Общественность – это Анна Герман?
Общественное телевидение, равно как и свободная от цензуры пресса, на то и общественные, что выражают различные точки зрения, существующие в обществе. Разумеется, кроме тех, которые призывают к розни, насилию, свержению существующего строя и прочим гадостям, описанным в действующем законодательстве. Не будем говорить о точке зрения на саму Анну Герман, не будем говорить о точке зрения на демократию в Украине.
Недавно в Интернете появилось следующее сообщение (цитирую как есть).
«Заместитель главы Администрации Президента Анна Герман считает, что Киевский национальный университет культуры и искусств, ректором которого является Михаил Поплавский, нужно «сократить как безвкусицу в украинской культуре».
«По моему мнению, это заведение культивирует все то, от чего нужно отказаться Украине. Но это только мои идеи. Когда на бутылке водки клеят фото матери - это преступление против нации. Мы должны спасать нацию от алкоголизма, и когда мама рекламирует яд для своих детей - это преступление. Поплавский наносит колоссальный вред украинской культуре. Верка Сердючка - это хирург, она показывает негативные явления, высмеивает их, а он (М.Поплавский, - ред.) это культивирует. Это рассадник кича, безвкусицы и голых девиц. Поэтому Сердючка - это талант, а Поплавский культивирует кичугу. Я его принять не могу и никогда не смогу», - сказала А.Герман, которую цитирует УНИАН.
Мадам Герман подчеркивает: «по моему мнению», «но это только мои идеи». При этом она не принимает во внимание, что свое мнение и свои идеи интеллигентный человек высказывает в кругу своих близких, за столом. Если, конечно, он не признанный авторитет в данном вопросе. Интеллигентный человек может высказать свои личное мнение и в печати, по радио или с экрана ТВ, но лишь в том случае, если он не занимает государственный пост той высоты, на которую вознесена Анна Герман – заслуженно или не заслуженно, это к делу отношения не имеет.
Заместитель главы Администрации Президента безапелляционно раздает оценки и развешивает ярлыки: Верка Сердючка – это гениально, а Поплавский наносит колоссальный вред украинской культуре. В заявлении А.Герман фигурируют также слова «преступление против нации».
Анна Николаевна, вы юрист? Вы искусствовед? Вы государственный деятель, и потому ваше право на подобные заявления несколько ограничено. Ибо что бы вы ни сказали публично, находясь на своей должности, вы говорите от имени государства. В свое время от имени партии и народа, то есть, от имени государства, член Политбюро ЦК ВКП (б) товарищ Жданов дал оценки Анне Ахматовой и Михаилу Зощенко. Товарищ Жданов лучше гражданина Шостаковича понимал, какая музыка народу полезна, а какая вредна и является преступлением.
Время от времени в нашей прессе возникают разговоры о некоем общественном телевидении. Возникают тогда, когда власть хочет показать, насколько она либеральна, терпима и демократична. Президент Янукович тоже несколько раз подчеркнул, что он всецело за свободу слова, что критика в адрес власти полезна для власти и что журналистов не надо подвергать преследованиям за их журналистскую деятельность.
Это совершенно правильно и достойно всяческого одобрения. Искренне надеюсь, что все сказанное президентом по этому вопросу является и его точкой зрения как главы государства, и точкой зрения государственных мужей и дам, его окружающих. Искренне надеюсь, что мадам Герман не пишет для своего шефа тексты подобных замечательных заявлений. Ибо заявления самой мадам Герман насчет свободы слова и демократии вызывают серьезные сомнения в их искренности.
Общественное телевидение, равно как и свободная от цензуры пресса, на то и общественные, что выражают различные точки зрения, существующие в обществе. Разумеется, кроме тех, которые призывают к розни, насилию, свержению существующего строя и прочим гадостям, описанным в действующем законодательстве. Не будем говорить о точке зрения на саму Анну Герман, не будем говорить о точке зрения на демократию в Украине. Поговорим о Верке Сердючке. Скажу, как и Анна Николаевна: «по моему мнению», «это только мои идеи», сценический образ, созданный безусловно талантливым Андреем Данилко, это пошлость. Мужчина, пляшущий в женском платье, хорош раз, два, может, и три раза. Затем он начинает вызывать недоумение, возражение и отторжение. Но, сказав это, я, как журналист, обязан подчеркнуть, что есть немало людей, выражающих прямо противоположную точку зрения. Какая из них верна – решайте вы.
Что Киевский национальный университет культуры и искусств, ректором которого является Михаил Поплавский, нужно «сократить как безвкусицу в украинской культуре» – это мнение заместителя главы Администрации Президента Украины. Позволю себе задать заместителю главы несколько вопросов. На чем ваше мнение основано? Оно где обсуждалось? На этот счет принято решение? Какое? Кем принято? И что вы скажете о других университетах? О качестве нашего высшего образования вообще? Что будем закрывать? Закроем только университет Поплавского, или университет Хачатуряна тоже прихлопнем? (Называю эти два вуза, потому что в одном из них я преподаю, в другом преподавал). На основании каких критериев вы, заместитель главы АП, пришли к своим выводам относительно рассадника кича, безвкусицы и голых девиц? (Рассадник голых девиц – это интересно. Может, вы хотели сказать, питомник?)
Вопросов множество. Вот, например, возникнет у нас общественное телевидение. Выступит в его программе народный артист Украины Филя Киркоров. Продемонстрирует кадры, отснятые его ребятами на приватном праздновании дня рождения одного очень высокопоставленного лиц. Другое лицо, не столь высокопоставленное, но все же поставленное достаточно высоко, скажет, что Филя «культивирует кичугу. Я его принять не могу и никогда не смогу». Закроем Киркорова?
Выступит какой-нибудь журналюга и скажет: «Я Анну Герман принять не могу и никогда не смогу». Кого закроем? Анну Герман или журналюгу?
До тех пор, пока в Украине государственные деятели позволяют себе со всей безапелляционностью высказывать свои личные точки зрения и свои личные идеи в средствах массовой информации и пока эти личные вкусы не получают должной оценки в самих средствах массовой информации, до тех пор дело товарища Жданова будет жить и процветать.