Психологический портрет новой власти

Украинский политик – это уже диагноз.

Украинский политик – это уже диагноз. О принудительной госпитализации пока говорить не приходится, но все мы наблюдаем, как эти люди превращают политическую борьбу в компенсацию того, в чем они были ущемлены в детстве.

В пресс-центре «Главкома» психологический портрет новой власти составляли известные психологи Александр Букалов, Алексей Шнеер и Олег Покальчук.

Алексей Шнеер: «Технологии достигли такого уровня, что можно кого угодно превратить в принцессу»

Очень трудно говорить о портрете, если на самом изображении много слоев пиар-менеджеров, технологий, имиджмейкеров и т.п. Поэтому описание психологического портрета власти имеет смысл разделить на то, что нам хотят показать, и то, что есть на самом деле и скрыто за семью замками.

С древних времен политикой управляли технологии. Просто в нынешнее время они стали совершеннее и достигли такого уровня, что можно кого угодно превратить в принцессу, независимо от пола.

О портрете, тот который покрыт множественными слоями имиджмейкеров, можно судить по электорату. У меня складывается впечатление, что в политике мы выбираем не того, кто действительно мог бы эффективно управлять, а выбираем «своих». Мы болеем за определенную футбольную команду, что бы там не происходило, как бы команда не играла, нас учат болеть за нее и быть с ней в тяжелые и праздничные времена. Есть определенная категория фанов у «Шахтера», БЮТ, «Нашей Украины». Эти электораты между собой сражаются. Честно говоря, мне непонятно, за что.

Что происходит на самом деле? По психоаналитической технологии люди делятся на психологические типажи, каждому из которых свойственный тот или иной тип деятельности. Например, обсессивным людям свойственна монотонная деятельность, повторение, копание в деталях и т.д. Такие люди эффективны в профессии бухгалтера. Истерический тип свойственный актерам, которым в первую очередь важны отношения, им свойственны быстрые падения и взлеты.

Эпилептологам и психопатическому типу свойственно все контролировать, в этом их сила и недостаток. Эти люди не умеют строить длительных отношений, и они подменяют отношения влиянием и контролем. Для таких типажей свойственные несколько категорий деятельности, например, - политика, криминал, силовые структуры, военная деятельность. Из них получаются замечательные полководцы, потому что такие люди патологически не способны к сопереживанию.

Я думаю, по такой типологии наши политики друг от друга мало отличаются. А то, что их можно окрасить в тот или ной цвет - это уже дело технологий и вкуса.

Александр Букалов: «Украинская ментальность – этическая, поэтому логические волевые решения новой команды могут выглядеть раздражающими»

Соционика – это теория структуры психики как индивидуальной, так и социальной. Методы соционики выделяют различные доминирующие психические функции человека, по которым можно судить о качествах людей и их сочетания в какую-то команду.

С точки зрения соционики, большинство представителей Партии регионов и часть их союзников - это люди с развитой логической функцией. Логики достаточно четко и категорично подходят к отстаиванию своих интересов, очень четко их понимают. Они достаточно быстро оценивают ситуацию и умеют договариваться между собой, не тратя времени на церемонии. Решение задач происходит незаметно для окружающих, но достаточно быстро. Когда в такой логической команде достигается консенсус, проявляется сильное стремление единообразности и консолидации. Эта команда исходит из принципа целесообразности и прагматизма: есть цель, и она должна быть достигнута. Поэтому они могут позволить себе изменить или пренебречь некоторыми неписаными или писаными правилами. Мы видим достаточно свободную интерпретацию ряда положений в законодательстве.

Большинство людей нынешней оппозиции - их противоположность. Это люди с развитой этической функцией или функцией чувствования. Именно это объясняет многочисленные скандалы и эмоциональность.

Логики, которые сейчас пришли к власти, очень эффективно переиграли их на выборах. Они продумали очень четкую и эффективную стратегию поведения, нейтрализацию факторов, которые мешали достичь успеха.

Этой команде от природы свойственна административная логика. С одной стороны, логики умеют активизировать свою структуру, а с другой стороны, склонность к администрированию не мешает создавать новые административные структуры. Что мы и видим в большом количестве вице-премьеров, хотя для этого не было особых предпосылок.

В отличие от этиков, логики склонны избегать публичных скандалов, и стараются не выносить свои прения в средства массовой информации. Поэтому мы видим только готовый продукт в виде решений, которые часто оказываются для многих неожиданностью.

Сама украинская ментальность – этическая, поэтому, с точки зрения значительной части общественного мнения, логические волевые решения такой команды могут выглядеть неуклюжими и раздражающими. Хоть с точки зрения команды власти, все делается целесообразно, логично, прагматично и экономически оправдано.

Олег Покальчук: «Якщо взяти всю українську владу як систему, уражену маніакально-депресивним психозом, то маніакальна фаза належала Юлії Володимирівні, а депресивна – Віктору Федоровичу»

Говорячи про психологію української влади, думаю, доцільніше говорити термінами психопатології. Це цікавіше і прийнятніше для суспільства, зважаючи на негативний рівень оцінки влади в цілому.

Якщо взяти всю українську владу як систему, уражену маніакально-депресивним психозом, то маніакальна фаза належала Юлії Володимирівні, а депресивна – Віктору Федоровичу. Існує явище політичного аутизму, при якому суб’єкти цього процесу внутрішньо добре себе почувають фінансово, політично і на народному рівні непогано складається. Але ззовні…можна якісь бульбашки пускати. Але навіщо?

В цьому середовищі є різноманітні малі групи, а конфлікти між ними звичайні міжособистісні. Коли є зовнішня проблема або зовнішня велика радість, то ці міжособистісні конфлікти мінімалізуються і група виглядає достатньо цілісною.

Все, що робить сучасна влада, починаючи чи закінчуючи останніми домовленостями в Харкові, зроблено в руслі двадцятирічної традиції української політики. З одного боку, завдяки спеціалістам гуманітарної бази, влада виглядає незграбною, але насправді вона «плоть от плоти» політики попередніх років, тому ніяких несподіванок чекати не слід. Ці люди дуже передбачувані. Є якісь окремі екзотичні вияви у вигляді Ганни Герман, але ці крайнощі не визначають суть системи.

Емоційний стан і історія цих людей свідчать, що вони - бізнесмени в політиці. Вони не дуже відрізняються від своїх попередників, а ті - від своїх. Ці люди прийшли з партійних комсомольських кадрів, з бізнесу або з рекету. Тому психологічні особливості вирішування проблем та розв’язування суперечок «по понятіям чи не по понятіям». Якщо така модель поведінки є успішною для індивіда, то вона зберігається як модуль функціонування для цілої системи. Якщо ці люди колись стали успішними завдяки такій поведінці, то у них немає ніякого внутрішнього мотиву міняти цю поведінку по своїй суті. По формі, звичайно, - політкоректність, політес, це все більш менш буде дотримано, для цього створені спеціальні люди. Але мотиваційні чинники залишаються такими ж.

Все политики, за которыми я наблюдал, на самом деле страшно инфантильны. Делают вид, что они страшно солидные, умные, и за счет этого повышают свою самооценку. По типу взаимоотношений в группе - это восьмой класс средней школы. Есть отличница - Юлия Владимировна, есть подруга отличницы - Александр Валентинович и т.д. Есть двоечники – смотрите по списку, кто перешел из фракции БЮТ к Регионам. Хорошие ребята, но хулиганы (смеется).

Политики очень яркие, потому на самом деле очень простые. Эти люди пришли к власти, когда у них в силу обстоятельств был потенциал денежный и энергетический. Они пришли во власть и перестали учиться, что-либо читать, им просто физически некогда. Они лишь деньги считают. Тимошенко своей работоспособностью может замучить любого, она спит по три часа в сутки, когда ей читать?..

Это обычные люди, местами достаточно заурядные. В силу ситуации вынесены на достаточно искусственный пьедестал. Есть детская психология и клиническая психология, вот на стыке этих дисциплин очень точно можно ставить диагноз и отслеживать динамику их развития.

Какое лечение или терапию можно порекомендовать политикам?

Олег Покальчук: В нашій країні необхідно запровадити політичну психіатрію. Якщо говорити серйозно, діагноз ставиться конкретній особистості. Як каже Семен Глузман, поки людина на вулиці когось не вкусила за ногу, її не можна вважати хворою. А те, що вона дивна, це вже таке…

З точки зору бюджетної політики, їх поведінка асоціальна, вони всі асоціальні типи. Але політики ж не з Марсу спустилися, вони такі самі, як ми. Чому звичайні люди мають поводити себе якось інакше, ніж політики? Вони теж будуть красти. А що? Сусіди крали і у них все чудово.

Я в цьому сенсі скептик і песиміст. Коли зміняться покоління і з’явиться критична маса людей, які просто інакше виховані, тоді зміниться ситуація. До того часу буде таке миле товчіння води в ступі.

Александр Букалов: Украинский политик – это уже диагноз. С соционической точки зрения, в большинстве своем - это люди, которые в чем-то были ущемлены в детстве. Их политическая деятельность, политическая борьба – это компенсаторное действие, растянутое на всю жизнь. Это чувство мести за нанесенные в детстве обиды. То есть этиков сменяют логики, но психоаналитическая подкладка у них очень близка.

Новая партия власти склонна выслушивать аналитические центры, различные исследования. Что касается БЮТ, я знаю конкретный случай. Один психолог, увидев конкретные недостатки в работе БЮТ, пришла в штаб и предложила помощь. Ей прямо с порога сказали: «Юлия Владимировна у нас единственный гений».

Алексей Шнеер: Во-первых, психологическую помощь можно оказывать исключительно добровольно. Есть принудительная госпитализация в отдельных случаях, но мы же не об этом пока говорим (смеется). Во-вторых, характер человека изменить невозможно, и с этим нужно смириться.

Что касается работы с рефлекторными психопатическими пациентами, есть особая стратегия. Если такой человек пришел на прием, то перед специалистом всегда стоит дилемма ответственности перед клиентом и обществом. Психопатический человек, который патологически не способен к состраданию и сопереживанию, держится в рамках социальных норм именно благодаря своему неврозу. Я помогу ему справиться с неврозом, а этот человек поймет, что его облегчение лежит, например, в серийных убийствах. Тогда я буду отвечать перед обществом. Кстати первой жертвой в таких случаях является именно психолог. То есть его невроз охраняет социум от его действий.

Какая власть более подходит Украине – эстеты или логики?

Александр Букалов: Сама славянская ментальность тяготеет к эмоциональности. Это видно по политическим ток-шоу, которые превращаются в спектакли. Для такого чувствующего этического этноса действия логической власти могут быть сильным раздражителем. И этот конфликт может разрешиться самым разнообразным методом, противостояние будет нагнетаться.

Есть формы власти очень неудобные, и такие, которые являются дополняющими и комфортными. Дополняющая форма власти пока не создана, а теперешняя власть опирается на проверенные консервативные методы.

Подходит ли психотип Януковича психотипу Украины?

Александр Букалов: Ментальность Украины разделена. Есть юго-восточная ментальность, которая ближе к российской, и есть центрально-западная ментальность. Янукович и Партия Регионов продукт именно юго-восточной ментальности, они там выросли. Юго-восточная ментальность противостоит центрально-западной. Для страны это очень плохо, ведь она постоянно пребывает в ситуации разделения. Проблема в том, что методы управления команд власти являются раздражителем для той или другой стороны. Вылечить это может только эволюция политических элит.

Можете конкретизировать по персоналиям? Например, по Януковичу, Тигипко, Яценюку…

Александр Букалов: С точки зрения соционики, Виктор Федорович Янукович - волевой сенсорный тип. Он всегда подавался как решительный волевой человек, который придет и наведет порядок. Это действительно так.

Сергей Тигипко, прежде всего, деловой логик. По психотипу он предприниматель, что видно по всей его биографии.

Арсений Яценюк – интуитивно-этический тип. Он говорит очень убедительно, но не является волевым человеком, на чем он, собственно, и проиграл. Помните его бигборды? Он хотел надеть на себя маску человека логико-сенсорного волевого типа. Возник диссонанс, который обеспечил падание его рейтинга в два раза. Человек смотрит на Яценюка в телевизоре, смотрит на эти плакаты…и у него, как говорил Задорнов, - не сходится.

Алексей Шнеер: Есть такое понятие как амбивалентность, что означает одновременное существование в человеке двух противоречащих друг другу переживаний. Яценюк – блестящий пример амбивалентности. Он делал то, что хотел на подсознании.

Если рассмотреть отдельных персонажей политики с точки зрения амбивалентности, то вы не ошибетесь. Например, Янукович - мощный хозяйственник, упитанный, немногословный. Что этому противовесит? Мне кажется, вряд ли этот человек действительно хозяин. То, что мы видим, – это фон для человека, который не может выдвинуть себя в качестве фигуры. В Тимошенко тоже можно найти интересные вещи. Обратите внимание на амбивалентность, ищите противоположность, и вы не ошибетесь.

Как Тимошенко переживет психологическую травму от поражения?

Александр Букалов: Для нее это был определенный шок. Ее переиграли, причем очень тонко. Насколько я могу судить, она была железобетонно уверена в победе. Уже достаточно долго мы не видим ее ярких выступлений. Потеряв власть, она потеряла очень сильный импульс, у нее просто выбили почву из под ног. Теперь ей надо собраться с силами.

Это связано с ее типом?

Александр Букалов: Отчасти, потому что она рациональный тип, а рационалу требуется длительное время, чтобы перестроить стратегию поведения.

Азаров, Янукович, Литвин … Подходят ли они друг другу?

Александр Букалов: Янукович является естественным руководителем для Азарова, и достаточно приемлемым партнером для Литвина. То же самое можно сказать про отношения Азарова и Литвина. То есть, в этом властном треугольнике проблем я не вижу.

Кто доминирует?

Александр Букалов: Трудно сказать, но по структуре власти доминирует Янукович.

В то же время Тигипко и Азаров абсолютно разные люди…

Александр Букалов: Они разные люди с разными стратегиями. Между ними, несомненно, есть противоречия. Азаров настроен на удержание и стабилизацию, Тигипко - на рыночные преобразования. Вопрос в том, дадут ли Тигипко развернуться.

Олег Покальчук: З точки зору гештальтпсихології, я б назвав Азарова, Тігіпка і Януковича не фігурами, а фоном. Це три міцних горішки, але, як правило, чим міцніший горішок, тим він слабший. В цій компанії найслабший Тігіпко, найсильніший – Азаров, тому що він вже багато чого бачив, і йому все …

Ці люди формували свою особистість за рахунок того, що були фоном для когось. Тігіпко був фоном для Кучми. Янукович був висунутий у президенти, Азаров теж не рвався в перші ряди, але раз так сказали, то буде працювати. У них є момент цієї спільності - вони не претендують на персональне лідерство.

У Тимошенко не командна структура. Там є вождь і всі решта. Командне рішення приймається лише для того, щоб потім прикрити індивідуальне рішення. Тобто, я йду всупереч команди, якщо вийде, то я отримаю все. Якщо не вийде - команда винна.

У політиків немає стратегії поведінки. У них є тактика, яка міняється кожні п’ять хвилин. По суті, всі вони актори, а у кожного актора є амплуа. У акторів, як і у кожної людини є свої проблеми, поганий настрій, але вони кожен день виходять на сцену і співають, а ми їх слухаємо.

Александр Букалов: Ментальность нашего народа – этическая, а этическому народу нужны зрелища, чувства, скандалы до хрипоты, до драки.

Если новая власть не будет давать зрелищ, в ней разочаруются?

Александр Букалов: Новая власть должна петь и плясать. Если она не будет участвовать в этом, то потеряет значительную поддержку.

Алексей Шнеер: Я работал с бизнес-компанией, у которой были представительства в разных регионах Украины, каждое из них я попросил создать эскадрилью самолетиков из бумаги, назначив приз за оформление. Восточный регион скрепил из газеты огромный авианосец, и поместил на него маленькие самолетики. Центральный регион - Киев и область – создали свои самолетики и расписали их всеми самыми знаменитыми брендами. У южан эскадрилья играла всеми цветами радуги, получилась такая курортная, туристическая эскадрилья. Знаете, что сделали западные ребята? На столе у них стояла эскадрилья в сдержанных тонах, а под столом стояла… запасная. Это проявление того, что люди живут в ситуации, когда постоянно меняется власть и условия жизни. Речь не идет о том, кто хуже или лучше, а о том, что это совершенно разные культуры, которых пытаются впихнуть в одни законы, в одни вправила. Мне кажется, в Украине происходит то же самое, только в меньших масштабах.