Совет национальной бесполезности
По мнению политологов, в уходящем году ведомство Раисы Богатыревой было самым бесполезным госорганом.
«Главком» поинтересовался у украинских политологов, какие государственные органы были самыми бесполезными и неэффективными в уходящем году. Ведомство Раисы Богатыревой – вне конкуренции.
Владимир Фесенко, председатель правления центра прикладных политических исследований «Пента»:
Участников в этом антирейтинге, конечно, много, и каждого из них нужно рассматривать отдельно, но главный для меня – Совет национальной безопасности и обороны. Много шума из ничего, штат раздут, но, собственно, никаких координационных действий в этой области мы не видели. Зато видим удручающее состояние в сфере обороны, отсутствие полноценного министра. Если раньше Собез все-таки был самостоятельным, то сейчас он – просто придаток Секретариата Президента.
Кость Бондаренко, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина:
Министерство по делам молодежи и спорта еще при Кучме хотели ликвидировать, но оно, как какое-то недоразумение, перешло к Ющенко. Хоть я и уважаю Юрия Павленко, его ведомство давно надо объединить с министерством труда и социальной политики.
Второе по бесполезности – Министерство культуры. Его функции по распределению бюджетных средств мог бы выполнять Госкомитет по делам культуры, какие-то функции можно передать МИД. Но культурный процесс не должен модерироваться.
И, наконец, Комиссия по вопросам морали. Я очень уважаю г-на Костицкого, но культурная инквизиция – это нонсенс.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:
СНБО абсолютно не выполнял своих функций. Возможности влияния на внешнюю и внутреннюю политику у него огромны, но он фактически превратился в отстойник для транзитных пассажиров, тех, кто переходит из одной силы в другую. За этот год Советом не издано ни одного серьезного теоретического документа – своего рода «белой книги», шаги по решению газового конфликта не выдерживали никакой критики, не обновлена концепция безопасности. Чего тогда ожидать от Счетной палаты, Минфина, Антимонопольного комитета – это я говорю о тех органах, которые работали в этом году неэффективно.
Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии:
Как по мне, самой неэффективной была деятельность, которой в публичном пространстве занималась СБУ, реабилитируя коллаборционистов, занимаясь судебным расследованием дел по отношению к умершим людям. То есть занимались чепухой, на мой взгляд. Они смело могут бороться за первое место по неэффективности. Хотя, может, у службы есть другие заслуги, но о них мало известно.
Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»:
СНБО действительно был слаб, но его работу нельзя сравнивать с работой других инстанций, поскольку его полномочия ограничены только координацией и он неэффективно координировал то, что неэффективно управлялось. Вот в чем проблема. На самом деле, самым неэффективным в этом году был Президент. Он должен выступать в роли модератора, а Виктор Ющенко выполнял роль конфликтогенную, роль источника напряжения. Как результат, уровень доверия к нему катастрофически низок, а его рейтинг – это ведь отражение отношения людей к конституционному порядку. Вообще 2009 год – это начало кризиса государственности, и все работали плохо, просто с Президента больше спрос.
Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:
Наиболее неадекватно вел себя Секретариат Президента. Орган, который, по сути, нигде не прописан, вытворял такие выкрутасы, что это было больше похоже на военные действия.
Что касается прочих… Если не изменить взаимоотношения между СП и Кабмином, нечего говорить о судебной реформе и обо всем остальном.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
СБУ и СНБО давно исполняют несвойственные им функции – не те, для которых создавались. СБУ превратилась в архивную службу, а СНБО – в орган для озвучивания решений Президента. Неэффективными были все органы исполнительной власти, но правительственные органы хотя бы принимали какие-то решения, пусть и ошибочные, а президентская вертикаль превратилась просто в декорацию.