Чего потребует Россия от Президента Украины?
Москву интересуют ОПЗ, Укртелеком, статус русского языка и гарантии для Черноморского флота.
Как бы сегодня кандидаты в Президенты Украины ни заявляли наперебой о необходимости установить нормальные отношения с Россией, совершенно очевидно, что у Москвы будут четкие требования к любому победителю украинских выборов. Счет, который Кремль предъявит Тимошенко или Януковичу, может быть не так просто оплатить. «Главком» поинтересовался у российских политологов, чего же захотят Путин и Медведев от нового руководства Украины.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии (Москва):
Никаких идеологических предпочтений на выборах в Украине у Кремля нет. Если бы Кремль считал, что, например, Олег Тягнибок, во-первых, может победить, а во-вторых, способен лучше других выполнять бизнес-обязательства, его бы поддержали. Не явно, конечно, а тайно, но поддержали бы.
Бизнес-интересы России в отношениях с новым украинским руководством будут касаться целого ряда условий, связанных с транзитом нефти и газа, энергетикой в целом, а также с приватизацией определенных объектов украинской промышленности. Среди последних, конечно же, недоприватизированный ОПЗ. Ведь весь смысл конфликта вокруг этого завода состоял в том, что он в конечном счете должен был быть куплен российской стороной у Коломойского. Российские хозяйствующие субъекты решили купить ОПЗ у Коломойского, вместо того, чтобы переплачивать за него на аукционе. Из-за этого Юлия Владимировна, придя в ярость и ужас, и отменила аукцион.
Кроме того, Россию интересует Укртелеком, а также гарантии прав собственности для тех российских корпораций, которые уже присутствуют на различных украинских рынках.
Российские компании, и в первую очередь ТНК-ВР, заинтересованы в том, чтобы нефтепровод «Одесса – Броды» по-прежнему действовал в реверсном режиме. Это основные требования.
Ясно, конечно, что Россия не хотела бы, чтобы в ближайшие пару лет ставился вопрос о выводе Черноморского флота. Однако это не значит, что Москва потребует гарантий его вечного базирования в Севастополе. Более того, в Стрелецкой бухте под Новороссийском начинаются приготовления к строительству новой базы для ЧФ РФ.
Националистическая риторика Ющенко – только повод для наездов на него, но не причина. Причина – личная ненависть, построенная на зависти к революции 2004 года. Ющенко – это символ унижения и для Путина, и для Медведева, поскольку Медведев был куратором проекта «Янукович» как руководитель администрации президента России. Того унижения Путин и Медведев Ющенко никогда не простят, какова бы ни была его риторика.
На Тимошенко и Януковича этот фактор не распространяется. Другое дело, что и Тимошенко, и Януковичу Кремль не доверяет. Януковичу он не доверяет с тех пор, как тот потерял власть в 2007 году, а Тимошенко с тех пор, как она поставила подпись под брюссельской декларацией о модернизации газотранспортной системы Украины весной 2009 года.
Однако при выполнении определенных бизнес-гарантий Кремль готов быть лоялен и толерантен к любому украинскому президенту.
Борис Кузнецов, директор Центра международной и региональной политики (Санкт-Петербург):
Самое важное, чего хотелось бы российском руководству и многим другим в России, – это налаженный контакт между первыми лицами двух стран. Без этого наши отношения всегда будут ущербными. Понятно, что между Медведевым и Ющенко контакта нет. Придет ли к власти Тимошенко, Янукович или кто-то третий, с каждым будут выстраиваться индивидуальные отношения. Лучше кто угодно, чем ваш нынешний президент.
Один из важных вопросов, который будет обсуждаться с новым руководством Украины, это судьба базы в Севастополе. 2017-й год не за горами, и естественно, это очень болезненный вопрос для наших отношений. Это вопрос не только исторической памяти. Сейчас в Севастополе живет огромное количество людей, которые связаны с Россией. Моряков невозможно просто так переселить в другое место – там и могилы их родственников, там и дети их учатся – это по-человечески все сложно. Я думаю, что Россия постарается предпринять все усилия, чтобы продлить аренду базы в Севастополе, тем более что и с геополитической точки зрения это важно.
Российская бизнес-экспансия в Украину будет происходить при любых властях. Думаю, что в 2010-м году начнется экономическое оживление, и Украина – одно из самых перспективных направлений для российского капитала. Вопрос в том, насколько группы украинского бизнеса и ваши властные структуры заинтересованы в усилении его позиций.
Вопрос вступления в НАТО пока для Украины не актуален, поэтому он не будет болезненным в украинско-российских отношениях.
Вопрос транзита газа тоже будет решаться на взаимоприемлемых условиях.
Очень важным для Кремля будет вопрос статуса русского языка и состояния русских школ в Украине.
Что же касается вероятного победителя выборов, то российскому руководству будет легче всего договариваться с Януковичем, чем с Тимошенко. Она, как говорится в русской пословице, «мягко стелет – да жестко спать». Я не думаю, что частые встречи Тимошенко с Путиным свидетельствуют о чем-то большем, чем то, что оба они являются премьер-министрами. Если Тимошенко станет президентом, она будет достаточно жестко отстаивать интересы Украины.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, председатель правления Института Украины (Москва):
Действующий президент Украины Виктор Ющенко фактически сделал тему «российской угрозы» основой своей избирательной кампании. К сожалению, эти опасения подпитываются необдуманными заявлениями некоторых российских региональных лидеров, например, президента Чечни Рамзана Кадырова. Впрочем, судя по заявлению руководства московского представительства агентства «Рейтерс», высказывания Кадырова были выдернуты из контекста. А в том, что касается реальных целей России, есть первоисточник. Это президент РФ Дмитрий Медведев. Недавно он заявил, что все, чего хочет Россия, это чтобы в Украине «русский язык не обижали, чтобы позволяли развиваться двусторонним контактам, чтобы наши совместные экономические проекты развивались, чтобы не было к Киева обязательного желания погрузиться в какой-то иностранный военный блок».
Наша цель – это равноправное и взаимовыгодное, интенсивное партнерство в экономической, политической, военной и культурных сферах для осуществления совместного индустриального прорыва. В рамках этого проекта могут быть решены такие амбициозные задачи, как:
• Совместное развитие высокотехнологичных производств (авиастроение, космическая промышленность, атомное машиностроение, общее машиностроение, биотехнологии)
• Валютный и таможенный союз.
• Создание единого рынка труда.
• Совместная экспансия на внешние рынки. В частности, создание совместных энергетических проектов, нацеленных на извлечение прибыли на внешних рынках (экспорт электроэнергии в Европу, наращивание объемов нефтепереработки для замены экспорта нефти на экспорт нефтепродуктов, строительство нефтепродуктопроводов, совместный выход на ближневосточные и центральноазиатские рынки добычи природных ресурсов и т.д.)
• Естественно, не последней по важности задачей является обеспечение надежной работы украинской трубопроводной системы. Одним из вариантов решения этой задачи могло бы стать возвращение к идее газотранспортного консорциума.
• Учитывая последние вопиющие случаи рейдерства со стороны украинских властей, нас волнует защита прав и собственности российского бизнеса, действующего на территории Украины.
Масштабное экономическое сотрудничество и развитие кооперации, особенно в высокотехнологичных отраслях, невозможно в ситуации военно-политического противостояния. Поэтому так важно закрепление статуса Украины как дружественной по отношению к России державы и недопущение использования военного потенциала Украины против России. В качестве механизмов реализации этой задачи могут быть использованы:
• Военный союз с Россией (как двусторонний, так и в рамках ОДКБ).
• Вхождение Украины в новую систему европейской безопасности, сформированную при участии России.
• Законодательное закрепление нейтрального статуса Украины при одновременном предоставлении ей гарантий безопасности и территориальной целостности.
Естественно, российская сторона готова обсуждать условиях продления пребывания Черноморского флота в Севастополе после 2017 г. Дополнительным бонусом от военно-политического сотрудничества могли бы стать совместные проекты России и Украины на мировом рынке торговли оружием.
Следующая задача – это восстановление общего духовного, гуманитарного и социо-культурного пространства. В первую очередь речь идет об официальном закрепление статуса русского языка в качестве второго государственного или, как программа-минимум, в качестве регионального.
Также среди гуманитарных задач:
• Обеспечение максимально возможной свободы передвижения граждан обеих стран.
• Формирование единого информационного пространства. Обеспечение свободы распространения российских СМИ в Украине и украинских СМИ в России.
• Формирование единого образовательного пространства. Максимально широкий диалог на уровне вузов и научного сообщества.
• Отказ государства от вмешательства в дела церкви, в частности от давления на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.
России нужна стабильная, экономически сильная, дружественная и, извините за нотку цинизма, платежеспособная Украина. Вряд ли кто-то обрадуется с соседством с государством-банкротом, раздираемым внутренними противоречиями и конфликтами.
На выборах президента Украины у России в этот раз нет своего кандидата. Российская Федерация готова вести диалог с максимально широким спектром украинских политических сил, выстраивая этот диалог на основе перечисленных выше принципов. Конструктивные предложения присутствуют в предвыборных программах таких политиков, как Виктор Янукович, Сергей Тигипко, Петр Симоненко, Владимир Литвин, Инна Богословская и даже Арсений Яценюк, который еще год назад был радикальным евроатлантистом, но, видимо, переосмыслил свою позицию.
Виктор Янукович, имеющий особые отношения с партией «Единая Россия», - это носитель так называемой чеболистской модели («Что хорошо для крупного бизнеса, хорошо для страны»). Партия Регионов как партия крупного бизнеса имеет тенденцию к размениванию своих программных принципов на экономические преференции. Так, в частности, было с откладыванием в сторону вопроса о статусе русского языка в период второго премьерства Януковича. Есть и вопросы относительно волевых качеств лидера Партии Регионов. Ведь он дважды отдавал власть под давлением (в 2004 и 2007 гг.).
Оптимальным для России партнером был бы президент-технократ. Заявку на технократичность в своей программе сделал Сергей Тигипко, но, видимо, эти выборы для него только этап раскрутки своего политического проекта. И, к сожалению, пока еще не было шанса протестировать Тигипко на такой важный критерий, как предсказуемость и последовательность.
Что же касается Юлии Тимошенко, то с ней ведется интенсивный диалог как с действующим премьер-министром, и этот диалог более конструктивен, чем с командой украинского Президента. Однако ряд идеологических постулатов Блока Тимошенко (единственный государственный язык, унитарное государство и т.д.) настораживает. Юлия Тимошенко - носитель идеологии авторитарного популизма. И в случае ее прихода к власти мы, скорее всего, столкнемся с ее постоянным лавирование между разными центрами силы (Россия, США, ЕС). То есть это будет вариант Александра Лукашенко. Кроме того, Юлия Владимировна слишком часто меняет свои политические взгляды и есть сомнение в ее надежности как стратегического партнера. Впрочем, подобные претензии можно предъявить и многим другим украинским политикам. Именно поэтому сегодня Российская Федерация отказалась от политики ставок на конкретные фигуры и перешла к формулированию своих интересов и диалогу на их основе с широким спектром политических сил.