Выборы без «Батьківщини»?
Юлия Тимошенко грозит бойкотировать местные выборы, если власть не прекратит создавать «Батькивщине» проблемы в некоторых региональных ячейках.
Юлия Тимошенко грозит бойкотировать местные выборы, если власть не прекратит создавать «Батькивщине» проблемы в некоторых региональных ячейках. Точнее – фактически уводить их от материнской партии. Свою угрозу Тимошенко не так давно отправила в виде открытого письма лично в адрес Виктора Януковича.
Расчет Тимошенко – на международный резонанс и общественную нелегитимность выборов, в которых может не принять участие крупнейшая оппозиционная партия. Во всяком случае, давно симпатизирующая ЮВТ Европейская народная партия синхронно высказалась с осуждением вмешательства органов юстиции в партийные дела «Батькивщины».
Коротко сложившуюся в Киевской областной и Львовской парторганизациях «Батькивщины» ситуацию можно описать так: органы юстиции не дают зарегистрировать партии новых руководителей организаций, «освященных» высшим партийным руководством, и всячески способствуют отстраненным руководителям – Владимиру Майбоженко и Ивану Деньковичу – оставаться на местах. Более того, именно старое руководство, вооружившись дубликатами печати и решениями судов, занимается всем предвыборным процессом «Батькивщины» на Киевщине и Львовщине, включая составление списков и формирование комиссий.
Один из юристов Тимошенко Сергей Власенко утверждает, что по закону суды не имеют права вмешиваться во внутренние вопросы объединений граждан и жалуется на беспредел властей.
«По Киевской области мы трижды проводили конференции, на которых избирали главой организации Константина Бондарева, и трижды областное управление юстиции отказывало в регистрации, – возмущается Власенко. – Они считают, что есть какие-то нарушения, но на этой стадии они должны просто вносить в реестр и, если есть сомнения, проводить проверки. Они даже придумали новый абсурдный термин – «не приймати до відому». Как же можно «не приймати», если они это прочитали! И власть после этого будет говорить, что не имеет к этому отношения. Еще как имеет и должна прекратить этот беспредел! А ВСЮ должен привлечь к ответственности судью Печерского суда, который просто нарушил закон, вмешавшись в объединения граждан».
«Батькивщина» даже обратилась в Генпрокуратуру с требованием признать действия Майбоженко и Деньковича, цепляющихся за свои руководящие должности, незаконными. Денькович узнал об этом от корреспондента «Главкома» и эмоционально заявил, что прокуратуры не боится:
«Сейчас у нее (Тимошенко) агония – в Карпатах хорошо знают, что когда гадюку убивают, есть последняя агония, когда она хочет укусить. Я думаю, что ей это не удастся. И общаться с украинцами она мне не запретит. Это белое братство надоело уже всем и на Востоке, и на Западе. К сожалению, идеи, о которых Тимошенко говорила людям, и то, что проводила кулуарно, – совсем разные вещи. А я буду говорить правду, какой бы тяжелой она ни была».
Правда, на вопрос, какая именно идеология будет в кампании «его» «Батькивщины» Денькович ответил весьма абстрактно, но уверил, что партия готова идти на выборы, – штабы работают и составлены комиссии в теризбиркомы.
Предположим, что власть не прекратит судебные игрушки и на выборы в нескольких областях (в зонах риска ходили также Харьковская, Луганская и Ивано-Франковская) действительно пойдут клоны «Батькивщины». Каким образом Тимошенко будет реализовывать свои планы бойкотировать выборы? Опыт показательного игнорирования выборов у БЮТ уже есть, но нельзя сказать, что очень удачный. В 2009-м блок заявил о незаконности выборов в Тернопольский облсовет и отказался принимать в них участие. Но БЮТ все же остался в бюллетенях и даже без предвыборной кампании, получил 12 мандатов, которые потом гордо сдал. Спустя полтора года бютовцы признают, что в этой ситуации тогда выиграли кто угодно, только не они. И, тем не менее, снова заводят песню об игнорировании выборов. «Игнор» предполагает два варианта: либо полный по всей Украине, либо в отдельных областях. Сергей Власенко рассказал «Главкому», что из личного разговора с Тимошенко он понял, что она склоняется к последнему варианту:
«Я понял ее слова так, что, если власть продолжит беспредел по нашим организациям в Киевской и Львовской областях, мы рассмотрим неучастие в избирательном процессе в этих областях».
Звучит такая формулировка, правда, парадоксально. Если сохранится нынешняя ситуация, то «настоящая» «Батькивщина» и так будет отстранена от процесса. В каких же формах тогда будет бойкот?
«У нас есть план действий на этот случай, более того, есть несколько вариантов поведения», – секретничает Власенко.
Можем предположить один из вариантов – это активное разъяснение ситуации на местах и призыв не голосовать за «Батькивщину» в этих регионах. Вариант достаточно затратный и, главное, дезориентирующий не особо вдающегося в тонкости избирателя, в том числе, и из других регионов.
В то, что Тимошенко устроит всеукраинский «страйк», пока мало верят даже ее однопартийцы. Некоторые даже однозначно выступают против.
«Политика – это драка, поэтому, раз уж ввязался, – маши руками. Или уходи из политики, – смеется бютовец Сергей Терехин. – Местные выборы очень важны. Мы их недооценивали, и потом получали такие казусы, как в Тернополе, или в Киевской области и Львове сейчас. Местные власти формируют «индекс удовольствия» гражданина. Первая власть, которая входит в контакт с избирателем – это местная. Поэтому нельзя бойкотировать».
Практический смысл бойкот и соответствующий призыв к избирателям могли приобрести в качестве метода снижения явки и срыва выборов. Например, недавний конституционный референдум в Молдавии признан несостоявшимся как раз по причине слабой заинтересованности граждан. Но на местных выборах в Украине кворум не требуется, что явно снижает значимость такой технологии. Поэтому единственный смысл бойкота – привлечь внимание.
И хотя такая тактика в масштабах всей страны действительно могла бы выглядеть очень эффектно и серьезно подпортила бы и так не самый демократический имидж Януковича на Западе и, в какой-то степени, внутри страны, в ней есть масса рисков.
«Бойкот – это крайняя мера противодействия, – говорит глава Института Горшенина Владимир Фесенко. – Конечно, наибольший эффект она приносит, когда поддерживается сразу несколькими оппозиционными силами, что в наших условиях проблематично. Пока же такие заявления используются просто как средство давления на власть и международную общественность».
Не боятся пока угроз Тимошенко и в Партии регионов, отрицая по ходу любое вмешательство во внутрипартийные дела.
«Это чистый блеф, чтобы поддержать спадающие рейтинговые штанишки «Батькивщины», – заряжает свою словесную пушку Михаил Чечетов. – Мы приняли очень демократический закон о выборах, принцип которого – танцуют все. И Юлия Владимировна может участвовать в выборах, а может – нет. Ну, будет не 102 танцора на танцплощадке, а 101. Этого никто не заметит, потому что и так негде протолкнуться».
Председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко напоминает Тимошенко историю начала 2000-х, когда белорусская оппозиция бойкотировала выборы в местные советы, но ничего этим не добилась: «Я бы советовал Тимошенко в тех регионах, в которых у нее проблемы, пытаться провести своих представителей по спискам ПРП и других партий, но бойкот, в любом случае бесполезен».
А для расползающейся на глазах «Батькивщины» этот метод может стать и вовсе губительным, поскольку уход от избирательного процесса неминуемо нанесет урон партийной системе. После этого Тимошенко сможет смело говорить, что в свое время положила себя на алтарь демократии. Только вряд ли такое развитие событий входит в ее планы.