономика и производство просто скорректировались на эту величину. Как было — так и сжались.

Вот третья категория (см. таблица 2) интереснее. Также см. рис. 2, рис. 3. более интересна. Здесь можно увидеть то, с чем Украина реально остается на плаву и таки смогла вписаться во внешнюю экономику за пределами страны и не только СНГ.Вот категории, которые оказались более конкурентоспособными и востребованными, показали самое минимальное падение (см. Таблица 1):трубы: −60,86% прокат: −46,89% азотные удобрения −44,15% цемент −34,36%

Теперь ответ очевиден, кто «съел» нашу колбасу, куда она делась и кто ел наше масло? Они просто ушли с рынка как отрасли, сократив производство. С чем Украина смогла вписаться в мир — показало малое падение. Плюс ко всему стало значительной статьей экспорта.

Поэтому, я утверждаю, что экономика прошла свой путь от плановой до дико-украинско-капиталистичной в ее уникально-извращенной форме. Возможно, добиться иных результатов и можно было, если бы история пошла по-другому, если бы в аппарате управления страной и экономикой были другие люди, они бы и повели страну другим путем. Однако, исторически сложилось так, что первые годы независимости мы учились быть суверенными и самостоятельными, впоследствии мы уже вписывали нашу экономику в зрелые мировые процессы, а уже в последние годы получаем первые плоды первых периодов. Были и достижения, были, безусловно, и ошибки, не без этого.

Если бы изначально (хотя иначе и быть не могло) управлением экономикой занимались не те, кто еще вчера был в аппарате управления Совмина, которые в силу профессиональных обстоятельств работали как и в период СССР (партноменклатура, «красные директоры», ИТРовцы), а пришли реальные экономисты-реформаторы, влилась молодая кровь, были принесены новые идеи, экономически Украина развивалась бы иначе. А так, мы просто перестроились из социалистической экономики в капиталистическую, но на тех же мощностях и с теми же менеджерами, которые по-другому и не могли управлять системой.

Мы не далеко ушли от плановой экономики, которая завела себя в тупик, работая методами интенсификации, когда без развития мощностей постоянно повышалась планка объемов выпускаемой продукции.

Все сравнения и порицания в стиле «как хорошо мы работали при СССР, а плохо при Украине» — основываются на эмоциях, однако экономика отвечает на этот вопрос по-своему, корректируя свое состояние в зависимости от внешних факторов, коим стал суверенитет. Как работала экономика, так и работает. Вот только мы тогда жили богаче, а купить на 1 рубль можно было больше, чем на 1 гривну.

Вот и весь ответ на вопрос, хорошо ли работает-живет нынешняя экономика. Она как жила — так и живет. Только мы с ней рядом — выживаем, а не живем, как жили. Никто нашу колбасу не ел, просто не на что «украинцам суверенным» ее покупать.

Владимир Беляминов, эксперт по финансовому и экономическому маркетингу, «Хвиля»