Тимошенко рассорит коалицию?
Руководство фракции БЮТ сделала подарок своим «тушкам».
Руководство фракции БЮТ (дополнительная буковка «Б» в ее названии просуществовала недолго) сделала подарок своим «тушкам». После того как 28 перешедших в коалицию депутата плюс практически переехавшая работать на Банковую «группа Портнова» были изгнаны из БЮТ, они получили вожделенный для многих статус внефракционных со всеми вытекающими.
Вытекающие – это новый регламент, согласно которому такие бесхозные депутаты могут не просто объединяться в группы с громкими названиями, что мы и наблюдали в последнее время, но и претендовать на некоторые полномочия настоящих фракций. Ради такого в парламентской среде был придуман термин «группа с полномочиями фракции», который «перебежчики» повторяют на полном серьезе, а их бывшие соратники по партии при этом брезгливо морщатся. И если ранее регламентный комитет отказывал «тушкам», объединившимся в группы, в особых правах, то теперь, как сказал «Главкому» глава комитета Владимир Макеенко, «у них есть шансы».
Надо вспомнить, что в парламенте зарегистрировано уже несколько групп, среди которых благодаря самопиару выделяется группа, шефствует над которой самый первый бютовец-ренегат Игорь Рыбаков. Туда входит парочка, близкая к экс-министру транспорта Иосифу Винскому – Задирко – Каплиенко, луганчанин Виталий Курило, харьковчанин Валерий Камчатный, экс-регионал из Крыма Василий Кисилев и другие товарищи с особым мнением.
Есть группа «За відродження виробничого потенціалу України», которую курирует экс-бютовец Игорь Савченко и группа Давида Жвании «Право выбора». Конечно, истории и мотивы людей, входящих в эти формирования, – абсолютно разные, а глобальная цель того же Жвании – взять полностью под контроль фракцию НУНС, в то время как планы его коллеги-конкурентов по сколачиванию групп – более скромны. Беда Жвании еще и в том, что депутатов из его группы крайне сложно исключить из НУНС при сложившемся раскладе, так что он просто вынужден вести игру по-крупному.
Измененный в этом году регламент действительно потенциально дает расширенные полномочия группам депутатов, которые состоят из 15 и более человек. Так, с подачи того же Василия Киселева статья 59 регламента была дополнена следующим пунктом:
«За депутатською групою позафракційних, кількісний склад якої становить п\'ятнадцять і більше осіб, визнаються права на участь у засіданнях Погоджувальної ради з правом ухвального голосу, подання пропозицій щодо кількісного та персонального складу тимчасової спеціальної комісії, тимчасової слідчої комісії або спеціальної тимчасової слідчої комісії, виступ одного представника на пленарному засіданні з кожного питання порядку денного пленарного засідання Верховної Ради».
Фактически это и есть некоторые полномочия фракции, но довольно-таки куцые. Сам Киселев уверил «Главком», что его группа рассчитывает на большее:
«Это и представительство в комитетах, и право выдвигать своих кандидатов в президиум. Для этого нужно вносить изменения в регламент, и это станет предметом договоренностей с коалицией. На этой пленарной неделе этого точно не произойдет, а вот на следующей – вполне может».
Говорит о необходимости менять регламент в этой части и Валерий Камчатный:
«К тому же, соответствующие законопроекты уже вносили и Юрий Кармазин, и Игорь Савченко, и в том, что касается прав новоформирующихся фракций, у научно-экспертного управления претензий нет. Другое дело, что мы вряд ли будем инициировать перераспределение комитетов – это может привести к лишнему хаосу».
Камчатный поведал даже о таких тонкостях, как переговоры с аппаратом Верховной Рады по поводу специальной рассадки для свежеиспеченной группы. Еще один покинувший Тимошенко депутат – Юрий Полунеев в такие мелочи вникать не стал, но заявил, что не против заполучения новых полномочий для организованных «тушек».
«Что плохого в том, что депутаты будут координироваться, а не бродить по залу? – рассуждает он. – А регламент – это ведь не роман в камне, его при необходимости можно изменить. Упорядочивание межфракционной прослойки полезно, если оно направлено не на политиканство и не выколачивание собственных «хотелок», а на решение законодательным путем животрепещущих вопросов».
Конечно, в решении животрепещущих вопросов автор программы «Украинский прорыв», входящий в группу «За відродження виробничого потенціалу України», толк должен знать. Что интересно, обязуется исполнять программу, написанную своим коллегой, другой пришелец в коалицию – но уже из «рыбаковской» группы Геннадий Задирко, которого исключали из фракции целых два раза:
«Это Тимошенко политтехнологи подсказали, что надо устраивать «чистку рядов» и нас пустили в свободное плавание. Но я не считаю себя предателем, наоборот, всегда предупреждал Тимошенко о коррупции в ее рядах, и буду продолжать действовать в группе в русле «Украинского прорыва».
«Рыбаковцы», первое заседание которых, если верить их набожному лидеру, завершилось молебном, говорят, что с амбициозными Давидом Жванией и Богданом Губским им не по пути. Мол, у таких чемпионов по кулуарной борьбе свои планы на беззащитных внефракционных, которые ищут, к какому берегу пристать.
Сам Рыбаков сказал «Главкому», что в ближайших планах – переименование группы, перерегистрация, а потом уже вопросы регламента:
«По нынешнему регламенту мы уже процентов на 40 владеем правами фракции».
А вот остальные 60 процентов – под большим вопросом, ведь изменения в регламент надо проводить голосами большинства, и вряд ли появление под куполом конкурентов почти такой же численности и с такими же правами сильно порадует «маленьких» коллег регионалов по коалиции.
«На фракции мы такого решения еще не принимали, – говорит коммунист Спиридон Килинкаров. – Но моя личная точка зрения, что расширять права каких-то групп не стоит. Ведь эти непонятно как сформированные группы не получали поддержки на выборах и не имеют права представлять себя как фракцию. Иначе надо отказываться и от регламента и от Конституции».
Солидарен с Килинкаровым и его идейный оппонент – руховец Вячеслав Коваль из регламентного комитета:
«Это все бред сивой кобылы. Фракции формируются теми партиями, которые преодолели 3%-ный барьер. Это предусматривают Конституция и закон о выборах. Конечно, нынешний состав Конституционного Суда может дать какое угодно разъяснение: например, что внефракционные депутаты не знают, чем заполнить свою жизнь, поэтому им можно разрешить создавать фракции. Но изменениями в регламент этого достичь нельзя».
Не совсем понятно, зачем такое упорядочивание «тушек» нужно Партии регионов, которая и так прекрасно контролирует большинство. Один из влиятельных регионалов в беседе с «Главкомом» рассуждает так:
«Не все же могут уйти от Юли к нам напрямую (типа избиратель не поймет), а так у них появляется буфер в виде какой-то группы. Но им с головой хватит тех полномочий, что сейчас прописаны в регламенте. Ведь должности, которые они получили за лояльность, не имеют к Раде отношения. Так что это чистые понты – тому же Рыбакову надо корчить из себя главу фракции. Смешные люди».
«Групповики», правда, с таким определением не согласны и грозятся устроить коалиции головную боль, если к их мнению не будут прислушиваться.
«Члены коалиции не должны делиться на белых и черных, – говорит Валерий Камчатный. – Голосовать без внефракционных коалиции сейчас сложновато, так что если они будут нам сильно противодействовать, то, в первую очередь, будут противодействовать себе».
Но разрозненность потенциальных групп (сколько людей в их группе и кто в нее входит, часто не могут назвать сами ее участники) и их абсолютно искусственная основа позволяют регионалам относиться к подобным требованиям снисходительно. А пример «перебежчиков» прошлого созыва оставляет «перебежчикам» нынешним призрачные надежды надеяться на изменение этого отношения.