Янукович копает под землю
Объектов для потенциальной приватизации, оставшихся еще с советских времен, становится все меньше...
Объектов для потенциальной приватизации, оставшихся еще с советских времен, становится все меньше, поэтому государство активно присматривается к такому обширному ресурсу, как земля.
Под шумок по поводу резонансного решения Конституционного Суда Виктор Янукович на Ялтинском саммите заявил, что уже готов пакет законов по урегулированию рынка земли и в конце 2010 – начале 2011 годов они будут приняты. А там и долгожданное снятие моратория на продажу земель сельхозназначения должно подоспеть, поскольку по нынешнему законодательству этот процесс зависит исключительно от принятия законов «О рынке земли» и «О государственном земельном кадастре». В переходных положениях Земельного кодекса сказано, что без принятия данных законов мораторий отменить нельзя.
Запрет на продажу земли действует с 2002 года, когда вступил в действие Земельный кодекс, и с тех пор те, кто в свое время получили земельные паи, полученные после отчуждения колхозных земель, не могут от них избавиться за живые деньги. Мораторий постоянно продлевался «консервативной» Верховной Радой, в то время как и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко безуспешно ветировали парламентские инициативы. Ющенко называл продление моратория тупиком для землевладельцев, которые не имеют наследников, и даже грозился сам внести законопроекты, «разруливающие» ситуацию. Тем не менее, последний раз Рада продлила мораторий до 2012 года.
Аргументы противников продажи земли сводятся к тому, что в отсутствие нормальной законодательной базы рынок может погрузиться в хаос, а иностранные инвесторы скупят украинские земли за бесценок. Сторонники отмены моратория упирают на то, что промедление с формированием земельного рынка приводит только к углублению коррупции в этой сфере. Ведь хотя формально продажа земли запрещена, существует масса испробованных механизмов ее присвоения. После того как парламент прикрыл лазейку с продажей пая по договору мены, в арсенале земельных баронов по-прежнему остались и наследование, и аренда на 49 лет, и получение участка с помощью судебных решений «за долги» при теневой договоренности между «продавцом» и «покупателем». Также либералы доказывают, что продление моратория стоит Украине миллионы потерянных инвестиций. В сохранении же нынешнего статуса-кво видят интерес аграрного лобби.
Но раз о принятии соответствующих законов говорит получивший ныне неограниченную власть Президент, а перед этим замглавы АП Ирина Акимова недвусмысленно намекала, что мораторий может не продержаться даже до 2012 года, есть основания говорить, что в ближайшее время рынок может сдвинуться с мертвой точки. Хотя на уточняющие вопросы европейских журналистов, когда именно будет снят мораторий, Янукович ответил обтекаемо, заявив, что не хочет подменять парламент.
«Продажу земли сельхозназначения у нас давно сделали страшилкой, хотя профессионалы в один голос говорят, что с рынком земли надо что-то решать – он не то что созрел, а перезрел, – уверяет президент ассоциации «Земельный союз Украины», которая помогает властям в подготовке соответствующего законодательства, Андрей Кошиль. – И при наличии политической воли эти законы можно принять в промежуток между выборами в местные советы и выборами в ВР. Вполне логично, если это будет первая половина 2011-го года. Рынок земли выгоден, в первую очередь, гражданам Украины, потому что процентов до 50 собственников паев, которые получили такие земли, – это пенсионеры, люди, который выехали в города и не могут обрабатывать землю, люди, выехавшие в другие страны. До 4,5 миллионов гектаров вообще не обрабатываются, потому что ее собственники не решили, что с ней делать».
Вопрос в том, какие именно нормы будут выписаны в готовящихся законопроектах. Например, сейчас в Земельном кодексе есть ограничение, что одно лицо не может владеть более чем 100 гектарами. С другой стороны, по словам Кошиля, есть расчеты, что одно хозяйство будет эффективно, если его площадь будет составлять от 100 до 400 гектаров. Но опять же, многое зависит от того, какой будет концепция развития таких хозяйств. Точно так же дискуссии могут идти и по поводу сроков изменения целевого назначения земель (сейчас его нельзя менять в течение 10 лет), и минимальной цены продажи.
Нынешний министр аграрной политики Николай Присяжнюк, ведомство которого и занимается «земельными» проектами, уверен, что мораторий давно пора снимать, но чтобы при этом приоритетное право на землю осталось за жителями сел. Вплоть до льготного кредитования селян, которые захотят прикупить земли.
«К тому же, Минагрополитики убедило правительство в том, что закон о рынке земли принимать нужно, но в нем отдельно написать, что продажа земель сельхозназначения регулируется другим законом, – говорит «Главкому» заместитель заведующего отделом Института государства и права НАН Украины Павел Кулинич. – То есть, к известным двум законопроектам надо будет добавить еще один. Я, кстати, считаю, что тот же закон о кадастре не имеет никакого отношения к регулированию рынка земли. Вот по единому реестру прав на недвижимое имущество, который составляется по приказу Минюста, можно будет проследить, чтобы один человек не мог купить больше нынешней нормы в 100 га. А так он может купить по «сотне» в разных районах, и кадастр не дает возможностей этому препятствовать».
Эксперты сходятся в том, что в ближайшее время у Верховной Рады не дойдут руки до земли, поскольку этот щекотливый вопрос однозначно не будет ставиться перед местными выборами, а в свете решения Конституционного Суда у парламента есть дела поважнее – приводить в соответствие массу ключевых законов. Но принять законы и снять мораторий можно и в марте, и в сентябре следующего года. Были бы голоса. Пока что категорически против традиционно выступают коммунисты, которые после недавних событий и вовсе не связаны никакими коалиционными договоренностями.
«Конечно, мы будем против снятия моратория, и, если нас поддержат оппозиция и внефракционные, у регионалов ничего не получится, – говорит коммунист Спиридон Килинкаров. – Я понимаю, конечно, что у многих наших граждан есть желание продать свои паи, но в таком случае мы вернем систему «помещик – батрак», а земли при этом будут скуплены за бесценок».
«Землю и душу не продают!» – с таким лозунгом шел на президентские выборы Владимир Литвин. Но пока неясно, как его фракция будет реагировать на продление моратория. Например, депутат от БЛ Валерий Баранов уверен, что «пока не будет частного рынка, хозяина на земле не будет», но при этом признает, что «во фракции – разные мнения». Его однопартиец – член аграрно-земельного комитета Сергей Терещук называет два требования «литвиновцев»:
«Нужно провести инвентаризацию, а также государство должно вести активную политику на рынке, чтобы значительную часть земель оставить в собственности. Ведь во всем мире земля выполняет две функции – это обеспечение продовольственной безопасности и основа поддержки сельской инфраструктуры. Может, большие компании после снятия моратория и будут собирать большие урожаи, но земля может потерять эти свои функции».
Впрочем, есть подозрение, что позиция Блока Литвина может варьироваться в зависимости от настроения сочувствующего бизнесмена и депутата от ПР Василия Хмельницкого. Но эти голоса можно будет и проигнорировать, поскольку среди оппозиционеров хватает тех, кто выступает за «запуск» рынка земли. Но от ответа на вопрос, поддержат ли они ПР в отмене моратория, если та, наконец, до нее дозреет, представители НУНС и БЮТ уходят. Пока реально не до того.