Германия оплатит реконструкцию украинской газотранспортной системы
Итогом берлинской встречи Виктора Януковича с Ангелой Меркель стали новые, обнадеживающие сигналы в диалоге о реконструкции нашей ГТС.
Итогом берлинской встречи Виктора Януковича с Ангелой Меркель стали новые, обнадеживающие сигналы в диалоге о реконструкции нашей ГТС. Канцлер ФРГ заявила о готовности Германии финансировать модернизацию нашей газовой отрасли. Однако отечественные эксперты уверены, что Европа еще не скоро решится ремонтировать украинскую трубу.
-- Газовая дружба
Глава германского правительства в ответ на предложения о сотрудничестве, озвученные Виктором Януковичем, отметила, что Берлин готов инвестировать средства в модернизацию всего украинского газового рынка, потому что Германия заинтересована в хороших отношениях с Россией. «Эта страна играет важную роль, и нужно, чтобы отношения с Россией развивались. Это важно для энергетической кооперации», — подчеркнула Меркель. Однако о сумме инвестиций речи пока не было. Договоренность касается только проведения осенью двустороннего экономического форума, на котором планы сотрудничества приобретут более конкретные очертания. «Мы обсудим, какой вклад может внести Германия в реструктуризацию украинского рынка газа», — пообещала Ангела Меркель.
Украинская сторона официально не комментирует никаких схем сотрудничества с ФРГ. Но в экспертной среде идет обсуждения двух вариантов. Первый — привлечение кредитов через немецкое государственное экспортное кредитное агентство Hermes. Именно через него шли инвестиции на сооружениегазопровода Nord Stream. Второй вариант — создание совместного предприятия, в состав которого войдут немецкая газовая компания E.ON Rurghas, российский ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Правда, второй вариант, что называется, «подкупает» своей новизной. Ведь о таком газотранспортном консорциуме говорили еще во времена президентства Леонида Кучмы. Но тогда, как известно, переговоры к конкретному результату не привели. Поэтому сегодня украинские эксперты не спешат проявлять особый оптимизм. «Пока я не вижу конкретики ни с одной, ни с другой стороны. Обычный обмен пожеланиями в русле подписанной в 2009 году декларации в Брюсселе, которая предусматривает в случае реформирования украинского энергетического рынка кредит в размере 2,5 млрд евро. Нам нужно начать эту реформу, и только тогда рассчитывать на европейские деньги», — сказал «Известиям в Украине» Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос». Согласен с коллегой директор Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. «Сейчас мяч на нашей половине поля. Если мы создадим минимальные условия, а именно прозрачный рынок газа, проведем реформы в энергетическом секторе, откажемся от дотационных схем, европейцы готовы будут инвестировать. Тем более что именно немецкие специалисты просчитали цифру в 2,5 млрд евро, необходимую на ремонт ГТС», — рассказал эксперт «Известиям в Украине». А вот мнения экспертов в вопросе, кто лучший партнер в модернизации трубы, разошлись. Михаил Гончар уверен, что если мы будем отдавать предпочтение сотрудничеству с Россией, то Европа нам откажет в финансовой помощи. Александр Тодийчук, напротив, считает, что именно Россия — лучший для Германии партнер в работе над ремонтом газотранспортной системы Украины. «Учитывая особо хорошие взаимоотношения их газовых компаний, это может быть гарантией успешной реализации трехстороннего сотрудничества», — считает Тодийчук.
О том, что радоваться пока нечему, свидетельствует история переговоров. Так, 23 июня, на встрече еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко стороны договорились, что ЕС примет участие в модернизации трубы. «Наши инициативы поддержали, и я надеюсь, уже в ближайшем будущем мы начнем программу финансирования модернизации ГТС. Об этом Украина и Евросоюз достигли соглашения в Брюсселе еще два года назад», — заметил тогда Юрий Бойко. На встрече обсуждалось несколько вариантов создания совместного предприятия для модернизации трубы. Но главный принцип, с которым согласились и европейцы, состоит в том, что в новой структуре на равных должны участвовать и Украина, и ЕС и Россия. Однако пока дальнейших шагов не последовало. Стороны также не оглашают суммы инвестиций, можно лишь догадываться, какими они будут.
23 марта 2009 года в Брюсселе правительство Украины оценило модернизацию ГТС в $5,5 млрд. Уже в этом году министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил сумму в $2,5—3 млрд. А министерство предоставило свои расчеты — это $6,5 млрд. Видимо, такой разнобой в цифрах смущает инвесторов из Евросоюза.
-- Труба о двух концах
Не стоит забывать, что вопрос модернизации отечественной ГТС сопряжен с такими двумя ключевыми для Украины вопросами, как снижение цены газа и прекращение строительства невыгодного для нас обходного газопровода South Stream из России в Европу, запуск которого запланирован на 2015 год. Еще в апреле российский премьер-министр Владимир Путин предложил украинскому коллеге Николаю Азарову создать совместное предприятие ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Однако украинская сторона до сих пор не дала своего согласия. Виктор Янукович несколько позднее заявил, что объединять две топливные компании можно только в формате 50 на 50 и отметил, что такое объединение маловероятно. Глава Администрации президента Сергей Левочкин подчеркнул, что украинская власть пока не заинтересована в объединении «Газпрома» и «Нафтогаза». По словам чиновника, такое слияние вряд ли станет экономически выгодным. Наши экономисты также подсчитали, что НАК «Нафтогаз Украины» может рассчитывать не более чем на 6% акций будущей компании.
В июле Украина предложила России и ЕС построить новый газопровод, который пройдет по территории нашей страны и будет в 10 раз дешевле обходного South Stream. Речь идет о газопроводе Богородчаны–Ужгород, проект строительства которого был разработан еще в конце прошлого века. В 2002 году для этого даже создали совместное украинско-российское предприятие «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», но дальше проектов дело не пошло. Новый газопровод увеличил бы пропускную способность украинской системы на 60 млрд кубометров газа в год. Для России проект выгоден тем, что он дешевле и строится быстрее. Заинтересована в таком газопроводе и Европа, потому что это позволит ей беспрепятственно строить свой альтернативный газопровод Nabucco. Однако, несмотря на то, что предложение прозвучало еще в июле, пока ни Россия, ни ЕС ответа не дали.
В августе украинская сторона сообщила России, что нам нужны гарантии загрузки нашей ГТС. «Мы хотим получить гарантии от «Газпрома», что будут достаточные объемы транзита. Мы не должны остаться в стороне от транспортных потоков российского газа», — заявил Юрий Бойко после встречи с главой правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.
Однако россияне надежды не теряют. 19 августа глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что украинский «Нафтогаз» и российский «Газпром» стоят на пороге создания совместного предприятия, что может привести к снижению цены газа для украинских потребителей до уровня внутренней российской. На сегодняшний день российское население платит 1880 рублей за тысячу кубометров. «Это чуть больше $60», — посчитал Алексей Миллер. А если украинцы согласятся на совместное предприятие, то Россия готова самостоятельно профинансировать модернизацию ГТС.
Но отечественные эксперты считают, что мы на СП не согласимся. «Для Украины есть хороший пример. Белоруссия отдала половину активов. Но это не помогло белорусам добиться более низкой цены газа. И сейчас президент Александр Лукашенко пытается продать вторую часть активов, чтобы получить хоть какие-то деньги», — напоминает Александр Тодийчук. «Сегодня ни законодательство Украины, ни законодательство России не позволяют передавать в СП ни месторождений, ни газопровода. Конечно, изменить законодательство можно в течение нескольких дней. Но сегодня непонятны выгоды для Украины. Снижение цены газа — это наивные рассуждения. Ведь в России принята программ о равных доходах от продажи газа как на внешних рынках, так и на внутреннем. То есть для россиян цена газа в 2014 году будет такой же, как на внешних рынках. В такой ситуации нам, если и снизят цену, то примерно на три года, а мы взамен отдадим свою трубу», — резюмирует директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин.